Диана Смыкова — путешественница из Архангельска, которая с 14 лет доказывает, что препятствий намного меньше, чем кажется, и способ уехать на край света можно найти всегда. Вместо дорогих билетов она выбирает автостоп, вместо экскурсий — общение с местными, вместо пятизвездочных отелей — палатку или диван в гостиной новых знакомых, и, в конце концов, вместо четкого плана — билет в один конец и импровизацию.
Начав путешествовать так рано, Диана взрослела в разных уголках мира: в пустынях Марокко и в храмах Монголии, в богатых кварталах Парижа и в палатке на пляжах Фарерских островов. Мы поговорили об опыте, который она привезла из своих путешествий, и о доме — ведь у каждого путешествия есть точка отсчета, которая по возвращении видится иначе. Окунувшись в размышления Дианы о прошлом и настоящем ее родной Архангельской области, мы уже бронируем билет и собираем рюкзаки — надеемся, что эта история вдохновит и вас.
Я люблю спать рядом с маяками. Мы специально шли до одного маяка, чтобы провести ночь неподалеку. И я помню один момент: выхожу ночью, чуть приоткрываю палатку и вижу этот крутящийся маяк и небо, полное звезд. Я тогда потеряла голову от красоты.
Как я понимаю, ты много ездила через каучсерфинг. Как впечатления?
Когда ты один, тебе больше приходится контактировать с людьми. Если ты устал, это уже не в радость. Одной мне нравится ездить, если есть какая-то четкая творческая задумка. Тогда мне не скучно наедине с собой, ведь я постоянно чем-то занята.
Бывает и такая проблема: если мне слишком комфортно с кем-то путешествовать, то не очень хочется что-то делать, заниматься творчеством — ведь и так хорошо. И людей по той же причине встречаешь меньше.
А вообще я хочу собрать компанию, где бы меня никто не раздражал, и с ней покататься. В идеале — в автодоме. Многие это делают, но мне очень важно сперва подобрать верных людей, чтобы это было не путешествие ради путешествия, а душевный момент, который ты проживаешь с другим человеком.
У нас красивая набережная, центральная улица — проспект Чумбарова-Лучинского. Что мне важно в каждом городе, так это старый центр — иначе не будет особенного ощущения города и картинка в голове не сложится.
Город растянулся вдоль реки Северной Двины, — длинной, извилистой, с живописными берегами. Она тянется больше чем на 700 километров, а от Москвы до Архангельска, для сравнения, 1 000. По речке рассыпаны маленькие острова. Не могу сказать, что люди там богато живут: тоже многовато «гнилых бараков», но гулять там очень здорово. Есть такое развлечение: летом кататься на теплоходах до островов. Некоторые из них совсем зеленые, без городской застройки.
Общественного транспорта в области, считай, нет. В некоторых областных районах и дорог нет. Например, на Онежском полуострове есть территория, которая называется Онежское Поморье, туда просто не ходит транспорт. Или на снегоходах по замерзшему морю, или по воздуху на Ан-2 — романтично, но сложно.
Я очень люблю май и июнь — красивое время, особенно за городом. Там во всей красе можно застать момент, когда сменяется день и ночь. Легкая дымка, туман, поля и особый, неяркий тон солнца.
Что касается культурных пространств — в Архангельске их немного. Например, был классный пивной завод, который закрылся в конце ХХ века. Очень красивый: немецкие цеха, кирпичные, что-то похожее на готику. Кто-то предлагал сделать там лофт, но, очевидно, это предложение не выжило. Сейчас туда можно разве что тихо пробраться, посмотреть здание, раскопать старые документы да колбочки.
Но есть и интересные проекты. Например, спектакль «Север» в здании бывшего морского-речного вокзала, которое в будущем планируют превратить в культурный центр. Это совершенно не классический и непривычный для Архангельска иммерсивный спектакль, созданный городским молодежным театром. В нем нет актеров, нет определенного времени начала — это самостоятельное путешествие через истории людей, чьи жизни были связаны с Архангельском. Вы смотрите, слушаете и проживаете те сюжеты, которые ближе вам, — поэтому каждый зритель получит свой опыт. На мой взгляд, такой спектакль — это очень любопытная игра с пространством и историей, которую ты узнаешь, проходя через залы старого здания.
Но самое интересное в наших краях — это область. Лес, водопады, каньоны, маяки — и об этом, естественно, почти никто не знает. Наша деревянная архитектура чем-то похожа на Кижи (остров-заповедник в Карелии, известный как музей традиционной культуры Русского Севера. — Прим. ред.).
Также есть Пинежский заповедник. Это реки с высокими каменистыми берегами, пещеры, небольшой водопад — многие не знают, что у нас существует такая красота. Заповедник тоже активно развивает свою туристическую инфраструктуру.
Есть еще одно место, в которое я долго мечтала попасть, — остров Мудьюг. У него тяжелая история, и иногда его называют «островом смерти»: во время Гражданской войны там был лагерь, где белые держали красных. В советское время он стал музеем, прославляющим героизм красных, — но уже несколько десятилетий старые бараки заброшены. Неподалеку небольшая метеорологическая станция и два маяка, один из которых до сих пор работает и охраняется военными. Обычно гостей на маяки пускать запрещено, но можете попробовать пообщаться со смотрителем. Возможно, в его компании вам удастся заглянуть на закрытый маяк.
Еще по теме
Там действительно очень красивые места: песчаные дюны, леса... Правда, нужно быть осторожным, потому что, в отличие от людей, змей там целая популяция.
Добираться туда долго. Мы думали, что будет дорога, и пришли стопить, а оказалось — там зимник (дорога, ездить по которой возможно только при минусовой температуре. — Прим. ред.), а сейчас, летом, болото. Только потом узнали, что можно добраться по воде, на катере. Мы шли 30 километров до Петрокеевки, а там нашли мужика с лодкой. Дали ему тысячу, он нас довез и забрал потом.
Я начала этот проект, но из-за пандемии приостановила. Было страшно ехать в деревни, потому что всегда есть риск привезти вирус. Еще, мне кажется, если бы я сразу продолжила, это выразилось бы в более простой форме. Пока у меня собрано около четырех историй — конечно же, хочется больше.
Если говорить о Европе — я бы пожила в Париже или Берлине, но, возможно, я бы там с ума сошла. Я не знаю, как вести себя в среде, где такая концентрация творчества: можешь уйти в глубокую депрессию, понимая, что все уже есть, все механизмы запущены, а можешь, наоборот, получить фантастический рост от того, что вокруг тебя все вдохновенно. Честно говоря, не знаю, как бы я себя проявила.
Все часто упирается в уверенность в себе. Если ты считаешь, что ты король и можешь всех затмить, то все будет нормально.
Да, это правда так работает. Если ты считаешь, что все для тебя открыто, так и будет. Но, опять же, я не сторонник переездов в никуда. Переезжая, ты должен стоять на ногах и делать что-то свое. Сейчас я работаю повсеместно и мне интересно работать удаленно, время от времени где-то базируясь. Пока буду придерживаться такого плана.
Беседовала Анастасия Гвоздева
Фотографии: Диана Смыкова