Впечатления, вдохновение, акварель

Ловить оттенки морских портов

4 минуты
Впечатления, вдохновение, акварель

В детстве мы коллекционировали наклейки и игрушки. Когда выросли, стали собирать билеты на самолет, магнитики на холодильник, теплые встречи и яркие сновидения. Но главные сокровища — это впечатления. Юля Барминова — художник-акварелист, которая собирает коллекцию портов по всему миру.

Смотришь на твои картины и чувствуешь, как дует легкий морской бриз. Когда ты решила стать художником?
Мне кажется, творческие профессии не выбирают. Если внутри у человека есть искра, все произойдет само. Перед ним лежит листочек с ручкой, и он обязательно начнет рисовать. Любовь к своему делу непременно проявится.
Я всегда рисовала. Даже не помню подвижные игры со сверстниками. В докомпьютерное время была звездой класса: всем подружкам перерисовывала в тетради диснеевских принцесс. Делала контрольные по черчению за шоколадки. Это получалось естественно и просто. Поэтому решила учиться на архитектора. И параллельно пыталась получить художественное образование: работала в студиях, пробовала рисовать маслом, акрилом. Но всегда пыталась найти что-то за рамками академического образования. Тогда я бросала студию, в которой училась, и начинала искать другую.
У меня есть три морских акварели из 2009 года. Я закончила учебу, считала себя художником и впервые попробовала нарисовать морской пейзаж, у меня не получилось. Это была катастрофа. И решила: «Море никогда не буду рисовать. Это не мое». Как с мужчиной, который тебя отверг, и ты говоришь себе: «И не надо. Не очень-то хотелось».

Я выбросила все художественные материалы и устроилась администратором в школу живописи. И только спустя четыре года подумала: если меня это радует, почему я этого не делаю?! Я могу рисовать все, что хочу, и просто получать от этого удовольствие. Теперь я никому не должна предоставлять отчеты, корочки и дипломы. Море я не рисовала, но выбрала два главных сюжета: архитектуру и цветы.

Почему все изменилось?
Прошло два года, я жила на Кипре. Проходила мимо порта — и при виде рыбацких лодок сердце начинало стучать чаще. Это был сюжет моей мечты.
Розовое, оранжевое на закате, спокойное, сложное, с бликами, с камнями под водой, с лодками и рыболовными деталями. Или абстрактное: только перетекающие друг в друга бирюзовые и синие элементы, отдаленно напоминающие волны.

В итоге я сдалась. В 2014 году нарисовала первую морскую акварель в порту Лимассола. Получилось неплохо. Тогда поняла: я нашла себя. Ведь если это твой сюжет, ты будешь рисовать его тысячу, две, пять тысяч раз — и тебе все еще будет интересно. От моря я никогда не устану. Это неисчерпаемая тема. Оно разное: красивое, сложное, бирюзовое, сиреневое, розовое, черное, синее, яркое, серое, стихийное, спокойное, горячее, холодное, контрастное, скучное, невероятное.

Чтобы найти сюжеты для картин, надо объехать весь мир?
Я много путешествую — мне все надо увидеть своими глазами. Найти достойный сюжет намного сложнее, чем потом нарисовать его. Нужно приехать к морю, добраться до порта, поймать красивый свет. Я рисую по своим фотографиям, из некоторых мест привожу десятки снимков.
Путешествовать ради закатов в порту. Смотреть, как по-разному небо отражается у берегов рек, озер, морей и океанов. Перерисовывать рыбацкие снасти. Слушать, как чайки на всех языках кричат одинаково. Мечтать о новых местах. Запоминать нечто большее, чем просто детали и цвета.
Сколько портов в твоей коллекции?
На сегодняшний день у меня 13 стран и 58 портов. Это Кипр, Франция, США, Нидерланды, Испания, Швейцария, Италия, Израиль, Португалия, Северный Кипр, Словения, Хорватия и Сербия. Эту серию я назвала «Острова в океане» по книге Эрнеста Хемингуэя.

Но нигде я не видела такого красивого моря, как на Кипре. Там меня впервые заворожила игра бликов на поверхности воды, переплетение канатов, рыбацкие снасти, крики чаек в порту.

А потом закрыли границы...
Да, я планировала набрать сто портов к концу года. Получилось всего три. В марте слетала в Париж, с тех пор я в России. У меня был кризис: два месяца я вообще не рисовала. Жила между Казанью и Москвой и не знала, что делать без моря. Тогда объявили самоизоляцию и даже в Крым нельзя было поехать.

И тут случилось чудо. Я увидела рекламу школы яхтинга — они запустили обучение капитанов онлайн. Можно было узнать все про навигацию, устройство лодки, ветры и течения. И подумала, что это поможет углубить мою тематику.

