Время пульсирует в массивных кремлевских стенах и образах чудом сохранившихся фресок Великого Новгорода и Пскова. Эти древние города-республики — одновременно и неотделимая часть русской истории и культуры, и что-то, совершенно не похожее на Россию. Настоящие окна в другое время и пространство. В статье расскажу, где смотреть фрески Феофана Грека, чем отличались по характеру новгородцы и псковитяне и куда летал голубь с купола Святой Софии.
Содержание
- Остановка первая: Великий Новгород
- Остановка вторая: Псков
Остановка первая: Великий Новгород
В Новгород из Москвы поезд приходит рано — в 6.45 утра. Можно взять кофе в одной из сетевых кофеен на Вокзальной площади — например, вот здесь, — и пойти по пустому городу к Новгородскому кремлю. Путь вдоль Воскресенского бульвара и улицы Людогоща к Кремлю займет примерно 20 минут. Название улицы произошло от славянских слов «людъ» и «гости» — что означает «купцы». Идя по этой улице, ощущаешь дыхание древнего Новгорода.
Дойдя до Кремля, не заходите сразу внутрь через Воскресенскую арку — основные музеи и билетная касса откроются только в 10 утра. Лучше пройдитесь вдоль кремлевских стен, почувствуйте дух средневекового города, в котором вы оказались.
Новгородский Кремль (Детинец)
Новгородский Кремль или Детинец, как называли его новгородцы, основан в XI веке князем Владимиром Ярославовичем, сыном Ярослава Мудрого. Но тот, деревянный, Кремль не сохранился. В нынешнем виде новгородский Детинец был создан в XV–XVI веках по приказу Ивана III — уже после падения Новгорода. Поэтому он напоминает Московский Кремль.
Пройдя вдоль полуторакилометровых кремлевских стен, можно зайти внутрь с противоположной стороны — через Пречистенскую арку. Оказавшись внутри Кремля, попадаешь на перекресток разных эпох. Тут есть и древние постройки — Софийский собор, — и постройки времен покорения Новгорода Москвой — Владычная плата, Софийская Звонница, Часозвоня. Есть и постройки более поздние: здание Присутственных мест — главное административное здание Новгородской губернии в XVIII–XIX веках, времен, когда Новгород превратился в обычный уездный город.
Построенный в XIX веке Софийский собор всегда оставался символом Новгорода, не менее значимым, чем вече. На кресте одного из куполов собора есть фигурка голубя — символ Святого Духа. По легенде, голубь застыл, увидев погром Новгорода, учиненный Иваном Грозным. В XX веке голубь из легенды стал реликвией. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем в качестве трофея вывезли в Испанию. Вернулись они в Новгород только в 2004 году и с тех пор хранятся внутри Софийского собора. А на куполе установлен новый голубь.
Есть ли места, в которых вы будто перемещаетесь в прошлое? Расскажите в комментариях!
Софийский собор c голубем на вершине
Другие кремлевские реликвии уцелели в годы войны, потому что были спрятаны — несколько колоколов Софийской звонницы были зарыты в землю, а один оказался на дне Волхова, потому что в перевозившую его баржу попал снаряд. Теперь эти колокола находятся рядом с местом, где они были установлены.
Еще одну реликвию Софийского собора, вывезенную уже самими новгородцами в качестве трофея из одного из европейских городов, можно увидеть с правой стороны от входа в собор — это Магдебургские ворота.
Магдебургские ворота. Вокруг того, как они попали в Новгород ходят легенды
Они были изготовлены в XI веке в Магдебурге для собора Успения Пресвятой Девы Марии в Плоцке. Исследователи сходятся во мнении, что ворота стали военным трофеем новгородцев. По одной из версий, они были вывезены из Швеции после победы при Сигтуне, по другой — из ливонского Дерпта.
Ворота перевозились в разобранном виде, и при сборке русский мастер Авраам добавил по-славянски недостающую информацию к сценам из Ветхого и Нового заветов — видимо, для того, чтобы не перепутать.
Надписи новгородского мастера Авраама
Напротив Магдебургских ворот расположена Владычная (или Грановитая) палата — старейшая гражданская постройка в России. Она появилась в 1433 году — за 45 лет до падения Новгорода. Палаты были новгородским аналогом Дворца дожей в Венеции — здесь проходили заседания суда и собирался совет новгородской знати.
