Как устроена авиация

Вопросы и ответы о людях и самолетах

5 минут
Как устроена авиация

Наши подписчики в социальных сетях часто просят рассказать, как обслуживают самолеты, как стать пилотом или бортпроводником и в целом о том, как устроена авиационная внутренняя кухня. Делимся ответами на самые частые вопросы в этом материале.

Кто и как готовит самолет к рейсу?

Все прилетающие самолеты встречают сотрудники S7 Service на перроне. Ты мог видеть их из иллюминатора: в ярком светоотражающем жилете, используя специальный язык жестов, они направляют лайнер к месту стоянки. А после — контролируют подготовку к вылету и провожают в следующий рейс.

В аэропорту самолет внимательно проверяют на любые технические недочеты снаружи и внутри, заправляют топливом и питьевой водой, убирают, обеспечивают бортовым питанием, размещают багаж, груз, почту. В разные времена года появляются дополнительные задачи: например, кондиционирование летом или противообледенительная обработка зимой. Каждый процесс фиксируется в специальной технологической карте, чтобы ни на минуту не отступать от расписания полетов.

Кроме большой команды наземных служб, о самолете заботятся пилоты и бортпроводники. Только что прилетевший экипаж фиксирует любые замечания по рейсу, обязательно осматривает самолет снаружи и вносит все недочеты в бортовой журнал (логбук). Так пилоты передают лайнер своим коллегам, которые будут выполнять следующий рейс.

Перед тем как подняться на борт, КВС (командир воздушного судна) и второй пилот тоже проводят осмотр самолета и изучают логбук. В кабине экипаж включает и проверяет все системы: навигация, пожаротушение, гидравлика, топливо, электрика. В это время бортпроводники проверяют аптечки и аварийно-спасательное оборудование.

Если экипаж фиксирует замечание или срабатывает сигнализация одной из систем, вызывается техник. Неисправность устранена — отлично, можно приглашать пассажиров на борт. Если же требуется более длительный ремонт, самолет остается на земле, а рейс будет выполняться на резервном лайнере.

Как экипаж готовится к полету?

Пилоты приезжают в аэропорт заранее. Первым делом — медосмотр. Если у врача есть сомнения в состоянии здоровья летчика, он может отстранить его от полета.

Далее — предполетный брифинг. Командир и второй пилот изучают документацию по самолету, погоду, обсуждают маршрут, запасные аэродромы, рассчитывают заправку топливом.

Затем экипаж направляется к самолету: осматривает его снаружи, в кабине проверяет работу всех систем. Заносит в бортовой компьютер маршрут, данные по весу и топливу. Проверяет фактическую погоду, рассчитывает в специальном приложении взлетно-посадочные характеристики. КВС проводит брифинг со старшим бортпроводником. Наконец, дает разрешение пригласить пассажиров на борт.

Каждый месяц пилотам направляют ростер — индивидуальный план полетов. За день летчик может успеть побывать в паре городов и вернуться домой к ужину. Или наоборот — отправиться в командировку на несколько дней. У пилотов есть ограничение по рабочему времени в течение суток, и этот показатель ни при каких обстоятельствах не нарушается. Самолетом управляет только полностью здоровый и хорошо отдохнувший экипаж.

Как готовят пилотов гражданской авиации?

Чтобы получить лицензию пилота, нужно окончить авиационный вуз или училище, сдать экзамен в Росавиации и дважды пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК), которая оценивает физическое и ментальное здоровье. Пилоты проходят ВЛЭК каждый год.

Во время учебы основы пилотирования отрабатываются на небольших самолетах. Конкретные типы воздушных судов летчики осваивают уже при трудоустройстве в авиакомпанию. В S7 Airlines это Airbus, Boeing и Embraer. В процессе обучения пилоты досконально изучают все системы лайнера и главное — SOP (standard operations procedure): пошаговое руководство по всем процедурам в управлении судном. После изучения теории пилоты отрабатывают мастерство на авиационных тренажерах — full flight simulator (FFS) и выполняют тренировочные полеты на реальных самолетах.

Кроме этого, изучается дисциплина CRM (crew resource management) — принципы взаимодействия членов экипажа в кабине. В авиации все общение идет на английском, поэтому знание языка — обязательное требование.

Действующие пилоты два раза в год проходят тренажерные сессии и один раз в год — проверку на маршруте.

Как проходят тренировки и обучение пилотов S7 Airlines?

Все пилоты S7 Airlines обучаются в авиационном учебном центре S7 Training, одном из крупнейших в России и Восточной Европе. В нем есть тренажеры всех типов самолетов, которые использует авиакомпания.

FFS снаружи — это закрытая со всех сторон капсула на подвижных платформах, благодаря которым можно воссоздать поведение самолета и работу всех его систем как на земле, так и в воздухе. Изнутри это точная копия кабины с одним исключением: вместо лобового стекла — экраны, на которые транслируется визуализация аэропорта вылета или прилета.

Кроме кресел командира воздушного суда и второго пилота, в симуляторе есть место для инструктора, который управляет тренировкой. FFS позволяет моделировать самые разные ситуации в полете. Во время тренировки включаются системы визуализации, имитации звуковой обстановки, радиосвязи. Инструктор может создать любые условия: ветер, грозу, туман, отказ одной или нескольких систем, препятствие на взлетно-посадочной полосе.

Во время такой тренировки ощущения пилота максимально соответствуют реальным. Однако инструктор может в любой момент поставить полет на паузу, обсудить с пилотами важные нюансы и повторить упражнение. Во время обучения отрабатываются самые сложные сценарии, с которыми в жизни пилоты вряд ли столкнутся.

