Я фанат ралли-рейдов и команды «КАМАЗ-мастер». Мой папа в далеком 2007-м показывал трансляцию гонки «Дакар» моему младшему брату, который обожал машинки. Только в ралли вместо брата втянулась я. Вид синего КАМАЗа, несущегося по африканской саванне и обгоняющего мотоциклы, врезался в память навсегда.
Представьте степь, которая простирается до самого горизонта. Или высокие, как дом, дюны пустыни Гоби. И вдруг — застывшая картинка оживает: поднимая столбом пыль, несется, едва касаясь земли, раллийный автомобиль! Это не вселенная «Безумного Макса», а ралли-марафон «Шелковый путь» — одно из самых захватывающих автоспортивных событий в мире, младший брат знаменитого «Дакара». И это не просто соревнование, а символ мужества и выносливости, дружбы, взаимовыручки и настоящей борьбы. Две недели гонщики и их команды состязаются друг с другом, стремясь раньше конкурентов достичь финишного подиума. А трасса простирается через тысячи километров, соединяя Китай, Казахстан, Россию и другие страны, что делает гонку настоящим путешествием по историческому Шелковому пути.
Как появился «Шелковый путь»
Это довольно молодое ралли, в отличие от «Дакара», который проводится уже 46 лет и успел сменить три континента. Первый «Шелковый путь» прошел в сентябре 2009 года: стартовал в Казани, проходил через Казахстан и финишировал в Туркмении. У гонки менялись организаторы, в 2014 году ее поставили на двухлетнюю паузу, и затем она получила статус ралли-марафона.
С тех пор ралли набирает обороты: в 2019 году на трассу вышли мотоциклы и квадроциклы, а церемонии старта и финиша проходят с размахом — например, в 2017-м марафон начался с Красной площади в Москве. С 2021 года ралли-рейд взял курс на модернизацию: теперь производители автомобилей и техники тестируют свои новинки в условиях реальной гонки. Не забывают и об экологичности: для экипажей, которые ездят на альтернативных видах топлива — природном газе (метан), пропане или водороде, организаторы вводят отдельные зачеты.
«Шелковый путь» сегодня — главное событие в ралли-рейде. Мы с командой заранее готовим технику, чтобы показать свой лучший результат. Эта гонка для нас — как Олимпийские игры для спортсменов.
Как проходит гонка
Ралли «Шелковый путь» — это международный марафон, который занимает около двух недель. Задача гонщиков — каждый день преодолевать по одному этапу маршрута. Итоговое время складывается за все дни, и чем ближе к финишу, тем сильнее увеличивается или уменьшается разрыв между участниками. Побеждает тот, кто быстрее всех доберется до финиша.
На трассе длиной 5–7 тыс. км есть скоростные спецучастки (от грязевых полос, полей и бродов до песков и острых камней), сложные навигационные зоны, где многое будет зависеть от мастерства штурмана, и скоростные прямые, на которых гонщики могут вдавить педаль газа до упора. Маршрут гонки разрабатывают профессиональные гонщики, неоднократно участвовавшие в «Дакаре», «Шелковом пути» и других рейдах. Их задача — создать максимально сложный и интересный трек, который не повторял бы прошлогодний.
Это именно марафон, а не быстрая гонка: здесь важно правильно распределять силы и учитывать возможности техники, чтобы ехать стабильно. Не обязательно показывать самую высокую скорость — главное, сохранять постоянство на протяжении всей гонки. Встречаются быстрые пилоты на быстрых машинах, но на финише они зачастую оказываются даже не в первом десятке.
На каждом этапе есть лиазон — дорога общего пользования, по которой гонщики добираются до спецучастка. Спецучасток — это трасса с полным бездорожьем и проложенной навигацией. Время, идущее в общий зачет, считается только на спецучастке. Еще предусмотрен бивуак — передвижной лагерь, в котором работают все службы ралли и где располагаются на ночевку спортивные команды.