Есть на территории Кремля и аналог Пизанской башни — Часозвоня. Это самое высокое сооружение Детинца — вы ее легко найдете. На башне расположены часы и колокольня, которая оповещала жителей о начале нового часа. Но, претерпев ряд перестроек, башня стала наклоняться. Сейчас она на реставрации.
Несмотря на обилие древних построек, основное внимание туристов приковано к памятнику «Тысячелетие России». Он появился в 1862 году. Все стараются узнать героев памятника: просветители, военные, государственные деятели и люди культуры и искусства. Памятник выполнен в виде одновременно колокола и шапки Мономаха — символов государственности и новгородской вольницы.
Памятник стоит напротив здания Присутственных мест. Само здание построено в XVIII веке, когда Новгород превратился в провинциальный город, но оно хранит память о том древнем городе — здесь находится главное здание Новгородского музея–заповедника. Билеты можно купить здесь. В музее представлены экспонаты, найденные в результате раскопок: помимо монет, украшений, предметов быта, это еще и знаменитые новгородские берестяные грамоты. Они были основным средством коммуникации древних жителей. При раскопках найдены как деловые письма, так и личные. Всем известны любовное письмо девушки XII века (грамота № 752) или хрестоматийные грамоты новгородского мальчика Онфима.
Ещё один музей на территории Кремля, который следует посетить, — это мастерская реставраторов Грековых. Билеты можно купить тут. Находится мастерская в здании бывших Судного и Духовного приказов, справа от Часозвони. Мастерская существует с 1966 года и занимается восстановлением фресок XIV века церкви Спаса Преображения на Ковалеве, расположенной в 5 километрах от Новгорода в деревне Волотово. Во время Великой Отечественной войны церковь была полностью разрушена — реставраторы восстановили 120 композиций храмовых росписей из сотен тысяч фрагментов. Работа по восстановлению храма не закончена — мастерская продолжает работу, хоть и получила статус музея.
Мастерская реставраторов Грековых
Теперь отправимся на торговую сторону или, как её называли новгородцы, Торг. Софийскую и торговую сторону соединяет Горбатый мост через реку Волхов. Он построен на месте старого, который назывался Великим. Мост для местных жителей был одновременно местом и для кулачных боев, и для исполнения наказаний — отсюда провинившихся горожан бросали в Волхов. Параллельно на мосту была развёрнута оживлённая торговля, как на мосту Понте Веккьо во Флоренции. Иногда все это происходило одновременно.
Глядя на торговую сторону, первое, на чем останавливается взгляд, — арки Гостиного двора. Он был построен в XVII–XVIII веках на месте Ярославова двора — здесь находилась главная торговая площадь древнего Новгорода. Справа, на том месте, где находятся арки, были новгородские торговые ряды: хлебные лавки, кожевенные, рыбные, пушные и множество других. Здесь же торговали привезёнными товарами иноземные купцы. Самыми ходовыми импортными товарами были ткани и металлы — олово, медь, свинец.
Новгород и Псков были партнёрами Ганзейского торгового союза, включавшего крупные торговые города Северной и Западной Европы: Любек, Гамбург, Магдебург, Стокгольм, Таллин, Кенигсберг. Это союз возник в XIII веке и просуществовал до XVII века. Ганзейские купцы могли беспрепятственно торговать в Новгороде и Пскове, а новгородцы и псковичи — в городах Ганзы. Основными экспортными товарами новгородцев были воск и меха. Особенно в Европе ценили беличий мех. В память о Ганзейском союзе на торговой стороне в Новгороде установлен фонтан с гербами городов — основных торговых партнеров Новгорода.
На Ярославовом дворе собиралось знаменитое новгородское вече. Вече как институт местного самоуправления использовалось в Новгороде и подчинённых ему городах довольно широко. Вече могло созываться не только на уровне города, но и у каждого района или конца, и даже у новгородской улицы было своё вече. На общереспубликанском вече собирались представители всех концов Новгорода: Людин, Загородский и Неревский на Софийской стороне, а также Славенский и Плотницкий — на Торговой стороне. На вече обсуждались налоговые и торговые вопросы, выбирался посадник, одобрялся представитель центральной власти — князь. Обсуждения всегда были жаркими. По некоторым вопросам противоречия были настолько непримиримые, что собиралось сразу два веча — на торговой и на софийской стороне. В конечном итоге участникам этих собраний приходилось выяснять отношения в кулачном бою на мосту через Волхов.
