Как проходят будни пилота? Кто обслуживает и готовит самолет перед вылетом? Кто составляет пилотам график работы? На эти и другие вопросы отвечает пилот S7 Airlines, командир воздушного судна Денис Драч.
Беседа состоялась в рамках паблик-тока на площадке S7 Air Lounge в Иркутске. Gate 7 публикует текстовую версию.
Как поступить в учебное заведение, чтобы стать пилотом? Есть ли какие-то особые требования?
Как и везде, требуется сдать ЕГЭ. Но помимо этого абитуриенты проходят врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК), чтобы подтвердить, что здоровье не помешает им быть летчиком. Требования ВЛЭК очень высокие, здоровье и физическая форма должны быть близкими к идеалу.
Я после школы поступил в Ульяновское летное училище гражданской авиации, окончил его с красным дипломом и уже шесть лет работаю в S7 Airlines.
Как устроиться на работу в авиакомпанию?
Я пришел в авиакомпанию сразу после училища. Повезло: в Иркутске, откуда я родом, как раз была вакансия второго пилота.
Перед тем как принять кандидата на работу, в авиакомпании проверяют его готовность: базовые навыки, приобретенные в училище, знание аэродинамики, навигации, метеорологии, воздушного законодательства. Еще нужно владеть техническим английским языком. И быть в хорошей физической форме — иметь здоровую сердечно-сосудистую систему, идеальный слух, зрение.
После того как подписан трудовой договор, будущий пилот отправляется в S7 Training — авиационный учебный центр. Там летчик осваивает конкретный тип самолета, которым будет управлять. Например, после училища я умел летать только на небольшом четырехместном самолете Da-40, а предстояло работать на больших лайнерах Airbus A320.
Как происходит обучение будущих пилотов в S7 Training?
Всё начинается с теории. Пилот изучает руководство по эксплуатации самолета, стандартные процедуры, порядок действий во всех случаях, возникающих в полете. Теоретическая подготовка длится около полугода и закрепляется экзаменом.
От теории переходим к практике, сначала на тренажерах. Есть два типа тренажеров — процедурный и симулятор. Первый вариант — это компьютер, на экран которого выводятся картинки, имитирующие кабину самолета. На нем выполняются и отрабатываются технологии работы экипажа.
Симулятор — это точная копия кабины самолета, в которой абсолютно всё идентично настоящей. Внутри ты не отличишь — в самолете находишься или в тренажере. Там полностью имитируется полет, отрабатываются как штатные, так и всевозможные нештатные ситуации.
После занятий на тренажерах пилот сдает еще один экзамен. И только после этого приступает к полетам. Вначале — в качестве пилота-стажера. Первые три рейса летает обзервером — сидит на откидном кресле сзади пилотов, управляющих самолетом, и наблюдает за работой экипажа. А потом садится в правое кресло — вторым пилотом.
Пилоты учатся на конкретный тип самолета. Я, например, могу выполнять рейсы только на самолетах Airbus семейства А320. В нашей авиакомпании есть еще Boeing-737, но, чтобы мне летать на них, нужно снова полгода учиться.
Еще по теме
Должны ли действующие летчики как-то подтверждать свою квалификацию?
Работа пилота — это постоянная учеба и тренировки. Каждые полгода КВС (командир воздушного судна) и второй пилот проходят подготовку на тренажерах в S7 Training: отрабатывают внештатные ситуации. Раз в год есть проверочные рейсы, на которых инструктор, как на экзамене, инспектирует работу пилота.
Как проходят рабочие будни пилота?
Рабочий день может начаться утром, днем и даже ночью. Минимум за два часа до рейса нужно быть в аэропорту. Первым делом иду на медицинский осмотр — врач проверяет общее психофизическое состояние, пульс, давление. Если всё в норме, доктор допускает пилота к полету.
Затем — в брифинг-рум, или комнату предполетной подготовки. Вместе со вторым пилотом мы получаем документы: план полета, схемы вылета и посадки, информацию по запасным аэродромам, метеорологическую сводку. Оговариваем все особенности по маршруту — например, имеются ли ограничения в аэропорту прилета, есть ли турбулентность (если мы можем определить ее по картам), рассчитываем количество топлива на полет.
Примерно за час до вылета экипаж попадает в самолет. Оба пилота его осматривают — есть ли видимые дефекты. В кабине изучаем технический журнал, в котором все экипажи записывают замечания к работе самолета. Убеждаемся, что дефектов нет, и начинаем готовить кабину к полету: включаем приборы, проверяем показания, вводим данные в компьютер.
Это только верхушка айсберга. Каждый самолет проходит серьезную подготовку к вылету, в этом процессе задействовано человек 40, не только пилоты. Техники оценивают состояние воздушного судна, наземные службы — заправляют топливом и водой, загружают бортовое питание и багаж, бортпроводники — проверяют аварийно-спасательное оборудование.
Как обслуживаются самолеты между рейсами?
