Прыгнуть с близкими в машину, включить любимую музыку на полную громкость и мчаться навстречу ветру и приключениям! Путешествие на автомобиле дает ощущение настоящей свободы, которую ни на что не променяешь. Вы решаете, кого взять в спутники, где остановиться на ночлег, когда выезжать.
Но организовать роуд-трип самостоятельно — тот еще челлендж, ведь нужно учесть множество нюансов. Чтобы помочь вам с этой задачей, мы собрали всё в одном материале: чек-лист перед отправкой, список вещей в дорогу, советы опытных путешественников и варианты маршрутов по России.
Содержание
- План и подготовка
- Список вещей в дорогу
- Развлечения в дороге
- Готовые маршруты по России
- Ошибки в автопутешествии
- Советы путешественников
Этот гид подойдет и тем, кто путешествует на своей машине, и тем, кто берет автомобиль в аренду. Если забронировать машину на s7.ru, можно получить на свой счет бонусные мили S7 Priority.
План и подготовка
- Выберите пункт назначения и определитесь с продолжительностью поездки.
- Планируйте путешествие так, чтобы не ехать больше восемь часов в день — зачем отдавать все силы дороге? При подготовке маршрута учтите: чем раньше отправитесь, тем лучше. Ранним утром вы избежите пробок и по максимуму поймаете световой день.
- Если вы водитель, всегда высыпайтесь перед выездом. Главное — сохранять бодрость за рулем.
- Заранее забронируйте гостиницы или другое жилье. Ищите варианты на s7.ru и получайте бонусные мили S7 Priority, которые можно потратить на следующие путешествия.
- Отметьте на карте места, в которые хотите заехать по пути. Кратко запишите сведения о них.
- Лучше интернета об интересных локациях расскажут только местные. Если есть знакомые из региона, через который лежит путь, посоветуйтесь с ними. Может быть, они сами захотят показать свои любимые места.
- Убедитесь в исправности автомобиля. Лучше всего — пройти техосмотр, как минимум проверить ходовую часть и все жидкие расходники.
- Убедитесь, что резина соответствует сезону.
- Рассчитайте бюджет поездки и отложите неприкосновенный запас на случай непредвиденных ситуаций.
- Заранее посмотрите, где на пути есть заправки, и отметьте те из них, в которые будете заезжать, чтобы точно хватило бензина. Если на трассе мало заправок, возьмите с собой канистру. Следите за расходом топлива: когда остается четверть бака, залейте еще бензина при первой возможности.
- Скачайте офлайн карту тех регионов, которые будете проезжать: в дороге часто пропадает интернет.
- Загрузите музыку на телефон — для тех участков, где не ловит интернет и радио. Наконец-то будет время послушать альбомы любимых артистов целиком!
Фото: Роман Фитилев
Список вещей в дорогу
- Водительские права, СТС, автомобильная страховка.
- Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки.
- Буксировочный трос.
- Запасная шина и инструменты для ее установки.
- Ремонтный комплект для шин.
- Крокодилы-прикуриватели.
- Канистра с бензином — если путешествие долгое.
- Пауэрбанк — если машина старая, в ней может не быть зарядки.
- Инвертор — преобразователь напряжения с 12 В до 220 В. Он пригодится, если в машине придется поработать за компьютером.
- Солнцезащитные очки.
- Удобная обувь.
- Аптечка.
- Туалетная бумага.
- Влажные салфетки.
- Антисептик для рук.
- Минимальный набор небьющейся посуды.
- Подушка под поясницу для водителя.
- Теплые вещи стоит взять даже летом — на случай экстренной ситуации и холодных ночей.
- Небольшой мягкий плед.
- Вода.
- Термос с чаем или кофе, чтобы лишний раз не останавливаться на заправках.
- Что-нибудь для быстрого перекуса: яблоки, бананы, печенье, сухофрукты и орехи, злаковые батончики, шоколад.
- Пара сытных бутербродов скрасят дорогу.
Если у вас есть ограничения в питании, на заправки и придорожные кафе полагаться не стоит. Лучше возьмите в термосе или термосумке горячую еду хотя бы на один полноценный прием пищи.
Если планируете ночевать в диких условиях:
- Палатка, спальник, пенка.
- Горелка и газовый баллон.
- Средство от насекомых.
Развлечения в дороге
Пейзажи за окном — лучшее кино для путешественника. Но бывают и такие отрезки пути, когда виды не вдохновляют, а монотонность движения начинает утомлять. Тогда на помощь приходят дорожные активности.
В долгих путешествиях на машине я обычно включаю аудиокниги. Как-то с девушкой мы путешествовали два с половиной месяца и успели прослушать четыре книги. Здорово, когда можно долго ехать и почти непрерывно погружаться в повествование.
Рома Фитилев,
художник, фотограф
Нам с друзьями интересно обмениваться любимой музыкой и делиться жизненными историями. В последней поездке на Байкал мы пару раз играли в карты, но в основном обсуждали впечатления от местных видов и обычаев. С нами был парень с профессиональной техникой для съемок, так что еще мы развлекали себя позированием на дрон.
Елена Свиридова,
путешественник-энтузиаст, PR-менеджер комьюнити и сети коливингов и коворкингов «Станция Смена»
В компании друзей мы практикуем такую нехитрую игру — каждый по очереди включает какую-то песню, и так по кругу. Бывает, что в начале никто не знает, что поставить, но каждая новая песня вызывает всё больше ассоциаций, и в итоге у каждого в голове возникает целый список композиций. Начинаешь с нетерпением ждать своей очереди, при этом очень любопытно слушать выбор других. У меня так пару раз случались настоящие музыкальные открытия. И друзей узнаешь лучше. Иногда к песне прилагается какая-то история.
Миша Черезов,
инженер-акустик, музыкант
Мы с мужем и сыном перемещаемся в автодоме. Перегоны делаем не слишком большие, потому что мы можем не спешить и останавливаться, когда нужно. Вообще, путешествие на самодельных автодомах называется vanlife, это целое движение, популярное за границей.
В России оно тоже набирает популярность. Главный девиз — «Дом там, где ты его припарковал», поэтому и едем мы недолго. Но если дорога занимает больше четырех часов, мы разговариваем, обсуждаем, что видим, какие это вызывает эмоции. Если от разговоров ребенок устает, включаем ему мультики (у нас на них запретов нет). Ну и из-за того, что работа непосредственно связана с блогингом, в дороге мы либо снимаем, либо что-то монтируем.
Яна Петрик,
путешественница, участница YouTube-проектов «Пушка Гараж» и Vanlife Russia
Фото: Van Life Russia
Готовые маршруты по России
Конечно, интереснее быть первооткрывателем и прокладывать путь в неизведанные земли самостоятельно. Но если сил и времени в обрез, можно пойти проторенной дорогой. Наши герои описали свои любимые автомаршруты по России.
Кавказ
Продолжительность: два месяца.
План маршрута: Анапа — Кочубеевское (Адыгея) — Пятигорск — Грозный — озеро Кезеной Ам — Хой — поселок Сулак — Махачкала— Каспийск— Сулакский каньон — Хунзах (водопад Тобот) — Карадахская теснина — Гуниб — Гамсутль — Избербаш — Самурский лес — Джепель — Ахты — Рутул — Цахур — Куруш.
Еще по теме
Яна Петрик
Мы живем в автодоме постоянно, два года подряд уезжали зимовать на юг. В прошлом году ездили в Дагестан и добрались до самой южной его точки. По дороге заезжали в Чечню. Остановок было много, мы везде жили в автодоме, ни разу не ночуя в гостинице. Пожалуй, это самый живописный маршрут из всех. Из мест хочу выделить безумно красивое высокогорное село Куруш и урочище Джилы Су.
Это северная сторона Эльбруса, мы заехали туда на обратном пути. В урочище проходит дорога просто невероятной красоты, еще и асфальтированная. Но поскольку она в горах, ехать по ней очень сложно. Мы отправились туда, не зная, что это такое, просто по совету приятелей. Думали, что едем в поселок, а когда приехали, оказалось, что там нет связи вообще.
Мы остались в восторге от того, как на Кавказе принимают людей. У нас появилось очень много знакомых из местных. Так душевно нас еще нигде не встречали: стоишь где-нибудь на парковке, к тебе внезапно подходят люди и дают банки с компотом, вареньем, мясом. Нас везде угощали абсолютно незнакомые люди.
Юг России
Продолжительность: три недели.
План маршрута: Москва — Ростов-на-Дону — Витязево (Анапа) — Голубая бездна (Геленджик) — Архипо-Осиповка — каньон реки Псахо.
Рома Фитилев
Сперва мы добрались до Ростова и заехали на Азовское море. Там есть красивые песчаные пляжи, где мы и остались на ночлег. В Краснодарском крае мы стали перемещаться очень медленно (иногда по 30 км в день), чтобы просто смотреть по сторонам и останавливаться в любом понравившемся месте. Какие-то локации мы заранее находили в интернете, но, как правило, на самые интересные места натыкались случайно.
В Витязево под Анапой мы провели четыре дня. Там красивые дюны, песчаный берег, лиманы. Правда, туда лучше ехать на внедорожнике. Нас везла старенькая «тойота» с низкой подвеской — я купил эту машину, чтобы ее было не жаль в случае чего. Пару раз я пытался подъехать ближе к морю и застревал, приходилось вытаскивать автомобиль, но это не стало большой проблемой. Инфраструктура в целом везде хорошая, а в совсем непроходимые места мы шли пешком.
Летом в Витязево очень много людей, поэтому туда лучше ехать в несезон: осенью еще не холодно, людей почти нет, дешевое жилье — в гостевых домах комнаты стоят всего пять-десять тысяч рублей в месяц. Дальше мы поехали в сторону Геленджика к месту под названием Голубая бездна. Там нет удобного подъезда, нужно оставлять машину и идти пешком около часа. Зато там очень красивый вид: если смотреть сверху, открывается темная впадина в море — отсюда и название. Есть места под палатки, а внизу — спуск к морю, где можно купаться почти в полном одиночестве.
Еще мы заехали в село Архипо-Осиповка, где за четыре дня встретили всего двух человек. Зато ночью было много шакалов. Но, во-первых, в машине нестрашно, а во-вторых, шакалы не нападают на людей. Красивый берег, приятный лес, много дров и сушняка — можно постоянно готовить на костре. К осени на юге зреют фрукты, вкуснейшая фейхоа, особенно по дороге в Сочи. В самом Сочи мы не остались, сразу поехали в сторону Адлера, а дальше к каньону реки Псахо. Там тоже красиво, но холоднее. В районе каньона мы гуляли по самшитовому лесу.
У меня машина-универсал: можно разложить сидения и спать комфортно, с вытянутыми ногами. Поэтому мы ночевали в авто, остановившись где-нибудь в лесу или у моря. Каждые три-четыре дня снимали комнату, чтобы постирать вещи, воспользоваться интернетом. Иногда даже удавалось поработать. В итоге отдых получился бюджетным: за три недели потратили где-то 40 000 на двоих. У моей машины очень маленький расход — пять-шесть литров по трассе. В кафе мы заходили всего пару раз, в основном готовили сами на костре и горелке.
Алтай
Продолжительность: 10 дней.
Протяженность: 2 800 км от Барнаула до границы с Монголией и обратно.
План маршрута: Барнаул — Горно-Алтайск — Артыбаш (река Бия и Телецкое озеро) — Онгудай — перевал Чике-Таман (слияние Чуи и Катуни, петроглифы) — Гейзерное озеро — Чурайская степь — Кош-Агач (заброска на Джумалинские ключи) — Манжерок (горнолыжка со смотровыми, баня на берегу Катуни) — Барнаул.
Елена Свиридова
Мы с друзьями за 10 дней посмотрели буквально весь Алтай. Прилетели в Барнаул, взяли две машины на шестерых и проехали 2 800 км. Можно было бы начать маршрут не в Барнауле, а в Горно-Алтайске: это ближе ко всем интересным локациям.
Мы двигались по одной из самых красивых дорог в России — Чуйскому тракту. Ценность это маршрута в разнообразии: за всю поездку мы проехали пять климатических зон и застали изменения погоды от плюс 28 до плюс 3.
Мы останавливались в простых гостевых домах и только один раз остались недовольны жильем. Питались в основном в кафе, завтраки готовили сами. В этой поездке мы застали мой день рождения: в тот вечер приготовили барбекю, взяли вина и торт. В остальные дни пили местные чай и кумыс (очень понравился!).
Поездка получилась легкой и насыщенной впечатлениями. Мы заранее распределили задачи между собой: кто-то построил маршрут, кто-то подготовил варианты жилья (большую часть мы забронировали по отзывам на агрегаторах и рекомендациям друзей), кто-то отвечал за список продуктов, места для обедов и перекусы, кто-то — за фото- и видеоконтент из поездки.
Еще по теме
Ошибки в автопутешествии
Не спите за рулем
При первых признаках сонливости откройте окна или включите кондиционер, прибавьте громкость и поставьте динамичную музыку, выпейте кофе или бодрящий чай. Если эти меры не помогают, не рискуйте и дайте себе немного отдохнуть.
Опытные автомобилисты советуют: остановитесь на площадке для отдыха и поспите минут 15. Даже такой краткий сон сильно изменит состояние.
Будьте особенно внимательны в сумерки
Сумерки — самое опасное время: видимость на дороге затруднена, при этом фары, которые хорошо справляются в темноте, не помогут.
Выбирайте место для ночевки
Не стоит вставать на ночевку на видном месте поблизости от трассы — это может быть опасно.
Советы путешественников
Яна Петрик
Наверное, главное, о чем стоит подумать, — это возможные технические поломки. Нужно понимать, куда вы едете и будет ли там возможность починить машину. В Дагестане, например, мы не встретили ни одной заправки известных брендов. Мы заправились в Каспийске и весь остальной путь проехали на одном баке. Если залить плохой дизель, то форсунки «скажут привет», а это очень дорогостоящий ремонт.
Елена Свиридова
Внимательно проверьте машину перед стартом. Даже в середине пути можно заехать в сервис на диагностику. Безопасность — это самое важное. У нас за рулем были опытные ребята, в дороге они заметили, что барахлят тормозные колодки. Мы заехали в сервис, потратили полдня, но все починили. А вот следующая группа друзей, которые ездили по нашему маршруту, чуть не замерзли в пути, так как застряли ночью на неисправной машине в глуши и без работающей печки.
В сезон особенно важно забронировать жилье заранее. Можно не на весь путь, а частично, если хотите оставаться гибкими в смене маршрута.
Миша Черезов
Всегда включайте печку в режим обдува лобового стекла. Зимой, когда мы ехали по трассе, печка работала в режиме обдува только внутри салона. Внезапно пошел ледяной дождь, и на лобовом стекле начала быстро скапливаться наледь. Дворники не помогали. Пришлось включить аварийку и снизить скорость до 40 км/ч. Это была еще одна ошибка, потому что в таких случаях надо немедленно останавливаться. Потом я переключил режим печки на лобовое стекло, и постепенно наледь растаяла.