Парить в небесной вышине вместе с птицами, крутить фигуры высшего пилотажа или вовсе приземлиться на ту вершину, куда не ступала нога человека? Для этого не нужны свидетельство пилота и навык управления самолетом. Речь идет о параплане — это крыло способно перенести вас по воздуху куда душа прикажет. Рассказываем, как устроен парапланеризм и где можно полетать.
Содержание
- Снаряжение
- Где полетать на параплане в России
- Как учатся летать на параплане
- Безопасность полетов
Параплан — сверхлегкий летательный аппарат, внешне напоминающий парашют. Он состоит из крыла (купола), запасного парашюта и подвесной системы для пилота. Воздушный поток обтекает крыло и создает подъемную силу, за счет чего конструкция держится в воздухе. Мотора у параплана нет, с мотором это уже паратрайк.
Любой парапланерист ответит, что полет — это чувство свободы. Ветер тебя несет, воздушные потоки поднимают — и ты паришь всё выше и выше.
На земле вся конструкция запросто убирается в рюкзак и надевается на спину. Обычно вес параплана не превышает 12 кг, но есть и ультралегкие модели — не тяжелее 3 кг: на таком можно пролететь даже больше 300 км! Поэтому он считается самым легким и компактным летательный аппаратом во всем мире.
У парапланов бывают разные крылья — для парящих, маршрутных и динамичных speed-fly полетов. Они отличаются размером: так, для парящего полета подходит крыло от 32 кв. м, а для speed-fly — всего 6—8 кв. м. Чем больше крыло, тем меньшая скорость ветра нужна для взлета, а ограничение по ветру зависит от веса пилота и его умения с этим весом справляться в воздухе. Например: мой вес — 110 кг и на крыле площадью 32 кв. м я могу спокойно взлететь и управлять при ветре 7—8 м/с. Человека весом 60 кг такое крыло просто унесет.
Для полета нужен термический восходящий поток — это когда поверхность земли прогревается и легкий теплый воздух начинает быстро подниматься по склону.
Парапланеристы ловят такие потоки и «пересаживаются» с одного на другой, поднимаясь по ним (максимально — 4 км) и снова спускаясь: за счет этого удается преодолевать большие расстояния. На направление полета влияет ветер — лететь против него не получится. Есть специальные приборы, которые помогают ориентироваться в воздухе: вариометр (определяет скорость изменения высоты полета) и анемометр (измеряет скорость и температуру ветра).
Парапланеристы летают за счет теплых (термических) потоков, которые поднимаются от земли. Весь навык парапланериста заключается в том, чтобы распознавать места, где могут появляться такие потоки, и летать, наслаждаться единением с природой. Мировой рекорд по дальности полета — 564 км.
Удобнее всего стартовать в горах или сопках — достаточно разбежаться в нужном направлении, как воздух наполнит крыло и поднимет над землей. Зимой для разбега используют лыжи, а на равнинах — специальную лебедку. Новичков никто, конечно, одних в небо сразу не отправит — многие компании предлагают ознакомительные полеты в тандеме с инструктором.
Снаряжение
Парапланеризм — серьезное хобби, требующее экипировки и знаний техники безопасности. Для полетов обязательно нужен шлем — специальный для парапланеристов или мотоциклетный. Ботинки лучше выбрать трекинговые: они фиксируют голеностоп и в них удобно разбегаться и приземляться. Одежда должна защищать локти и колени и желательно не продуваться ветром — на высоте можно замерзнуть.
Солнцезащитные либо пластиковые очки, горнолыжная маска спасут глаза от набегающего потока воздуха, а перчатки (велосипедные или мотоциклетные) позволят уверенно и крепко держать стропы, не давая им стирать нежную кожу ладоней.
Где полетать на параплане в России
Самые популярные и успешные школы в России расположены на Кавказе и Черноморском побережье. Это «Юца» в Ставропольском крае, «Чегем» в Кабардино-Балкарии. Кроме того, в каждом крупном городе — от Магадана до Петербурга — есть свой клуб.
Кавказ
Кавказ манит любителей парапланеризма пейзажами: можно летать рядом с высшей вершиной Европы — Эльбрусом, а еще над хребтами, ледниками, водопадами и альпийскими полями.
Красная Поляна, Сочи
Парапланеризмом тут занимаются круглый год — на Красной Поляне есть три локации, подходящие для полетов. Бывшие «Горки Город» расположены на высоте 2 км, откуда можно долететь до долины реки Мзымты, под ногами будет сама Поляна и Эстосадок, а до снежного горного массива Аибга — рукой подать. Со старейшего горнолыжного комплекса «Альпика Сервис» часто взлетают на лыжах, что немудрено — до курорта на высоте 2 200 м идет канатная дорога. А вот Роза Пик из-за сложного рельефа подойдет только опытным парапланеристам.
С кем летать: SkyKrasnodar
Домбай
Парапланеризм здесь очень популярен — с воздуха можно увидеть пики Джугутурлучат, Театральный, Аманауз-главный, Зуб Софруджу, Белалакая. Местность подходит больше для опытных пилотов — из-за особого ландшафта тут складывается свой микроклимат.
С кем летать: Dombai Online
Гора Юца, Кавказские Минеральные Воды
Как и в Красной Поляне, летать у Юцы можно в любое время года. Всего в 20 минутах езды от Пятигорска находится самый популярный в России дельтадром с летными школами для новичков и развитой инфраструктурой. Юца — прекрасная площадка для старта при любом направлении ветра, как вершина ее абсолютно плоская и лысая.
С кем летать: Центр сверхлегкой авиации «Юца»
Кабардино-Балкария
Горы, ущелья, каньоны и альпийские луга Кабардино-Балкарии — центр притяжения любителей ловить воздушные потоки. А Чегем — не только горный парадром, а целый комплекс, где есть экстрим-парк, экоферма и кемпинг-зона.
Летают здесь с марта по ноябрь: утром и вечером, когда стоит штиль, новички тренируют взлет и посадку, а днем опытные пилоты зависают (во всех смыслах!) на «чегемском термодинамике». Он формируется по склонам горы Зинки — парить там можно часами. А если хочется драйва, отправляйтесь на полет по маршруту вдоль отрогов Главного Кавказского хребта.
С кем летать: парк активных развлечений и семейного отдыха «Флай Чегем»
Алтай
Алтайский край идеален для парапланеристов: разнообразие рельефа позволяет насладиться природными достопримечательностями региона с воздуха.
Несмотря на то что Алтай входит в топ мест для парапланеризма в России, школ здесь не так много. Наиболее популярная — парадельтадром в поселке Солоновка (недалеко от горы Толстуха), и приезжать сюда лучше уже с навыками управления крылом. На курортах вроде Белокурихи или Манжерока есть услуги полета в тандеме, а для изучения других интересных локаций придется заранее найти частных инструкторов, готовых забросить вас на нужную точку или пролететь вместе.
Гора Курай
Полеты у горы Курай требуют хотя бы базового опыта парапланеризма. Обычно летают вдоль ее южных склонов. В окрестностях собран целый калейдоскоп достопримечательностей: Курайская степь, скалы Красные Ворота, скала Каменная Баба, заброшенная ГЭС и даже ртутные рудники. В самом поселке, хоть он и маленький, есть вся необходимая инфраструктура.
Гора Актру
Живописная вершина Северо-Чуйского хребта, высота которой — 4 044 м. В этих краях расположился крупный центр алтайского альпинизма с множеством маршрутов разной сложности. Гора Актру интересна своим окружением: здесь есть и ледники, и заснеженные вершины, и острые скалы. Также с воздуха можно посмотреть на величественную бирюзовую Катунь — главную реку Алтая — и голубое озеро в ущелье Актру.
Озеро Телецкое
Телецкое — одно из самых глубоких, загадочных и живописных озер в России, «младший брат» Байкала, входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Зажатое горными хребтами, озеро — настоящая гидростанция: в него впадают 70 рек и 150 сезонных водотоков, а река Бия берет отсюда свое начало. Зависая в воздухе над озером, можно рассмотреть его, как на ладони, и полюбоваться вершинами обрамляющих его гор и водопадом Корбу.
Байкал
Байкал — место притяжения не только любителей экотуризма и походов, но и парапланеризма: климат и особенности рельефа создают отличные условия для полетов.
Парадельтадром ИАЗ, поселок Усть-Ордынский
Специалисты Иркутского авиационного завода 30 лет назад нашли подходящую гряду для облетов серийных дельтапланов «Славутич» и «Градиент». Затем ее облюбовали и парапланеристы: это отличное место для обучения полетам с тремя точками старта, гладкими склонами небольшой крутизны, ровными полями у подножия и на вершинах. Всё это позволит безопасно осуществить экстренную посадку, если вдруг ухудшится погода.
