На встрече я оказалась чуть раньше условленного времени. Прямо в фойе шла репетиция спектакля. Актеры, вчерашние студенты, выпускники Новосибирского театрального института, играли спектакль «И всё заверте…» — коммунальный квартирник, веселый и шумный.
Режиссер Денис Ганин: «Друг друга подхватываем, рассказываем одну историю!» — и тут же актеры перестраиваются, делают что-то иначе. На мой взгляд, всё идет прекрасно, но режиссер недоволен: «Ребята, у вас драка, толкотня. Вы друг другу мешаете. А то все разошлись, как будто вам драться удобно». И сцену проигрывают еще раз.
Актеры общаются: «Вот, Наташ, ты меня первый раз хорошо ударила. Так и делай!» А я уже знаю, с чего начнется наш разговор.
Денис, а часто так бывает, что зашел в театр и попал на репетицию?
Да, случается. Хотя чаще репетиции проходят гораздо позже, уже после спектаклей.
У нас вообще очень неформальная атмосфера. «13 трамвай» — единственный в Новосибирске, куда можно зайти попить кофе. В другие театры без мероприятия (то есть без билета) днем попасть не получится. А тут можно спокойно посидеть, поработать или пообщаться. У кофе-сцены есть столики, удобные диванчики. Попал на репетицию — посмотришь заодно. Никто не выгонит.
Малая сцена, или кофе-сцена, как мы ее называем, — очень приятный камерный формат. Некоторые постановки проходят именно здесь, а не в зале — для тех, кто любит прийти пораньше и сначала пообщаться, а потом посмотреть.
К сожалению, в российской традиции уже нет такого, что зрители приходят на спектакль заранее, поэтому на репетиции редко кто попадает.
А когда-то традиция приходить заранее была?
Такое было только на заре театральной жизни в России, тогда у людей подобные выходы занимали целый день. Они долго собирались, запрягали четверку гнедых и ехали через весь город из удаленного имения в столицу «спектаклю смотреть». Поэтому и постановки шли по три часа, люди же не ради пяти минут приехали!
И любой спектакль начинался с ужина. Гости приезжали, умывались с дороги, ели плотненько, обсуждали политику за переменой блюд, курили сигары и только потом шли на представление.
И ездили как? Барин, его жена, пара дочерей (у каждой гувернантка), кучер… Человек десять приезжали, хоть и не все шли на спектакль. Сейчас эта традиция утеряна. Хоть бы не опоздали, и то хорошо.
Как всё устроено в «13 трамвае»?
За основу мы взяли форму известного санкт-петербургского театра — «Приют комедианта». Там есть зрительный зал (в нашем случае два, если считать вместе с кофе-сценой), есть сопутствующие помещения (у нас студия), есть администрация, но нет актерских ресурсов, постоянной труппы: театр привлекает артистов, режиссеров извне.
В чем плюс такой формы? Образуются отдельные команды, которые могут параллельно ставить несколько спектаклей, потому что они друг с другом не связаны никакими обязательствами. В большом театре, где репертуар составляется исходя из занятости артиста, это невозможно.
Почти у всех актеров есть основная работа. Но два-четыре человека могут легко договориться о своей занятости, это не так сложно, как в крупных театрах. Всё честно и прозрачно, артистам очень нравится эта форма.
«13 трамвай» — самостоятельный театр. Поэтому есть нюанс: выручка важна. Может быть, это не главная, но важная часть нашей работы. В связи с этим пьесы проходят жесткий отбор.
Постановки находятся на стыке актуального искусства, возможностей театра и того, что нравится публике, что соответствует ее ожиданиям. В независимом театре попасть в этот «стык» гораздо легче, чем в государственном. Есть артисты, которые хотят сыграть что-то интересное. И есть театр, который тоже хочет это показать.
Тем не менее трудно ли вам конкурировать с такими большими театрами, как НОВАТ, «Глобус» и «Старый дом»?
И да, и нет. Не так важно, маленький театр или большой. Многое зависит от того, нашел ли театр свою нишу, как он работает с аудиторией, как привлекает зрителей.
А как вы привлекаете зрителя?
Наш театр камерный. В зале всего 114 мест. А это значит, что зрителю будут прекрасно видны все оттенки игры актеров, их эмоции, мимика. К тому же мы работаем с артистами из разных театров, поэтому есть всё: детские и кукольные спектакли, комедии и трагикомедии, трогательные истории любви, постановки с глубоким философским подтекстом. Сегодня в репертуаре театра 15 спектаклей.
«О чём молчат мужчины» — литературный проект с хедлайнером Александром Бессоновым, известным новосибирским писателем. Популярные артисты читают полюбившиеся зрителям тексты Александра Бессонова и небольшие отрывки из собственных произведений.
Еще один классный формат — читки. Как поставить спектакль в 2025 году, особенно если ограничен в бюджете и не хочешь рисковать? Взять пьесу, пригласить известного артиста и прочитать пьесу на зрителя. Что это дает? Сразу понятно, люди смеются или не смеются, плачут или не плачут, рассеивается ли внимание, как реагируют на некоторые сцены. Это как фокус-группа. Три-четыре читки проходит, текст дописывают, правят, а уже потом ставят пьесу на сцене.