И если вече носило функции законодательной власти, то исполнительной властью в городе были посадник и тысяцкий. Посадник — высший гражданский сановник, аналог венецианского дожа. Тысяцкий — высшая полицейская и военная должность. В XI–XII веках посадником в Новгороде был представитель киевского князя, но в последствии эта должность преобразовалась в выборную. Отношение с центральной власть у новгородцев было особенное — они могли выгнать не понравившегося им или провинившегося в чем-то княжеского наместника. Сам князь не мог иметь в Новгороде землю и вести дела — он должен быть максимально независим от местной правящей элиты.
На торговой стороне расположено множество храмов. Все они были построены на купеческие деньги. Недалеко от ганзейского фонтана расположились Церковь Иоанна Предтечи, Церковь Георгия на Торгу и Пятницкая церковь. Церковь Иоанна Предтечи была местом для решения торговых вопросов.
Самый древний храм на Торговой стороне — Никольский собор, в котором сохранились фрески XII века. Сейчас все эти храмы на реставрации.
Но древние фрески в Новгороде все же увидеть можно — в Церкви Спаса-Преображения на Ильине. Этот храм XIV века знаменит тем, что он — единственный, где сохранились фрески Феофана Грека. Сохранность фресок поражает — уцелела большая часть уникальных древних росписей.
Росписи Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине
Образ Спаса в Церкви Спаса Преображения на Ильине
Местные говорят, что Спаситель, образ которого расположен в медальоне центрального купола, смотрит на пришедших в храм — хотя церковь давно получила статус музея — так, как они этого заслуживают.
Еще одна церковь, которую можно посетить, расположена в километре от Преображенской — Церковь Федора Стратилата на Ручью. Храм построен в XIV веке. В отличие от Преображенской церкви, с которой они ровесники, настенная живопись сохранилась здесь фрагментарно. Реставрационные работы проводятся и сейчас.
Реставратор в Церкви Федора Стратилата на Ручью
Остановка вторая: Псков
Сев на «Ласточку», уже через три часа можно оказаться в другом древнем городе — Пскове.
В 1347 году Псков получил независимость от Новгорода. С тех пор город самостоятельно развивал укоренившиеся здесь новгородские традиции, придав им самобытность. Ярче всего это выразилось в иконописной школе. Псковская архитектура с одной стороны напоминают Новгород, с другой — уникальна.
Прогулку по Пскову лучше начать с Кремля, который здесь называется «Кром». Он находится на выступе между реками Пскова и Великая. Псковский Кремль по площади в четыре раза меньше новгородского, но он гораздо раньше стал каменным — в XII веке. Входной билет в Кремль стоит 200 рублей. Можно также за 2 000 рублей купить единый билет во все псковские музеи, за исключением Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (о нем — позже).
Географическое положение Пскова диктовало ему условия: город вынужден был отражать нападения недружелюбных соседей — в первую очередь, Литвы и Швеции. Псковичи постоянно совершенствовали оборонительные укрепления. В XIII веке внутри Крома была построена еще одна крепость — Довмонтов город. Назван так по имени построившего его псковского князя Довмонта.
Внутри Довмонтова города было возведено несколько церквей, которые не сохранились — Собора Святой Софии и Церкви Кирилла над Греблей. Визуально это выглядит сейчас, как филиал римского форума. Древние руины смотрятся так же солидно, как итальянские, хоть и на несколько веков моложе.
В Псковском Кремле все постройки расположены очень компактно. Сохранились Свято-Троицкий собор и Колокольня. Во времена республики собор выполнял и административную функцию — здесь находилась казна, архив и располагалось боярское собрание. На соборной колокольне находился вечевой колокол. Тут же, на соборной площади, проходило и вече. Несмотря на суровые условия жизни Псковской республики, историки отмечают мягкость нравов псковичей — поэтому вечевые собрания никогда не заканчивались кровопролитием, которое можно было наблюдать в Новгороде.