Яхтинг повлиял на твое творчество?
Я постоянно рисовала море, но никогда не ходила под парусом. Обучение позволило мне увидеть воду с лодки.

В июле я поехала в Петербург, начала ходить под парусами, управлять яхтой. Выучила весь такелаж, шкоты, фалы, брасы. Следующими пунктами стали Москва и Нижний Новгород. Оказалось, там тоже есть яхтинг и можно снимать потрясающие сюжеты. Удивительно: я пока не могу посетить порты других стран, но занятия яхтингом помогли подняться на новую ступень. Если бы не было карантина, я так бы и стояла на берегу и смотрела на лодки со стороны. И никогда бы не стала частью этого морского приключения.

Если бы из воды показалась золотая рыбка, что бы ты загадала?
Я мечтаю, чтобы границы открылись.
Присоединяюсь к мечте. И куда бы ты отправилась?
Я бы хотела совершить переход на яхте по всему Средиземноморью. От берегов Португалии, мимо Испании, Франции, Италии — и дальше по побережью к Марокко и Тунису. А после — пересечь Атлантику и отправиться на Карибы.

Чтобы встретить настоящую историю, нужно искать. Сорваться в другой город, чтобы увидеть закат, приезжать в яхт-клуб, чтобы поймать новый свет. Ждать момента, рисковать и не бояться утопить телефон ради пары кадров, потому что именно они могут быть «теми самыми».

Какого цвета твое море?
Оно везде разное. Чем дальше от экватора, тем оттенки серее. Не такие бирюзовые, изумрудные, как на Атлантике в районе Португалии. Раньше я слегка приукрашивала воду — делала ее ярче, синее, бирюзовее. А сейчас я стараюсь не искажать цвета. Чтобы потом люди узнавали: вот Швейцария, а здесь — Дунай. На последних работах волны стального оттенка — это Финский залив.
Ты замечала, что твои акварели вдохновляют людей на путешествия?
Думаю, да. Мы с учениками часто выезжаем на пленэры. Столько знакомств, новых впечатлений и возможностей никогда не найти сидя дома.

Мне кажется, что акварель, путешествия, яхтинг — это способ испытать что-то особенное, волшебное. Мне нравится атмосфера в порту и в яхт-клубе. Много классных людей. Во Франции рисовала лодку, мимо проходил ее хозяин и тут же решил купить работу. Были случаи, когда я обменивала акварели на парусные тренировки.

У тебя есть верный попутчик — твоя дочь Олеся. Вы постоянно путешествуете вместе. При этом ты ведешь мастер-классы и пленэры. Как тебе это удается?
Моей дочке 10 лет. Я вернулась к рисованию, когда ей было два года. Я отношусь к творчеству серьезно. Сейчас это моя работа, и я хочу уделять этому время. Это отношение я старалась донести до нее. Для детей рисование — это развлечение. Но если говорить, что для тебя это важно, ребенок однажды поймет. Я говорила Олесе: «Три часа я работаю, потом проведем время вместе». Уже в шесть-семь лет она позволяла преподавать. И сама увлеклась рисованием.
Многие мечтают творить, путешествовать, рассекать волны на яхте. Расскажи, как найти источник вдохновения?
Мне кажется, творчество — это невозможность не делать. Сначала ты уделяешь ему время, потому что получаешь от этого удовольствие. Каждый день приходишь и думаешь: «Я сейчас порисую, потому что мне будет хорошо. Не потому, что надо. Не потому, что я за это получу деньги. И я не буду думать о результате».

Через год будет заметен прогресс. Не бывает такого, что бьют в одну точку — и нет результата. Получается все лучше и лучше.

Я не верю в талант. Я верю в то, что время, желание, страсть и энергия, которые вы отдаете творчеству, возвращаются к вам результатом. Сколько вы отдали, столько и вернулось.
А дальше стоит прислушаться к своим желаниям. Надо перестать обманывать себя. Некоторые говорят: «Мне нравится обнаженная натура, но я буду рисовать красные цветы, потому что они лучше продаются». Надо вытащить наружу свою индивидуальность. Так быстрее станешь узнаваемым. Все художники, которых я знаю, очень принципиально относятся к выбору сюжета. Рисуют только то, что нравится. Мечтаешь рисовать камни или налить краску в банку и вылить ее на холст? Готов это делать бесчисленное количество раз? Значит, это твое. Посмотри на творчество как на нечто, где тебе позволено абсолютно все.

Я не родилась художником-акварелистом, рисующим море. Творчество дарило мне такое счастье, что я стала делать это снова и снова. И я хочу продолжать.

Беседовала Ксения Кабак
Фотографии и картины Юлии Барминовой

© 2021. S7 Airlines — Все пpава защищены