Партер и кресла — все кипит

7 региональных театров России, которые стоит посетить

5 минут
Партер и кресла — все кипит

Культурная программа туриста часто ограничивается осмотром достопримечательностей. Мы восполняем этот пробел — рассказываем об интересных региональных театрах и спектаклях, которые стоит посетить.

«Красный факел»

Новосибирск

Камерный, ламповый и душевный — именно эти слова лучше других описывают «Красный факел». Обычному туристу он не так известен, как другой новосибирский театр, НОВАТ, но провинциальным его не назовешь. Здесь любят новое и на месте не сидят: из Новосибирска — в Москву, оттуда — в Цюрих, Вену, Дрезден. Даже несмотря на коронавирусные ограничения, гастрольная жизнь краснофакельцев столь богата, что ей могут позавидовать и столичные труппы.

Театр находится в историческом здании начала XX века. Его интерьеры сохранили винтажный флер, зато репертуар — на редкость современный и актуальный. Здесь ставят и пьесы молодых драматургов, и классику, которая получает новые смыслы.

Взять хотя бы «Три сестры»: этот спектакль, поставленный на языке глухонемых, стал сенсацией, а фраза из школьного учебника по литературе о том, что чеховские персонажи не слышат друг друга, получила вдруг наглядное подтверждение.

Часто сценой для спектаклей становится театральный буфет. Например, «Великолепная Марлен» по биографии и мемуарам Марлен Дитрих идет прямо в кафе — удобно, если искусство не воспринимается на голодный желудок.

Что смотреть обязательно:

«Маскарад». Спектакль-старожил театра: в репертуаре он держится уже 12 лет благодаря прекрасной актерской работе Александра Балуева.

«Три сестры». Шанс увидеть этот спектакль выпадает нечасто, ведь его гастрольный и фестивальный график расписан на годы вперед. Драма идет на языке жестов с русскими субтитрами.

Драматический театр им. Ф.Г. Волкова

Ярославль

Ярославский храм искусств считается первым профессиональном театром в нашей стране: в 1750 году представления для широкой публики организовал купеческий сын Федор Волков, а площадкой для действий послужил кожевенный амбар. Спектакли, конечно, Россия знала и до этого, но тогдашние театры были дворцовыми или домашними, попасть в них могли только избранные, и постановки были не регулярными, а по случаю. Ключевое отличие волковского театра состояло в том, что у него появилось постоянное помещение, актеры стали получать зарплату, возникла билетная система, то есть прийти мог каждый желающий.

Но не только славными прошлыми заслугами живет волковский театр. В его нынешней афише имена ведущих режиссеров, а классика соседствует с яркими современными постановками.

Обязательно запишись на экскурсию по театру, ведь интересно, что там, за занавесом? Гид покажет сценический комплекс, проведет по закулисью, цехам, где делают декорации, и по другим скрытым от зрительских глаз местам. Стоимость взрослого билета на экскурсию — всего 200 рублей.

Что смотреть обязательно

«Отцы и дети». Режиссер Анджей Бубень в этой постановке поднимает вечный вопрос отношений детей и родителей и пытается объяснить зрителям, почему мы не умеем любить и часто боимся признаться в своих чувствах.

«Циолковский». Премьера 2021 года оказалась столь хороша, что была включена сразу в семь номинаций премии «Золотая маска». Спектакль посвящен жизни великого русского ученого Константина Циолковского, который шел к своей цели, несмотря на глухоту и бедность.

Красноярский театр юного зрителя

Красноярск

Казалось бы, название театра настраивает на то, что взрослому человеку в нем делать нечего. Ничего подобного. Взять хоть титульный спектакль труппы — «Алиsа». Да, он по мотивам произведений Льюиса Кэрролла, но понравится и взрослым: в зрелищном, высокотехнологичном шоу практически нет текста, зато много танцев, спецэффектов и невероятных визуальных придумок.

Современная история Красноярского театра связана с именем Романа Феодори, возглавившего его в 2011 году. Новый худрук принес ТЮЗу не только премьеры, но и открыл лабораторию драматургии и режиссуры и стал работать, пожалуй, с самой трудной возрастной категорией — с подростками.

Для тинейджеров в театре организована лаборатория «Вешалка». Темы для нее всегда подбираются такие, на которые родители обычно с детьми предпочитают не разговаривать. Например, в 2022 году центральное место в лабораторных спектаклях будут занимать вопросы секса, гендера, тела в подростковом мире.

За 10 лет из «Вешалки» выросло 12 спектаклей — немало. Посмотрим, что появится в этом году.

Что смотреть обязательно

«Алиsa». Тот самый случай, когда уместно сказать «лучше один раз увидеть». Потому что сложно описать сложносочиненные и безупречно выполненные сцены, которые с каждой минутой становятся «все чудесатее и чудесатее».

«Хлебзавод». Спектакль создан из диалогов и монологов старшеклассников, темы — самые актуальные: дружба, любовь, бытовые конфликты, вражда. ТЮЗовцы назвали свою постановку «Замесом в девяти эпизодах». Восемь — это рассказы подростков, а в девятом речь идет об экскурсии на хлебозавод, которая оборачивается настоящим триллером.

«Провинциальные танцы»

Екатеринбург

Театр, основанный в Екатеринбурге еще в 1990 году, со временем стал передовой российской площадкой современной хореографии. Любопытно, что за 32 года «Провинциальные танцы» так и не обзавелись постоянной сценой для выступлений — спектакли идут в ТЮЗе, в ЦК «Урал» и других театрах и домах культуры Екатеринбурга. Но, может быть, это и неплохо, учитывая богатый гастрольный график труппы. Чтобы увидеть постановки «Танцев», не обязательно ехать на Урал, театр — частый гость столицы и всевозможных фестивалей.

В постановках «Танцев» сочетаются русское и инородное, классическое и модное, фольклорные мотивы и контемпорари. Спектакли часто намеренно освобождены от слов (а иногда еще и от декораций) — только музыка и эмоции, выраженные в движениях артистов. А характеры героев и их переживания передаются пластикой и удивительными костюмами.

Что смотреть обязательно:

«Сердце на его рукаве». 18-минутный спектакль состоит из отдельных эпизодов. Все начинается мягко и тепло: под ноктюрн Шопена тела семи танцовщиков перетекают, словно ртуть, перекатываются по полу. Но постепенно движения становятся резче и агрессивнее.

«Свободу статуе!» Постановка сделана в популярном жанре спектакль-вербатим — она состоит из монологов и диалогов обычных людей из разных стран, рассуждающих о свободе. Под эти рассуждения и строятся движения артистов.

ЧТСТ (Челябинский театр современного танца)

Челябинск

У Челябинска имидж настолько суровый, что город меньше всего ассоциируется с хореографией. Но все стереотипы напрочь разбивает театр современного танца, существующий уже 30 лет. Более того, он дал жизнь целому направлению в хореографии — челябинский контемпорари.

ЧТСТ создали педагог и хореограф Владимир Пона и его жена Ольга, ставшая художественным руководителем и режиссером-постановщиком. В труппе театра 14 виртуозных, «думающих телом» танцовщиков, каждый — индивидуальность, узнаваемая на сцене, и творец.

Никаких точных, прописанных комбинаций, исполнители сами придумывают рисунок танца, исходя из собственных представлений о прекрасном. Спектакли театра — это музыкальная и хореографическая непредсказуемость, летающая акробатика и ни капли фальши и надуманности. Вот что такое челябинский контемпорари.

Что смотреть обязательно:

«Бегущие». Спектакль Ольги Пона поставлен по книге нобелевского лауреата по литературе Ольги Токарчук. Однако конкретного сюжета в постановке нет: танец, пластика тела на уровне эмоций включают зрительское воображение. Именно это и интересно.

Moza Memory. Спектакль-перформанс, созданный по мотивам фильма «Прибытие» Дени Вильнева, показывает, насколько подвижна наша память. Оказывается, многое из того, что мы помним, либо вообще не случалось, либо происходило не так, как нам представляется. Постановка показывает историю одного мечтателя, который искал себя и нашел! В космосе.

НОВАТ (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета)

Новосибирск

НОВАТ называют сибирским Колизеем — из-за огромного здания в форме кольца (самого большого театрального здания в России), а еще из-за того, что к нему в Новосибирске ведут все дороги, мимо точно не пройдешь. Античная стилистика зала — тоже в копилку сравнений: на верхней галерее стоят 16 скульптурных копий произведений мастеров древности.

Кстати, здание, построенное в раннее советское время, задумывалось вовсе не как театр, а как Дом науки и культуры «панорамно-планетарного типа». Он должен был объединить цирк, театр и кинотеатр, планетарий и даже водные представления. Во время праздников колонны демонстрантов, идущие по Красному проспекту, должны были входить через боковые ворота здания и проходить прямо по сцене, становясь частью авангардного коммунистического спектакля.

Сегодня этот театр составляет конкуренцию самым известным столичным сценам. В репертуаре балетная и оперная классика, а также современные версии знаковых произведений. В НОВАТе регулярно ставят спектакли мировые мастера хореографии и режиссуры.

Главные премьеры:

«Собор Парижской Богоматери». Знаменитый балет Ролана Пети стал одной из главных театральных премьер 2021 года. В НОВАТе он представлен в постановке балетмейстера Луиджи Бонино — хранителя традиций автора, его ассистента и друга.

«Волшебная флейта». Действие этой оперы Моцарта режиссер перенес в цирк (впрочем, за двухсотлетнюю историю куда его только не помещали). Задумка режиссера объяснима: в опере силен мотив уличного балаганного театра, а где же лучше всего реализовывать игровое начало, как не в цирке?

Воронежский камерный театр

Воронеж

Рыцарь со шпагой, восседающий на лошади с куриными ногами, — так выглядит эмблема Камерного театра. В этом образе есть свой символизм: в средние века лошадка на куриных ножках была знаком народного театрализованного действа.

Но не только эмблемой запоминается театр зрителям. В его копилке уже под сто собственных спектаклей, десятки номинаций на «Золотую маску», три врученные «Маски», многочисленные фестивали и гастроли. Репертуар отличается невероятной насыщенностью — за месяц труппа показывает около 25 спектаклей, представления проводятся в любой день недели, в том числе и по понедельникам.

В распоряжении Воронежского камерного — четырехэтажное здание в стиле лофт с несколькими сценами, арт-галереей, кафе, студией звукозаписи. Но так было не всегда, еще семь лет назад театр был вынужден ютиться в правом крыле Дворца культуры железнодорожников с труппой человек в десять и залом на сто мест.

Что смотреть обязательно:

«Дядя Ваня». «Сцены из деревенской жизни» — именно так называется жанр чеховской пьесы. Действие разворачивается на типичной советской даче 1970-х с железным рукомойником и душем на участке. Эта провинциальная тоска, грусть о лучшей доле и мечты о любви — все это зрителя моментально захватывает.

«Зеркало». К хореографии театр стал обращаться совсем недавно (танцевальная труппа в ВКТ появилась только в 2017-м), и сразу успех: в 2021 году эта постановка получила «Золотую маску». Спектакль необычен уже тем, что литературной основы у него нет, а все действие строится вокруг огромного зеркала, занимающего центральное место на сцене.

Текст: Виктория Решульская

Читайте также

© 2022. S7 Airlines — Все пpава защищены