Псковский Кремль, или Кром
На противоположном берегу реки Псковы стоит Варлаамовская башня и часть крепостной стены — когда-то они были частью Псковского Крома. Входной билет стоит 300 рублей. Здесь можно увидеть экспозицию, рассказывающую об обороне Пскова от неприятелей и воинское обмундирование разных эпох.
По мере того, как Псков разрастался, появились другие оборонительные сооружения — в XV–XVI веках были построены стены Окольного и Среднего города с боевыми башнями. Сейчас сохранились части этих сооружений. Например, Покровская башня на берегу реки Великой была частью оборонительных сооружений Окольного города.
Псковские древние церкви, в отличие от новгородских, в большинстве своём действующие. Рядом с Покровской башней находится церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома. Изначально здесь был один храм — Покровский. В 1581 году польско-литовские войска, осаждая Псков, сделали пролом в стене Окольного города, рядом с Покровской башней и одноимённой церковью. Но псковичам удалось отбиться от неприятеля. В память об этом событии к Покровской церкви была пристроена Рождественская и написана икона Божией Матери Псково-Покровская, которая помогла псковичам одолеть врага. Икона была вывезена из Пскова в годы Великой-Отечественной войны и вернулась в Россию только в двухтысячных годах.
Напротив Покровской башни и церкви Покрова и Рождества, на другом берегу реки Великая, находится Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. В Спасо-Преображенском соборе монастыря, который стал музеем, сохранились удивительные и единственные в России домонгольские фрески. Они были созданы в XII веке неизвестными греческими мастерами и сохранились, благодаря тому, что в XVII веке были замазаны. Фрески были обнаружены в середине XIX века, а через несколько десятилетий началась работа по их раскрытию. Эта работа продолжилась и в XX веке. Сейчас благодаря старанию реставраторов разных эпох мы можем увидеть удивительную по своей красоте лазурную роспись. Входной билет стоит 300 рублей.
Еще по теме
Вид на Мирожский монастырь и Спасо-Преображенский собор со стороны Покровской башни
Попадая внутрь, ощущаешь себя в произведении искусства. Аналогичные ощущения посещали меня в Сикстинской капелле в Ватикане.
Исторический центр Пскова буквально усеян небольшими церквями, которые были районными храмами для городских концов. Возле этих храмов собиралось кончанское вече. Например, Церковь Михаила Архангела с Городца была центром для Городецкого конца Пскова, Церковь Николы со Усохи — Опоцкого.
Единственный исторический памятник псковской архитектуры и культуры, помимо Кремля, который не является храмом, — Поганкины палаты. Они построены в XVII веке купцом Сергеем Поганкиным для своей семьи. Но уже в начале XVIII века из всей семьи купца не осталось никого, и его дом отошёл государству. Сейчас там музей. Билет стоит 400 рублей. В музее представлены в основном предметы быта разных веков. Также в нескольких залах представлена коллекция таких узнаваемых своими изумрудно-зелеными и бордовыми цветами псковских икон.
Новгородская республика, куда входили и Псковские земли, простиралась от Балтийского моря до Уральских гор и от Белого моря до Волги. Все территории, подчиненные Новгороду, сохранили независимость и перенимали основные принципы государственного управления и культурные особенности.
Здесь все было другим: и князь тут — не то, что во Владимире или Чернигове, и крестьянин тут — не тот, что в других землях. В Новгороде — свои законы. Торговать здесь умели лучше, чем воевать.
Но передовая для тех времен система политического устройства и общественных отношений не смогла уберечь Новгородскую республику от падения. Историки считают, что одной из причин покорения Новгорода было увеличившееся классовое расслоение в обществе и значительная обособленность новгородских земель. Историк Ключевский полагает, что покорение Новгорода было следствием объективного исторического процесса формирования русского национального государства. Вероятно, историк прав и Новгородская республика рано или поздно стала частью единого российского государства. Но память о новгородской вольнице не была потеряна и через несколько столетий. Не случайно на установленном в 1862 году памятнике «Тысячелетие России» нет покорителя и усмирителя Новгорода — Ивана III и Ивана Грозного.
Еще по теме
Другие мои статьи: