Нырнуть в неизведанное, поместить себя в заведомо непривычную, контрастную среду — и попытаться разгадать ее, расшифровать. Изучить ее символы и знаки. Из чужака превратиться в друга! Именно так выглядят путешествия Ксении Диодоровой, сооснователя студии визуальных коммуникаций «Гонзо-дизайн». На протяжении многих лет она снова и снова возвращается в страны Востока, исследует мироощущение местных жителей и вместе с командой «Гонзо» создает мультимедийные проекты, которые повествуют об этом. Инструменты «Гонзо» — текст, звук, фото, видео и анимация — превращают истории на экране в настоящее путешествие.
У «Гонзо» вышел новый проект — «Ак бата (Благословение для тебя)». Это история об особых кыргызских коврах, в которых зашифрованы послания матери своим детям. Об этих посланиях и о том, кто скрывается под хиджабом, читайте в нашем интервью.
А еще меня никогда не волновала стерильность. При всей моей любви к эстетике скандинавских стран, для меня важна максимальная нестерильность среды и ее открытость. Восточная культура построена на знаках и символах, и в этом ее загадочность. И в то же время это очень теплая, контактная среда.
Я их спрашивала: «А вы думаете о чем-то за работой, может, о семье, о том, что приготовить на обед?» В ответ слышу: «Нет, если я буду думать, я собьюсь и рисунок получится неточный».
И это классная вещь. Я даже решила: «Все, мне нужно срочно купить станок». Сосредоточенности очень не хватает сегодня.
Герои вовлекаются тогда, когда ты создаешь для них игру. С марокканской историей получилось все так хорошо и быстро, потому что сама затея с натюрмортами была похожа на игру. Героини не воспринимали это как интервью. Интересный момент: если кто-то из участниц поначалу не хотел вовлекаться в процесс, я показывала им натюрморт другой девушки. Они видели, что у другой получилось классно, и им уже тоже хотелось попробовать.
Вопрос вроде «Расскажите о своей жизни» обычно никому не интересен. Чем конкретнее вопросы, тем эффективнее. Представь, если я спрошу сейчас о том, как у тебя появилась вся эта одежда. Тебе будет очень просто про это рассказать. Причем, к твоему рассказу моментально прикрепятся детали: обстоятельства, люди, места, эмоции. Это ключ. Его суть в том, чтобы спросить о чем-то простом и конкретном, но затронуть сразу много тем.
Во второй части интервью — о том, как Ксения исследовала непростую жизнь таджикского Памира, и по-новому посмотрим на трудовых мигрантов.
Беседовала Лиза Жирадкова