Теперь я точно знаю, какая дорога самая красивая, самая живописная и невероятная в России — однозначно Чуйский тракт! От красоты этих мест невозможно оторваться. Хочется каждую минуту фотографировать окружающие виды и делиться впечатлениями.
Даже если вы никогда не были на Алтае, вы наверняка слышали о дороге под названием Чуйский тракт. Официально трасса носит название Р256. Она проходит от Новосибирска через Бийск и Горно-Алтайск к Ташанте — это пограничный пункт с пропуском в Монголию. Мы выехали из Новосибирска и проехали абсолютно всю эту дорогу до Ташанты. Упёрлись в самую границу и развернулись обратно.
Чуйский тракт проходит через Новосибирскую область, Алтайский край, Республику Алтай. Для неместных делаю пометку, что Алтая в России два: Алтайский край (столица — Барнаул, в крае много городов) и Республика Алтай (столица — Горно-Алтайск, и это тот самый знаменитый Алтай с потрясающей природой, и городов, кроме Горно-Алтайска, тут больше нет).
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что самая красивая часть Чуйского тракта — это та, что проходит по территории Республики Алтай. И чем ближе к Монголии, тем экзотичнее и сногсшибательнее становятся пейзажи.
Асфальт на Чуйском тракте изумительно хорош. Можно ехать и ни о чём не переживать (но если сворачивать в другие алтайские места, то уже дорога меняется, иногда её нет). За Чемалом трасса становится более дикой — пропадают нормальные заправки, магазины и кафе становятся редки. Но природа продолжает быть грандиозной.
Также Чуйский тракт, помимо природных видов, изобилует достопримечательностями. Одни из самых известных — памятник Кольке Снегирёву — шофёру с трагической судьбой, работавшему над строительством дороги; памятник коренным алтайским народам; историческая алтайская достопримечательность Олений камень.
История этой дороги очень интересна и многогранна. Когда-то на месте нынешнего Чуйского тракта проходил Мунгальский тракт, описанный ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. Там, где сейчас проложен асфальт, ещё издревле была проложена пешеходная тропа для кочевников и торговцев. До середины девятнадцатого века эта тропа никак не менялась: караваны ходили по узенькой дорожке в горах. Несколько десятилетий шли обсуждения проекта строительства новой дороги, и вот с 1901 года было начато строительство Чуйского тракта. Вьючная дорога была переоборудована в колёсную, однако в хорошем состоянии продержалась лишь десятилетие. В 1914 году на Алтай прибыли инженеры под руководством специалиста и писателя Вячеслава Шишкова (многие знают его имя по роману «Угрюм-река», не зная, что он был инженером по строительству Чуйского тракта) и стали проектировать нынешний маршрут тракта. С тридцатых годов тракт был выровнен и покрыт гравием — тяжёлые работы выполняли заключённые и местные жители в труднейших климатических и природных условиях. Памятные знаки установлены вдоль Чуйского тракта.
Самые известные перевалы тракта — Семинский и Чике-Таман. На вершине обоих расположены самые настоящие базары: торговые ряды с сувенирами и палатки с местной кухней.
Горы, степи, леса, реки — пейзажи у вас за окном будут просто захватывающими. Иногда встречаются напоминания от «Горно-Алтайавтодора»: «Водитель! Не смотри на природу, смотри на дорогу!». И это можно понять — когда едешь по такой красоте, очень сложно не обращать внимания на окружающие пейзажи, поэтому приходится часто останавливаться и выходить фотографировать.
Пейзажи этой дороги настолько разные, что иногда представляешь себя в засушливой монгольской степи среди жёлтых песков, а иногда — в осенних горах Аляски, с бурными горными реками и заснеженными вершинами. А иногда — в восхитительном осеннем лесу. Я бы сказала, что начало октября — это идеальное время для поездки по Чуйскому тракту.
Остерегаться тут нужно крупного рогатого скота на дороге. Днём их видно хорошо, да и внезапно они не выпрыгивают на дорогу, а вот ночью… В сумерках и темноте нужно ехать очень осторожно — несколько раз лошади возникали перед нами прямо посередине трассы. Чёрных лошадей на трассе не видно в ночи, а они почему-то любят выходить прямо на центр дороги.