Малое море, Куркутский залив
В бухте Радости на Малом море великого Байкала стабильно дуют утренние и вечерние байкальские бризы. Склон тут пологий и травянистый — идеально для новичков, поэтому сделать свои первые шаги можно здесь. А широкий берег подойдет для установки лагеря — не всё же время летать, нужно и отдыхать.
Поселок Аршан, Тункинская долина
Поселок Аршан у подножия Восточных Саян — еще одно место любителей парить в небе. Тут две стартовые площадки и обе находятся на пике Любви: нижняя — на высоте 600 м, верхняя — на 1 250 м. До них нужно подниматься пешком по тропе — путь займет от 1,5 до 4 ч. Полет долгий, маршрут пролегает над глубоким каньоном реки Кынгарги — виды открываются такие, что дух захватывает. Сюда приезжают не только летать на параплане, но еще заниматься скалолазанием и подниматься к скальным вершинам — например, к Тункинским Гольцам.
Организовать полеты ко всем локациям поможет парапланерная школа «Небо Байкала»
Подмосковье
Поле «Кончинка» расположилось в 104 км от МКАД, став одним из самых любимых парадромов у москвичей. На огромной территории установлена самая длинная в Подмосковье буксировочная дистанция на мощной лебедке в 1 400 м, что позволяет летать на высоте от 400 до 700 м — очень недурно для равнины. В Подмосковье нет горных пиков, ущелий и ледников, зато есть размеренные поля, молчаливые леса и безграничные просторы, которыми так приятно любоваться с высоты.
С кем летать: «Вектор»
Как учатся летать на параплане
Чтобы научиться управлять крылом, недостаточно посмотреть гайды на YouTube. Сначала придется изучить теорию по аэродинамике и управлению парапланом, а потом уже тренироваться в реальных условиях с инструктором. И несмотря на то что лететь на одном крыле можно максимум в тандеме, парапланеризм — коллективный вид спорта. Большую роль здесь играет комьюнити, где спортсмены разного уровня подготовки делятся опытом и могут помочь новичку.
Обучение в школе
Процесс состоит из нескольких этапов: теории, наземной подготовки и непосредственно практики — начиная от управления крылом, стоя на земле, до отработки техники посадки и прочих маневров. И только потом можно приступить к полетам в термических потоках. После прохождения базового курса для начинающих рекомендуют дополнительно пройти SIV-курс (Simulation d'Incident en Vol — моделирование инцидента в полете) по управлению парапланом в опасных ситуациях.
Первая практика придется на позднюю весну и лето, а теории обычно выделяют зиму. С выбором клуба лучше всего определиться зимой — как раз изучите матчасть и к весне перейдете к практике. Подойдите к выбору школы ответственно: почитайте отзывы учеников, посмотрите, как часто выезжают на практики, где и как проходят тренировки, кто преподает.
Безопасность полетов
Главное правило всех экстремальных видов спорта: не делать в одиночку. Полеты без группы поддержки даже в невысоких горах могут быть небезопасными.
В парапланеризме ты сам себе и руководитель полетов, и метеоролог. Стоит ли лететь, будет ли полет безопасным — каждый решает сам. Авиация не прощает легкомыслия, поэтому нужно взвешенно принимать решения и помнить, что любой выход в небо — это риск. Не стоит за кем-то гнаться — в парапланеризме каждый развивается в своем темпе.
Вот несколько важных правил безопасности:
- Обучайтесь только у квалифицированных инструкторов.
- Выбирайте сертифицированные парапланы. В европейской классификации предусмотрены обозначения крыльев:
EN-A, EN-B, EN-C, EN-D, EN-CCC, где А — максимальная безопасность, а D — экстрим-вариант для пилотов, умеющих управлять снарядом при внештатных ситуациях. - Узнайте, сколько лет крылу. Если больше трех, а эксплуатировали его активно, то воздухонепроницаемая пропитка уже испарилась и летать на таком крыле небезопасно.
- Выходите на старт только с запасным парашютом.
- Убедитесь, что шлем застегнут и подогнан под размер головы.
- Не выполняйте трюки ниже 30 м от поверхности земли.
- Перед полетом несколько раз проверьте и проанализируйте погодные условия.
- Не переоценивайте свои возможности.
Наслаждайтесь полетом!
А вы пробовали летать на параплане? Поделитесь своим опытом в комментариях.