Если сойти с широких прямых проспектов Петербурга и миновать роскошные дворцы и особняки, можно оказаться в бесконечном лабиринте дворов-колодцев, в темноте неприметных закоулков, на черных лестницах обветшалых домов. Именно такой непарадный Петербург изображают в своих работах художники объединения «Старый Город», которое появилось еще в 1981 году и просуществовало дольше всех действующих арт-групп города. «Старогородцы» видят прекрасное в «морщинистых стенах, подслеповатых окошках, в сутулости водосточных труб» — так написано в манифесте группы. Главный принцип «Старого Города» — рисовать старую архитектуру — неважно, сохранилась она или осталась лишь в воспоминаниях.
На картинах основателя арт-группы, бывшего реставратора икон, Яна Антонышева можно увидеть здания, которых в самом городе уже нет. Ян знает историю едва ли не каждого старого дома, и снос такого дома для него — личная трагедия. Когда смотришь на его работы, кажется, что уже видел эти постройки: они прорисованы детально и вполне узнаваемы. Кажется, что гулял где-то рядом, но не тут-то было: узнаваемое заканчивается на фасадах домов, а дальше — иномирное, фантастическое пространство. Недаром некоторые искусствоведы называют метод Яна фантастическим реализмом. Технику, в которой работает художник, он изобрел сам: Ян рисует пастелью на плотном картоне, который предварительно покрывает черным грунтом. С помощью специальных инструментов он выцарапывает на картоне мельчайшие детали.
Еще по теме
В послужном списке Яна выставки в Петербурге и Москве, в Италии, Германии, Бельгии, Франции. Его работы хранятся в Новой пинакотеке Мюнхена, в Нарвском замке, в собрании Министерства культуры России и в частных коллекциях Франции, Италии, Южной Кореи, США, Канады и других стран. Художник долгое время жил в Европе, но все же вернулся в Петербург и продолжает работать здесь. Ян рассказал, почему он остается в Петербурге, несмотря на то, что старых домов в нем все меньше, познакомил нас с героями своих работ и помог взглянуть на старый город по-новому.
В 1981 году мы с моими друзьями из Серовника (Прим. ред.: Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова, сейчас — Художественное училище им. Н.К. Рериха) образовали художественную группу. Сначала мы назывались Old town people на модный тогда английский манер, название «Старый Город» появилось позднее. Вместе мы постоянно ходили «на натуру». С собой брали этюдники с красками и еще кое-чем. Один этюдник на ножках вмещал три бутылки портвейна, а потом превращался в столик. Если рядом появлялась полиция, этюдник быстро закрывался — очень удобно. Такая вот веселая юность у нас была. Но это все предыстория.
Ну и есть у меня знак, по которому я понимаю, что все, пора рисовать дом, — появление сетки строительных лесов. Это значит, что дом идет на капремонт, а у нас капремонт обычно заканчивается сносом. Поэтому я сразу его рисую, чтобы продлить ему жизнь хотя бы на картинке.
Но так не всегда. Когда дом сносят или собираются снести, я рисую его с натуры.
Коломна — это город в городе, потому что здесь почти нет новодела. Переходишь последний коломенский мостик, и там уже все, стоят новые дома. А тут остался особый дух Питера. Он еще сохранился на Васильевском острове, но только в некоторых местах — на улице Репина, например. А в Коломне все в одном месте: выходи и гуляй себе. Везде мои любимые брандмауэры, на балконах цветы — ну нет такого места больше в историческом центре. В новых районах много балконов с цветами, но рядом там пенобетонные коробки. А у нас пазл собирается — и дух старины, и уют.
Весь первый месяц я отмечал эту удачу и боролся с клопами. А потом начал гулять по окрестностям и понял, что это исторический район. Удивительно: я бы мог получить мастерскую где угодно, но почему-то получил именно здесь. А потом как-то так совпало, что чуть ли не все члены нашей арт-группы переселились в Коломну.
И вот, когда я переехал в новую мастерскую, я сначала пришел в ужас — там не было даже потолка. Решил, что брать не буду. Кинул последний взгляд в форточку, а оттуда видны те самые башенки. И я тут же согласился и так тут и остался. Ремонт сделали, стало уютно. И главное — я на эти башенки 30 лет снизу смотрел, а сейчас они у меня в окне.
(Прим. ред.: Градозащитники — сообщество активистов, выступающее за сохранение исторического облика города. Основная задача градозащитников — наблюдение за деятельностью администрации и строительных компаний в отношении памятников архитектуры и городской среды в целом, и при необходимости — защита этих памятников.)
Беседовала Лиза Жирадкова
Автор архивных фотографий — Вадим Егоровский, большой друг группы «Старый Город»