Пилоты, как и врачи, должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Говорят, что если пилот считает, что уже всё знает и учиться больше нечему, то пора уходить из авиации. Поэтому ежегодно мы проходим курсы повышения квалификации, отрабатываем всевозможные процедуры на тренажере и сдаем экзамены.

Александр Рубцов, пилот-инструктор S7 Airlines

Как готовят бортпроводников S7 Airlines?

Подготовка бортпроводников тоже проходит в S7 Training и занимает около полугода. Чтобы стать членом кабинного экипажа, специальное образование не требуется — только любовь к небу, готовность постоянно быть на ногах, менять часовые пояса и работать с людьми. Работе в каждом типе самолета бортпроводников учат отдельно, курс включает два больших комплекса навыков: аварийно-спасательная подготовка и клиентский сервис.

Первым делом будущие бортпроводники изучают, каким аварийно-спасательным оборудованием оснащен самолет и как им пользоваться. После теории тренируются проводить эвакуацию на земле, на воде, справляться с пожаром на борту, разгерметизацией, оказывать первую помощь и даже принимать роды. И действовать быстро, слаженно и по инструкции в любых обстоятельствах.

В S7 Training есть салонные тренажеры всех типов лайнеров, которые летают в авиакомпании. Они позволяют точно воссоздать любую внештатную ситуацию на борту, хотя в жизни такие практически не встречаются. Забота о безопасности путешественников — главная задача бортпроводников.

Комплекс по клиентскому сервису — это обслуживание на борту и принципы общения с пассажирами в разных ситуациях. Бортпроводники должны уметь найти подход к каждому.

Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура — всё это часть работы бортпроводника. На занятиях мы отрабатываем самые разные ситуации: как сохранять спокойствие и уверенность, сгладить возможный конфликт, какую мимику и жесты допустимо использовать, чтобы полет для пассажиров был комфортным, а сервисное обслуживание на высоком уровне.

Ксения Ларионова, старший бортпроводник-инструктор:

После успешной сдачи экзаменов бортпроводников ждет стажировка, а потом — первые самостоятельные рейсы. А еще курсы повышения квалификации и тренировки по аварийно-спасательной подготовке каждый год. Как и пилоты, бортпроводники должны внимательно следить за здоровьем и регулярно обследоваться у врачей.

Где и как часто проходят техническое обслуживание самолеты?

За исправность зеленых самолетов отвечают сотрудники S7 Technics, крупнейшего оператора техобслуживания и ремонта воздушных судов в России и Восточной Европе. В компании работает 2 000 технических специалистов, у каждого из которых есть допуск к определенному типу работ.

Помимо осмотра техником перед каждым рейсом, самолеты регулярно проходят ряд проверок — так называемых чеков: Daily check, A, B, C, D-check. Отличаются они периодичностью и комплексом процедур. Например, если А-чек включает 100 проверок всевозможных систем, то С-чек — это уже 1 000 манипуляций.

Как и все процессы в авиации, техобслуживание самолетов строго регламентировано. Для каждого случая есть рекомендованный производителем алгоритм ремонта, который обязательно соблюдается.

При техобслуживании используются только сертифицированные запчасти от проверенных и одобренных поставщиков со всеми необходимыми документами — от этого зависит летная годность, другими словами, срок службы самолета. И если нужную запчасть невозможно заменить или отремонтировать прямо сейчас, то лайнер остается на земле до устранения неисправности.

Как работает Центр управления полетами авиакомпании?

За любым рейсом S7 Airlines скрывается целая цепочка подготовительных этапов. Нужно получить разрешение на полет и при необходимости использование воздушного пространства других стран. А еще согласовать время прилета и вылета с аэропортами, занести рейс в расписание, определить тип самолета, обеспечить его подготовку техническими службами, составить план полета для экипажа и, наконец, проследить, что перелет выполняется вовремя и безопасно. Весь этот процесс обеспечивают более 80 сотрудников Центра управления полетами (ЦУП).

За сами полеты отвечает отдел оперативного управления. Работа идет круглосуточно сменами по 12 часов. На столе у начальника смены стоят несколько мониторов. На одном — текущее положение всего воздушного флота S7 Airlines, на других — погода, почтовый агент с каналами связи всех аэропортов и авиационных служб. Рядом находится звуковая радиостанция для связи с экипажами и микрофон для громкой связи.

Мы работаем в команде из трех человек — я и два диспетчера контроля движения. Ни одна наша смена не бывает похожа на предыдущую, поэтому и задачи внутри распределяются по мере развития событий. Как правило, я отвечаю за расстановку самолетов по направлениям, общение с экипажами, аэропортами и техническими службами, оперативное регулирование суточного плана полетов. Диспетчеры следят за движением рейсов S7 Airlines и взаимодействуют с представителями на местах.

Сергей Горкушин, начальник смены оперативного управления ЦУП S7 Airlines:

Процесс распределения лайнеров между рейсами можно сравнить с игрой в шахматы, где свою тактику выстраивают на несколько шагов вперед. Нужно учитывать и погодные условия, и разный регламент работы аэропортов, и необходимость оперативного обслуживания самолетов. Решения принимаются быстро и взвешенно на основе всех доступных в моменте вводных.

Читайте больше материалов о том, как устроена авиация, в рубрике «Счастливые зеленые»

Читайте также

© 2022. S7 Airlines — Все пpава защищены