Один из дней занимает марафонский этап, в конце которого запрещено пользоваться помощью команды техников — экипаж или гонщик сами чинят авто. Суть этого этапа — не убить машину. Конечно, команда техников обслужит ее на финише следующего дня, но до него еще нужно доехать.
По ходу гонки важно быть сконцентрированным и собранным, стараться вовремя принимать правильные решения, ведь ты видишь трассу впервые. Когда потом смотришь разборы различных ситуаций на видео, думаешь: «Надо было сделать по-другому», но когда ты находишься там — всё выглядит иначе. В моменте действуешь скорее инстинктивно.
Навигация на маршруте
Гонщики четко следуют роадбуку — подробному маршрутному листу трассы, в котором прописаны все контрольные точки, отрезки и повороты. В классах «Мото» и «Квадро» роадбуки всё еще бумажные, другие классы перевели на электронные и выдают их исключительно перед стартом. Так пилоты не узнают маршрут этапа заранее.
Ошибки в навигации на ралли-рейдах не редкость, и они могут стать критичными для лидеров. Например, в 2019 году на одном из монгольских этапов 9 из 10 лидеров мотозачета заблудились, съехав с трека, и намотали таким образом лишние десятки километров.
Кто может участвовать в гонке
Принять участие может практически любой желающий авто- или мотовладелец. На ралли выступают или самостоятельные участники с собственным бюджетом, или одиночки, которых продвигают спонсоры, либо же заводские команды. У последних намного больше ресурсов: это целые «заводы на выезде», где едут механики и техники с огромным набором запчастей, менеджеры, повара, реабилитологи, массажисты. Самые маститые команды — «КАМАЗ-мастер», Gaz reid sport Горьковского автомобильного завода и белорусская «МАЗ. Спорт. Авто».
Кроме техники, команды и желания побеждать, у гонщиков должна быть соответствующая их виду транспорта лицензия пилота Российской автомобильной федерации. Также участники должны быть старше 18 лет, иметь действующее водительское удостоверение и загранпаспорт с визой, если она требуется.
Еще все участники делятся на группы по виду авто: мотоциклы (с отдельной категорией G-Moto Challenge, в которой гонщикам запрещено пользоваться поддержкой механиков), квадроциклы, внедорожники — в том числе модифицированные, мотовездеходы и грузовики. Трассы для мотоциклистов из соображений безопасности находятся на расстоянии от маршрутов тяжеловозов.
Кто сидит в кабине
На «Шелковом пути» у каждого участника своя роль. В классах «Мото» и «Квадро» всё просто — техникой управляет один гонщик. В классах «Внедорожники» и «Мотовездеходы» команда состоит из двух человек: водителя и штурмана. А в «Грузовиках» команда самая большая — там есть пилот, штурман и механик.
В гонке многое зависит от удачи, а также от слаженной работы штурмана, механика и пилота. То есть нельзя выделить кого-то одного из членов экипажа — это командная работа.
География «Шелкового пути»
В этом году ралли стартует в Иркутске, а первый бивуак гонщики разобьют прямо у берега Байкала. Затем они направятся в Монголию и после — в Улан-Уде, чтобы финишировать в Горно-Алтайске.
Ралли за время своего существования проходило через множество памятников природы:
- Горный Алтай. Он покорял не только перепадом высот и сложной навигацией, но и красотой Чуйского тракта и белоснежными вершинами.
- Казахский мелкосопочник Сарыарка. Красивейшая степь Казахстана с рваными сопками и Кальбинским, Нарымским и Курчумским хребтами, словно берущими ее в кольцо.
- Северо-Казахская равнина. Километры высокой травы и отсутствие перепадов высоты. Долина упирается в уральские и алтайские горы.
- Природный заповедник Их Газрын Чулуу в Монголии. Скалистые горы с зубчатыми вершинами и сглаженными ветрами камнями, напоминающие гребень спящего дракона посреди зеленой долины.
- Северная пустыня Такла-Макан. Одна из самых больших песчаных пустынь в мире (и самых холодных!), с высокими, как на планете Арракис, дюнами и бескрайними желто-оранжевыми волнами.