Помимо визуальных осмотров пилотами, самолет регулярно проходит более глубокие проверки. Их проводит компания S7 Technics, у которой есть собственные технические центры в Москве, Новосибирске и Минеральных Водах. А еще есть линейные пункты технического осмотра в нескольких городах, в том числе и в Иркутске.
По регламенту самолеты регулярно проходят разные типы обслуживания — есть трехдневные, а есть более глубокие: воздушное судно может стоять в техцентре S7 Technics 10 дней. С него снимают обшивку, выявляют очаги коррозии, проверяют проводку. Если у самолета находят неисправность, он никуда не летит, ставится на стоянку и ждет, когда придет нужная деталь.
Авиация — строго регламентированная отрасль, где всё выполняется согласно правилам и документам. Требования исполнялись и раньше, и сейчас, и за последнее время не поменялись. Всё потому, что в работе авиакомпании безопасность стоит всегда выше комфорта.
Еще по теме
Есть ли ограничения на число рейсов, которые может выполнить пилот?
Время работы пилота тоже жестко регламентировано. Есть ограничения не на количество рейсов, а на количество часов: в России пилот может летать не больше 90 часов в месяц и не больше 900 часов в год. Есть ограничения и на продолжительность смены — она не должна быть дольше 12 часов, а если полет ночной, то 11 часов. То есть если я лечу из Иркутска в Москву или Санкт-Петербург, то обратно смогу вернуться только на следующий день, отдохнув, потому что рейс в одну сторону длится дольше 6 часов.
Какой у пилота график работы? Как он составляется?
В S7 Airlines есть специальная компьютерная программа, которая распределяет всех пилотов и бортпроводников. График публикуется сразу на месяц. То есть я знаю свое расписание на текущий месяц, но не знаю, куда полечу в следующем и по каким дням буду работать.
Когда-то давно было такое, что экипаж закреплялся за самолетом и летал одним и тем же составом. Сейчас я не знаю, с кем из пилотов будет следующий рейс, составы всегда разные. В Москве, где работают сотни пилотов, можно вообще ни разу не пересечься.
Никаких прикреплений к конкретным направлениям в S7 Airlines тоже нет. Все летают и за границу, и по России. Как компьютер распределит — туда и отправляемся.
Некоторым пассажирам не по себе, когда самолет набирает высоту и когда круто поворачивает. Как побороть страх?
Все взлеты выполняются по определенным схемам. В каждом аэропорту они разные, есть такие, где после взлета на определенной высоте нужно поворачивать влево или вправо. Но бояться этого не надо — всё рассчитано, тысячу раз проверено, запрограммировано, а значит, безопасно.
Почему людям не страшно ездить на машине? Потому что они делают это довольно часто. Если чаще летать, тогда и аэрофобия будет беспокоить гораздо меньше. Только подумайте: в ту минуту, когда вы читаете этот текст, в воздухе находятся одновременно десятки тысяч самолетов и миллионы пассажиров! На самолете летать безопаснее, чем ездить на машине. Даже если посмотреть только на статистику.
Еще по теме
Как появляется турбулентность и как ведет себя самолет в это время?
Турбулентность бывает двух видов. Первая — при облачной погоде. Когда самолет попадает в облако, его немного трясет. Мы предвидим это и заранее включаем табло «Пристегните ремни». А есть еще так называемая турбулентность ясного неба — струйные течения, которые визуально не видны. Такая турбулентность начинается неожиданно. Самолету при этом абсолютно ничего не угрожает, но пассажиру в этот момент нужно быть пристегнутым. Когда я летаю пассажиром, всегда пристегнут. И вам советую.
Некоторые пилоты скупо общаются с пассажирами, а некоторые рассказывают что-то интересное — например, над какими городами самолет пролетает. Вы из какой категории?
Стараюсь что-нибудь рассказать, однажды из этого вышла курьезная история. На рейсах в Сочи в хорошую погоду из иллюминаторов открывается красивый вид на Эльбрус, и я говорю об этом пассажирам. Как-то мы отдыхали в Сочи между полетами, и я читал про Гималаи и Эверест. И на следующий день, когда мы летели из Сочи в Иркутск и пролетали над Кавказом, я сказал в микрофон: «Уважаемые пассажиры, справа вы можете увидеть Эверест. Высота — более 8 000 метров…» В общем, выдал всё, что знал про Эверест. И только когда положил трубку, понял, что ошибся. Конечно, извинился за оговорку, но получилось забавно.
У вас есть любимые направления?
Конечно! До пандемии мы из Иркутска 80% рейсов выполняли за границу, мне нравилось летать в Азию — Таиланд, Вьетнам, Японию. Сейчас находим прелести в родной стране. Мои любимые направления — Санкт-Петербург и Сочи, там красивые заходы в аэропорты!
Большую часть полетов я выполняю из Иркутска, но недостатка в маршрутах нет, у нас большое разнообразие рейсов: помимо столиц, мы летаем в Красноярск, Норильск, Пекин, Бангкок — всего более 25 маршрутов.
Беседовал Максим Попов