Мы подсели на всё готовое: перед работой забегаем в ближайший «ВкусВилл» за сырниками на завтрак, на обед берем там же суп или салат. Ассортимент готовой еды стал гораздо разнообразнее домашнего меню, часто купить и разогреть оказывается выгоднее, чем стоять у плиты самому. Готовая еда — уже не просто палочка-выручалочка, а часть нашей жизни. Даже в полет мы заказываем любимые блины, омлет, плов или котлеты.
В нашем совместном проекте с ВкусВилл Медиа мы рассказываем, как и где делается готовая еда, которую мы покупаем в магазине и заказываем перед полетом.
«ВкусВилл» мы упомянули не случайно: готовые блюда именно из этого магазина вы можете выбрать вместо стандартного бортового питания. В ассортименте — сэндвич-роллы, блины и несколько сетов, в которые входят салаты, закуски и горячее.
Некоторые из этих блюд производят на московской фабрике-кухне компании «Поляна». Мы договорились об экскурсии на производство, чтобы посмотреть, как производят еду в промышленных масштабах.
А как готовят еду уже непосредственно в самолете? И почему на высоте так хочется томатного сока? Бортпроводница S7 Airlines Лиана Хен рассказала об этом «ВкусВилл Медиа»
Из блюд для S7 Airlines на фабрике «Поляны» делают плов и овощное соте. Процесс приготовления плова полностью нам посмотреть не удалось: он занимает четыре часа! Овощное соте — быстрее, и у нас получилось проследить весь путь блюда: от мойки овощей до раскладывания по порциям в металлические контейнеры — касалетки. Но обо всём по порядку.
Нас встречает Екатерина Суворова, директор производства ООО «Поляна», — она и будет нашим экскурсоводом. Но в том виде, в котором мы пришли, на фабрику нельзя. Екатерина выдает бахилы, халаты, шапочки, мы проходим дезинфекцию и только после этого заходим внутрь. Для сотрудников тоже всё очень строго: чистый комплект униформы ежедневно, несколько этапов дезинфекции перед рабочим днем, а в некоторых цехах санобработка проводится каждые два часа — ни одна пылинка не должна попасть в еду.
Здание фабрики строго зонировано: места для разгрузки, склады, камеры хранения — отдельно; помещения, где готовят, — отдельно. Наш путь начинается с цеха, где заготавливают овощи. В двух больших пластиковых контейнерах уже лежат тыквы и кабачки — из них и делают соте. Несмотря на то что овощи на фабрику уже попадают чистыми, их здесь моют еще несколько раз: сначала в обычной воде, потом в воде с дезинфицирующим средством, которое можно использовать на пищевых производствах — оно безопасно для здоровья. Затем тыквы и кабачки чистят вручную и везут в следующее помещение, где их режут.
Машины для резки овощей называются «Робокоп», но похожи они больше не на киборгов, а на кухонные комбайны: в них также меняются разные насадки, всё автоматизировано. Но только объемы — промышленные: в емкость комбайна загружается сразу килограммов десять тыквы. Оператор нажимает кнопку — и через секунду контейнер заполняется оранжевыми кубиками — ровными, аккуратными, размером 2×2×2 см.
В такие же кубики этот агрегат превращает кабачки и морковь. Но перед каждой сменой овощей машину моют дважды с дезинфицирующим средством.
После «холодных» цехов Екатерина ведет нас в «горячий» — туда, где непосредственно готовят. Весь зал наполнен аппетитным ароматом — это жарят котлеты, которые вместе с овощным соте подают пассажирам.
Наши овощные кубики уже тут, сначала их ставят в пароконвектомат — это такая большая профессиональная печь, которая умеет почти всё: готовить на пару, жарить, тушить, запекать. Поскольку овощи готовятся разное время, их загружают в разные машины. Первыми поспевают кабачки, затем тыква, а дольше всего в печке сидит морковь.
После этого овощи доводят до ума на сковороде, а точнее, на огромном металлическом противне. Добавляют масло, соль, специи — и вот уже готово наше соте. Осталось дождаться котлет — и можно упаковывать.
Многие процессы на фабрике-кухне автоматизированы, проходишь по цехам и диву даешься: каких только автоматов не придумали! Но несмотря на это, на производстве много и ручного труда. Например, фасовка готового бортового питания происходит вручную. Сотрудница цеха ставит каждую касалетку на весы и четко следит, чтобы в каждой таре было ровно столько граммов, сколько нужно.
Готовые блюда помещают в камеру шоковой заморозки. Технология мгновенного замораживания позволяет сохранить и внешний вид, и вкусовые качества блюда, не используя консервантов. Бортпроводникам останется лишь разогреть касалетки с едой перед тем, как предложить их пассажирам.
Что еще делают на фабрике «Поляна»
Если вы хотя бы иногда берете готовую еду в магазинах, скорее всего, вам попадались блюда этой фабрики-кухни. Производство ООО «Поляна» занимает больше 5 000 кв. м, где выпускается свыше 1 000 видов продукции. Каждый день с конвейеров сходит 20 000 кг готовой еды, причем не только для «ВкусВилла», но и по заказам других сетей.
У «Поляны» есть внутренняя система менеджмента качества и пищевой безопасности, отвечающая требованиям стандартов ИСО 22 000. Фабрика регулярно проходит аудиты «ВкусВилла».
Есть у компании и собственная торговая марка — «Кулинариум», под которой выпускаются не только готовые завтраки, обеды, перекусы, но и вкуснейшие пироги и торты.
В одном из цехов, например, готовят роллы и онигири — рисовые сэндвичи-треугольники с начинкой. В другом помещении — впечатляющее производство блинов. Здесь находятся машины, похожие на карусели, да и сам процесс для неподготовленного человека выглядит как аттракцион. Блинные жаровни постоянно движутся по кругу. На одни дозатор подает тесто, на других оно разравнивается, далее аппарат переворачивает блинчики, снимает готовые, выкладывает на них начинку. Один такой аппарат может делать 1 000 блинов в час, а их в цеху «Поляны» — три. Всё максимально автоматизировано, сотрудники лишь следят, чтобы техника работала исправно. А вот сворачивают блины вручную — пока что не изобрели машину, которая завернула бы блинчик лучше человека.
Фото: Александр Половинкин