В марте 2024-го Минфин разрешил отчитываться о расходах на покупку авиабилета с помощью электронного посадочного талона вместо бумажного. Получается, бумажные посадочные теперь совсем не нужны? Разбираемся вместе с экспертами.
Содержание
- Как было раньше
- Что предложил Минфин
- Что говорят эксперты
Каждый, кто хоть раз в жизни ездил в командировку, помнит легкий ужас перед отчетами для бухгалтерии. Нужно не забыть собрать все бумажные чеки, квитанции, подтверждения оплаты. И конечно, посадочные талоны со всех рейсов. С марта 2024 года в России хотя бы последний пункт можно вычеркнуть.
Как было раньше
Отчеты о командировке чуть ли не единственная ситуация, когда бумажный посадочный в принципе был необходим: его вместе с маршрут-квитанцией предоставляли в бухгалтерию как доказательство факта перелета и понесенных расходов. При этом просто посадочного талона недостаточно: на нем обязательно должны были стоять аэропортовые отметки.
Что предложил Минфин
Теперь достаточно предоставить в бухгалтерию маршрут-квитанцию и электронный посадочный талон. Маршрутная квитанция формируется автоматически при покупке билета и приходит на электронную почту. А электронный посадочный талон пассажир получает при онлайн-регистрации на рейс. Печати о прохождении контроля в аэропорту не нужны — на электронный посадочный их не поставить.
Разумеется, без «но» не обошлось. Во-первых, не у всех авиакомпаний есть онлайн-регистрация. Во-вторых, у лоукостеров если и есть онлайн-регистрация, то зачастую платная, и не каждый работодатель готов компенсировать эти расходы.
Что означают нововведения для российских компаний, чьи сотрудники часто летают в командировки? Как может измениться работа? Мы спросили экспертов в сфере делового туризма.
Что говорят эксперты
Новость крайне радостная! Вернуться из командировки и не забыть все свои посадочные — то еще испытание. Особенно если перелетов не два-три, а больше, и поездка продолжается больше недели. Восстанавливать эти посадочные в случае утери не всегда легко. Некоторые поставщики за небольшую плату предоставляют справки-подтверждения перелетов, и работодатель их принимает. Но бывают случаи, когда оформлять документы нужно только в авиакомпании. Для подготовки такой справки перевозчик требует от пассажира личного присутствия у себя в офисе, что неудобно.
Конечно, есть вероятность злоупотреблений. Но она существует и при действующей схеме работы. В некоторых агентствах справка автоматом входит в комплект документов. О какой проверке факта каждого перелета мы можем говорить? Она номинальная. Мы приветствуем переход на электронный посадочный и надеемся, что цифровизация процессов в бизнес-тревел продолжится. Потому что до сих пор комплекты документов от некоторых клиентов надо сшивать в прямом смысле — иголкой с нитками.
Очень хочется, чтобы такие процессы синхронизировались и реализовывались на государственном уровне без длительных задержек. Чтобы повышение комфортности и эффективности работы аэропортов, авиакомпаний, пунктов паспортного контроля и других служб стали доступными и для деловых путешественников. Неравные возможности для деловых и обычных туристов не мотивируют и не вдохновляют на поездки, а, напротив, порождают негативную реакцию.
В целом эксперты оценивают новость положительно. Кажется, это шаг к более технологичному будущему бизнес-туризма — еще более экологичному, ведь больше не придется распечатывать дополнительные документы. Но на то, чтобы наладить новую схему отчетности и разобраться в нюансах, потребуется время. Gate 7 будет следить за развитием событий, и через некоторое время спросим экспертов: удалось ли им перестроить отчетность и документооборот.
Текст: Марина Осипова