- Оазис Юэяцюань (Полумесяц) в Китае. Царство зелени и прохлады посреди песков и жары. У озера из-за деревьев поднимается буддийский храм — здесь гонщики разбивали бивуак.
Зрителям и болельщикам в отношении красот природы везет больше: гонщикам за пейзажем следить почти некогда.
К сожалению, мы не успеваем разглядывать пейзажи из кабины во время гонки. Иногда смотришь уже подготовленные пресс-службой материалы и удивляешься: «Мы действительно там проезжали?» У нас всё же другие задачи — не любоваться, а выполнять свою работу. Мне запомнилась часть гонки, которая проходила в Китае: таких больших дюн я еще не преодолевал. Сначала они пугают, а потом постепенно на них забираешься — и испытываешь чувство удовлетворения: я все-таки смог!
Конечно, «Шелковый путь» не обходил стороной и города — приезд каравана участников всегда становится праздником. Так, ралли побывало в Казани — здесь в 2009 году начался первый «Шелковый путь», Оренбурге, Самаре, Саратове, Волгограде, Элисте, Астрахани, Новосибирске, Барнауле, Омске, Томске, Иркутске и других городах.
Почему стоит хоть раз в жизни увидеть гонку
Конечно, болеть за гонщиков во время трансляции по телевизору — увлекательно и заряжает энергией. Но это не сравнится с возможностью увидеть всё происходящее на гонке своими глазами.
Организаторы продумывают программу для гостей, выделяют специальные места и зоны наблюдения, откуда можно безопасно следить за заездом участников. Увидеть гоночную технику в «бою» — на виражах проносящуюся буквально в метрах от вас — верх восхищения! А вечером на бивуаке можно посмотреть, как механики приводят авто в чувство — разбирают машину до рамы и двигателя, что-то колдуют и собирают обратно.
В этом году торжественная церемония старта пройдет в Иркутске 12 июля в 17:00 на площади Графа Сперанского, а на праздник в честь финиша всех ждут на площади Ленина в Горно-Алтайске 22 июля в 19:00.
На бивуаках и в городах часто работают интерактивные зоны, где можно сфотографироваться с гоночной техникой, увидеть шоу по мотофристайлу или заезду квадроциклов по ухабам, трамплинам и грязи. Там же выступают национальные творческие коллективы, проводят ярмарки.
Мне довелось встретить участников гонки «Мастер-Ралли» на маршруте в 1995 году. Ралли Париж ― Москва ― Улан-Батор ― Пекин проходило через Алтайский край, рядом с небольшим городом Рубцовском. И для тех лет, и для провинциального Рубцовска это ралли было равносильно прибытию инопланетян. Мы поехали вместе с отцом ранним утром к трассе, ждали часа три. И вот промчались они, невероятные красавцы: на мотоциклах, в шлемах, в пестрых комбинезонах. Толпа, человек 40–50, выстроившись вдоль трассы, ликовала: люди махали, кричали. Отец, помню, высоко поднял руки и пожал их в воздухе, мол, мы с вами, мы поддерживаем. Фуры сигналили, а мотоциклисты, проезжая, показывали «класс» или просто поднимали одну руку в знак приветствия.
Меня до глубины души поразило это единение: участников встречали как героев, как друзей, а те не оставались безучастными, несмотря на то, что наверняка очень устали. По итогу: пронеслись гонщики за одно мгновение, а ярких воспоминаний ― на всю жизнь.
Но самое главное — гонка позволяет проникнуться атмосферой большого спортивного праздника. Для участников это не просто соревнование, а возможность проверить себя на выносливость и достичь новых вершин. А мы, болельщики, до последнего не знаем, кто выиграет, — исход гонки никогда не предрешен заранее. Даже самые титулованные гонщики и экипажи иногда внезапно сходят с дистанции, и турнирная таблица может перевернуться под самый финиш.
И конечно, «Шелковый путь» — возможность увидеть новые регионы и подумать, а не отправиться ли в те края в следующий отпуск?