И как мы оказались в Суздале?
Если вы прилетели в Москву — по делам или в путешествие — и у вас есть парочка лишних дней, прислушайтесь к колокольному звону, что звучит издалека: это Суздаль зовет раствориться в медовом безвременье и стать частью новой русской культуры.
Дорога займет всего пару часов: из Москвы в Суздаль удобно доехать на автомобиле или на «Ласточке» до Владимира, дальше — короткий переезд на такси или автобусе. И вот вы уже среди резных наличников, а воздух вокруг пахнет сеном и теплой выпечкой.
Еще по теме
Суздаль, как тканое покрывало, пестрый и разный и отчего-то щемяще родной: здесь мировое наследие ЮНЕСКО встречается с современным искусством, а огуречная одержимость бабушек — с гастрономическими экспериментами молодых шеф-поваров.
Еще недавно туристическая сцена здесь была почти неизменна: паломники приезжали к иконам в поисках благости. На Торговой площади кипела медовая экономика — леденцы на палочках, бочонки с капустой, вязаные платки, кареты с сонными лошадьми. Казалось, время замерло: ни модных арт-пространств, ни технологичных музеев, а о XXI веке напоминала разве что возможность вызвать такси через приложение.
Новое дыхание «МИРА» и родной культуры
За последние годы в этом неспешном ландшафте начали появляться новые акценты: объекты арт-сообщества «МИРА», выставки от молодой команды кураторов Владимиро-Суздальского музея-заповедника и рестораны с оригинальными вкусами. Так что в Суздале, получается, истинно гармония: современность не спорит с прошлым, а вплетается в его ткань, как цветная нить в старинный узор.
Проведите выходные, перелистывая живой альбом маленького городка: днем — архитектура и фрески, вечером — разговоры с местными художниками, а ночью — звезды, вглядываться в которые можно с тихой улочки, где нет ни спешки, ни шума.
Выставка «С МИРА по нитке. Ткачество как процесс»
«МИРА» — молодая некоммерческая организация, которая умеет обращаться с прошлым так, что оно протягивает руку настоящему. Ребята бережно сохраняют наследие, наполняют его энергией и развивают культурный ландшафт Суздаля. Это не просто точечные инициативы, а целая экосистема взаимосвязанных пространств и проектов. «МИРА» добавляют открыточному городку новые измерения.
Одно из таких измерений открылось 9 августа — в центре начала работу выставка «С МИРА по нитке. Ткачество как процесс», созданная в партнерстве с онлайн-ретейлером «Самокат». Экспозиция показывает ткачество как универсальный язык, объединяющий культуры и поколения, и ведет зрителя по пути от рождения пряжи до отделки полотна.
На выставке можно увидеть предметы из «МИРА коллекции» — собрания российского искусства
Кураторство над проектом взяло на себя архитектурное бюро Treivas под руководством архитектора и художника Ольги Трейвас — участницы крупных международных выставок и лауреата престижных премий.
Создание ткани — коллективный процесс, в котором каждый жест мастера опирается на опыт тех, кто был до него. Эта идея преемственности и совместного действия стала стержнем выставки, а ее реализация — примером того, как объединение сил культуры и бизнеса открывает новые горизонты.
Очень вдохновляет, что бренд «Самокат» выстраивает цепочку событий в поддержку современного искусства и выводит его за пределы столиц: сегодня, чтобы создавать масштабные арт-высказывания и поддерживать творчество, особенно нужны такие союзы.
Еще по теме
Маршрут после выставки
Когда вы прошли по выставке «С МИРА по нитке» и ощутили ритм суздальской наследственности, самое время взять спешелти кофе там же, у ребят, и выйти на улицу, чтобы нащупать узелки новой культуры.
Вот маршрут, после которого захочется задержаться тут еще на пару дней:
«Ларец» — экспериментальная выставочная платформа без классических белых стен, зато в деревянном срубе. Старинная избушка, внутри которой куратор Анна Бурунова собрала современное искусство, размышляя о скоротечности лета. Каждые пару месяцев здесь новая экспозиция и новый кураторский подход.
«Коллайдер» — площадка творческого сообщества «МИРА», еще одно пространство в переосмысленной избе, где цифровые инсталляции затягивают в фантастический опыт. Штучка, придуманная маэстро Андреем Бартеневым. Когда вы заходите в колодец (подвальная часть избы), кажется, что суздальские древности подмигивают синтетическому сиянию будущего.
В Спасо-Ефимиевом монастыре бюро «МОХ» представили проект озеленения бывшей тюрьмы. Молодые профессионалы интегрировали растения внутрь строгого, аскетического двора, создав композицию, которая напоминает о том, что даже в самые тяжелые периоды может теплиться надежда.
А еще на территории монастыря, словно на перекрестке веков, скрыта модная кофейня «Slovno в мае». Сидишь среди колоколов, под шепот ветра наливаешь кофе и думаешь о непростых поворотах истории. Вот это жизнь!
После прогулок загляните в «Сыродельню», где удивят сыры, приготовленные по деревенским рецептам на собственной ферме. А, и конечно, лепешки — с мортаделлой, говядиной или очередным сырным безумием.
Посоветуем совершенно особенную «ГЭС на Нерли» для утра воскресенья: идеальная пауза перед обратной дорогой в Москву. Там можно застать неожиданный художественный перформанс, посмотреть кино, познакомиться с кем-нибудь или просто присесть у реки, насладившись прохладой.
Нам повезло увидеть мойр — древних богинь, что прядут, отмеряют и обрывают нити человеческих судеб. На закате 9 августа они появились у «ГЭС», чтобы гости услышали музыку собственной судьбы. Она звучала как композиция Стива Райха — прозрачная, точная, бесконечно повторяющаяся, но каждый раз иная. В финале перформанса мойры подарили зрителям свободу — доверили нити, что тянулись к «Парашюту» художницы Катерины Ковалёвой, участницы Венецианской биеннале.
Какое событие «ГЭС на Нерли» откроется вам?
И мысль на дорожку
В суете разговоров о кризисах культуры легко не заметить, как значимое создается скромно, зачастую вдали от трендов и шумных маршрутов. Чтобы встретиться с новой русской культурой, стоит уехать чуть дальше привычных направлений, ослабить ожидания и позволить сердцу открыться новому. Здесь, в Суздале, это возможно — под каждой аркой, в каждом окне, с каждым вдохом старинного луга.