Сибирский сокол

Новосибирск Александра Покрышкина

Сибирский сокол
4 минуты
 

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения пилота Александра Покрышкина — первого в истории трижды Героя Советского Союза. Чтобы понять, как у простого парня из рабочей семьи зародилась мечта об авиации и что ему пришлось преодолеть для ее осуществления, мы отправились на его родину — в Новосибирск.

Содержание

  1. Покровская церковь
  2. Улица Лескова
  3. Школа № 23
  4. Завод «Сибсельмаш»

Имя и память Покрышкина в Новосибирске чтут. Помимо памятника в полный рост на площади Карла Маркса, в городе установлено несколько бюстов пилота, его именем названа улица, станция метро, школа. С 2019 года имя Александра Покрышкина носит новосибирский аэропорт Толмачёво, а прямо сейчас в городе строят большой музей памяти летчика, в дополнение к тому, что уже много лет действует в Новосибирском техническом колледже.

Памятник Покрышкину на площади Карла Маркса в Новосибирске. В прошлом году монумент, открытый в 2005 году к 60-летию Победы, перенесли в центр транспортного кольца.

И всё же объектов, непосредственно связанных с биографией героя, в городе осталось не так много. Объяснить это легко: более чем за век, прошедший со дня рождения Покрышкина, Новосибирск полностью изменился, превратившись из крошечного поселка строителей Транссиба в крупнейший за Уралом российский город. Отметку в миллион жителей он преодолел всего за 70 лет. Для сравнения: Нью-Йорку для этого понадобилось в три с половиной раза больше времени. Поэтому, отправляясь в путешествие по Новосибирску Покрышкина, придется запастись старыми фотографиями и изрядной долей воображения.

Покровская церковь

Наш маршрут начинается в самом центре Новосибирска — на Октябрьской улице. Здесь, в паре сотен метров от железной дороги, с которой и началась история города, в окружении хрущевок и современных торгово-офисных зданий есть небольшая церковь. Она примечательна двумя обстоятельствами: во-первых, это единственный сохранившийся в городе памятник деревянного зодчества начала прошлого века. Во-вторых, и для нашей истории — в-главных, в этом храме Покрова Пресвятой Богородицы 6 марта 1913 года Иван Петрович и Ксения Степановна Покрышкины крестили своего второго сына, нареченного Александром.

У церкви, где крестили Александра Покрышкина, непростая судьба. Заложенная в первый год XX века, она была закрыта в 1930-е. Здесь располагались различные культурные учреждения, в том числе театральное училище и Дом народного творчества. Лишь в 1994 году храм был вновь открыт для верующих.

В Сибирь они приехали из Вятской губернии в конце XIX века. Не имея сбережений, Покрышкины поселились в небольшой хибаре на окраине Новониколаевска (прежнее название Новосибирска), которую сами же и соорудили. Иван работал кровельщиком и каменщиком, Ксения вела скудное хозяйство. Но в 1910 году, еще до рождения Александра, глава семейства получил тяжелую травму, лишившись ноги. Так что будущему маршалу СССР довелось появиться на свет в тяжелых, почти отчаянных условиях.

Улица Лескова

Перемещаемся по центру города на восток, на улицу Лескова. Сегодня здесь частный сектор, уставленный крепкими кирпичными особняками. Но попадаются и ветхие дома, свидетели неприглядного прошлого этой местности. Сто лет назад Октябрьский район, в котором расположена эта улица, назывался Закаменкой. Здесь, за речкой Каменкой, селились прибывающие на заработки в город бывшие крестьяне. В их числе была и семья Покрышкиных. За несколько десятков лет они сменили три дома в разных частях улицы. К сожалению, ни один из них не простоял до наших дней.

Один из домов на Лесной улице, где жила семья Покрышкиных. Жена летчика, Мария, вспоминала: «Строение скорее напоминало избушку на курьих ножках, удерживавшую равновесие только потому, что не знала, на какую сторону свалиться. Дом состоял из одной комнаты, крошечной кухни и маленькой веранды».

Глава семьи Иван Покрышкин крутился как мог: работал извозчиком, мастерил чемоданы, мебель, торговал галантереей. Советская власть энтузиазма не оценила — зачислила его в «лишенцы» — так называли граждан, лишенных избирательных прав. Не сумев восстановить доброе имя в глазах государства и не выдержав постоянной борьбы за существование, в 1934 году Иван Покрышкин покончил с собой. Но Александр успел многое у него перенять. В первую очередь — стремление, нередко вынужденное, постоянно осваивать новые знания. Перед тем как стать летчиком, Покрышкин-младший окончил три училища, а после войны, будучи прославленным асом, — две академии: имени Фрунзе и Генерального штаба.