К тому же у нас нет бюрократии. Мы подвижны и быстро перестраиваемся, а самое главное — со своей аудиторией работаем практически напрямую, знаем многих зрителей по именам, со многими общаемся.
А на читки нужен билет?
Конечно! В молодом камерном театре на всё нужен билет. Театр начинается не с вешалки, а с билета.
Кто стоял у истоков открытия театра?
Режиссер Сергей Афанасьев выпустил свой актерско-режиссерский курс — тот получился настолько удачным, по мнению педагога, что это привело к созданию нового театра. А известный бизнесмен Александр Гиндер обеспечил материальную базу и помог перестроить помещение в Доме актера.
Театр открылся 11 ноября 2019 года. Основой репертуара стали постановки, которые были у курса на момент выпуска из театрального института.
Почему театр называется «13 трамвай»?
Раньше театр был на Серебренниковской, 35. И там под окнами ездил трамвай № 13. Смотришь спектакль и слышишь: дзынь-дзынь, едет. Решили этому не сопротивляться.
То есть название театра не связано с местной легендой про трамвай № 13?
Никак не связано. Знаешь эту легенду? В творческих кругах Новосибирска была идея переименовать трамвай № 13 в «Театральный», так как его маршрут лежит мимо пяти театров и филармонии. Тем более что у трамвая № 13 плохая слава: пару раз в год обязательно случаются какие-то неприятности.
Я приехала в Новосибирск на два-три дня. И хочу что-нибудь интерактивное и театральное. В «13 трамвае» есть такое?
Да. При театре работает студия актерского мастерства, и можно записаться заранее на нашем сайте на индивидуальное занятие. Важно, чтобы человек знал, какой скилл он хочет прокачать: научиться красиво двигаться на сцене, работать с предметами или управлять вниманием аудитории.
Иногда проходят игровые мероприятия. Из недавних было такое: словесные игры, разные задания — угадать, спеть — по командам. Гости сидели за столиками, с каждой группой был артист. Три-четыре зрителя и артист — вот и команда. Велся счет, команды соревновались, к концу игры такой азарт всех охватил! В финале было простое задание: кто громче прокричит «браво». Все справились прекрасно. «А теперь кричат только зрители, а актеры молчат!» Контраст был разительный, у актеров-то голоса поставленные. Повеселились от души.
Сейчас во многих профессиях обращаются к искусственному интеллекту. В театре тоже так?
К одному из спектаклей у нас есть песня, написанная искусственным интеллектом. И слова, и музыка, и исполнение — всё нейросеть. Про любовь. Получилось классно.
А сценарий искусственный интеллект может написать?
К инсценировке, наверное, может, но этим не пользуются. Нейросеть работает по промптам — развернутым запросам. И если ты можешь написать такой промт, то значит и сценарий можешь. Искусственный интеллект надо научить сценарии писать, он этого пока не умеет.
Когда появились нейросети, многие испугались, что они отнимут работу у тех, кто, грубо говоря, делает одно и то же. Например, пишет. А потом оказалось, что все нейросети выполняют всё совершенно одинаково, и в этом проблема. Люди всегда делают всё по-разному. Индивидуальность проявляется во всем, даже в ошибках, а нейросеть не умеет косячить.
Театр не боится, что кто-то чем-то заменит людей. Потому что индивидуальность режиссера, артиста, художника, даже продюсера, менеджера, SMM-специалиста всегда будет главной. Искусственный интеллект — хороший помощник, инструмент, но он никого не заменит.
Бывают ли у вас совместные проекты с сибирскими театрами?
У «13 трамвая» есть налаженные связи с Театром живых кукол «2+Ку» из Томска. Это уникальное место. Театр построил своими руками робототехник и кукольник Владимир Захаров, который прославился во многих странах мира изобретением новой технологии управления куклами — с механикой полного оживления. Я не верил, пока сам не увидел. Ты просто перестаешь замечать человека на сцене, и вот кукла живет, разговаривает, ходит, а ты, зритель, полностью уверен, что она живая. Фантастика!
В Новосибирск Театр живых кукол приезжает раза три в год на несколько дней и показывает всего два-три спектакля. То есть это эксклюзивная история, поэтому обязательно загляните в «2+Ку», если будете в Томске.
Где еще в Новосибирске посоветуешь побывать гостям города?
Если вы только что вышли из нашего театра, то стоит зайти во вьетнамское кафе рядом или в точку стритфуда норвежской кухни Vaffel— вафли там просто изумительные!
Буквально в трех минутах ходьбы от нас популярная концертная площадка «Подземка» с массой небольших магазинчиков авторских сувениров.
Если есть время для поездок, то тогда обязательно погуляйте в Новосибирском зоопарке имени Р. А. Шило — масштабы территории, ухоженность очень впечатляют, это самый большой зоопарк за Уралом. Сходите на экскурсию в биотехнопарк в Кольцово — там есть живая стена из мха, такое даже в фильмах не увидишь. Ее очень любят туристы: интересно узнать, как мох на стене выращивают, поливают, а еще это прекрасный фон для селфи.
И я бы ни в коем случае не пропустил балет в НОВАТе.
Беседовала Лена Татаринцева