Школа № 23

Проходим по Лескова до улицы Бориса Богаткова, поворачиваем налево и через 300 метров по левую руку видим современное серо-коричневое здание медицинского диагностического центра. Еще в начале 2000-х на его месте стояла школа № 23, где учился Покрышкин. Учебу он начал сразу со второго класса и, по воспоминаниям матери, налегал на точные науки — алгебру и физику. В стране тогда начинался настоящий бум авиации. Подростки массово шли в авиамодельные кружки, по проспектам шагали демонстранты с плакатами «Трудовой народ, строй воздушный флот», агитсамолеты Общества друзей воздушного флота добирались до самых дальних уголков. В 1923 году один из таких самолетов впервые приземлился в Новосибирске, где как раз только что построили аэропорт.

«Десятилетним я увидел первый самолет. Не только мы, мальчишки, но и взрослые бежали к пустырю у военного городка, но разве можно нас, босоногих, обогнать? Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать!» — вспоминал Александр Покрышкин.

К осуществлению мечты он приступил со всем рвением. Быстро научился находить нужную техническую литературу, в обнимку с которой проводил все выходные, много читал об истории воздухоплавания, занимался закаливанием. По воспоминаниям матери, одним днем бросил курить, когда услышал от учительницы замечание, что с такими легкими в летчики не берут. А в будни после школы бежал на стройку — подрабатывал кровельщиком, как все предки по мужской линии. Оттуда и фамилия — Покрышкины.

«В 14 лет, работая подручным кровельщика, я наблюдал за кувырканием уже боевых самолетов-истребителей, чем вызывал ворчание в свой адрес, — вспоминал летчик много лет спустя. — Ты что же, ошалел совсем? Куда задираешь башку? Свалиться с крыши хочешь и убиться? О чем ты мечтаешь? Ты должен быть отличным мастером, как твои родители и прадеды».

Но кровельщиком он быть не хотел. Вместо этого приделывал к спине фанерные крылья и прыгал с сарая, на собственных костях испытывая силу тяготения и превратности воздухоплавательной науки. К концу учебы Покрышкин увидел на Красном проспекте объявление — набирали курсантов в летную школу. Для поступления ему недоставало специальности токаря или слесаря. Пришлось осваивать.

Завод «Сибсельмаш»

Следующая и, наверное, самая важная остановка на нашем маршруте находится на другом берегу Оби, в Ленинском районе. Здесь, на Станционной улице, расположены крупное промышленное предприятие города — завод «Сибсельмаш» — и колледж, готовящий специалистов для него. В 1928 году выпускник 23-й школы Александр Покрышкин поступает сюда учиться, чтобы еще на одну ступеньку стать ближе к мечте. Конечно, никакого колледжа тогда не было, а была школа фабрично-заводского ученичества, сокращенно — ФЗУ. Не было и завода — котлован под него начнут копать годом позже. Покрышкин как раз попал в самый первый набор этой школы.

На заводе «Сибсельмаш» до сих пор хранится верстак, на котором работал Покрышкин.

«Давний план медленно, но верно осуществлялся. Я торжествовал!» — вспоминал он свой первый день в ФЗУ.

Впрочем, дома энтузиазма не разделили. Заработок кровельщика был в разы больше стипендии. Отец сказал коротко: «Нахлебник». Он вообще был немногословен. В тот же день Александр покинул родительский дом. Как выяснилось — навсегда.

Началась новая «общажная» жизнь — синяя форма, обеды из кислой капусты, сон в едва отапливаемых бараках на 200 человек, футбол и рыбалка по выходным, драки со шпаной в день стипендии. И, конечно, учеба, от которой нередко сбегал на новенький аэродром — посмотреть, как садятся блестящие аэропланы.

По воспоминаниям однокашников, в последний год обучения Покрышкин нередко приговаривал: «Пойдем в летчики! Будем летать!»

В ФЗУ Покрышкина звали Сашка-инженер. Помимо основных занятий, он посещал кружок рационализаторов и однажды даже отправил в Москву чертежи самоповорачивающихся фар для автомобиля. Любовь к технике, доскональное понимание машин, с которыми ему приходилось иметь дело, станет коньком летчика, позволит ему выжимать из каждого самолета максимум.

Вскоре после этого снимка на груди Александра Покрышкина появится еще одна – третья звезда Героя Советского Союза. Также в числе его наград – шесть орденов Ленина, четыре – Красного знамени и два – Суворова.

В 1931 году Покрышкин, получив специальность слесаря-лекальщика, отправляется работать в один из цехов всё еще строящегося завода. Но продолжалось это недолго — на следующий год он уедет из Новосибирска в Пермь поступать в военную авиационно-техническую школу. Начнется новый и славный этап в его жизни, многочисленные свидетельства которого можно встретить здесь же, на Станционной улице. В крупнейшем на сегодняшний день музее Александра Покрышкина, организованном при Новосибирском техническом колледже, представлены фотографии и документы, связанные с летчиком, его личные вещи, а также модели самолетов, на которых ему довелось летать. А рядом, на заводе «Сибсельмаш», до сих пор хранится слесарный верстак, на котором работал Покрышкин. 

Текст: Григорий Вольф

Авторские экскурсии

  •  
     
  •  
     
  •  
     
Другие экскурсии
 
3

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены