Недавно S7 Airlines запустила иммерсивный квест-путешествие «Культурный код OVB», который поможет жителям и гостям Новосибирска лучше узнать город. Наши проводники — люди, вокруг которых развиваются большие сообщества, — создают новый образ региона. Многие интереснейшие беседы о современном Новосибирске остались за кадром: Gate 7 публикует интервью с известным российским дизайнером, вице-президентом Союза дизайнеров России, педагогом, энтузиастом городского арт-сообщества Олегом Семёновым.
Мы поймали Олега на выставке глобальной плакатной биеннале «Золотая пчела» в Новосибирске, которую привезли по его инициативе в галерею ЦК19, где постоянно проходит что-то классное. В рамках события представлены работы таких мировых суперзвезд, как Маджид Аббаси (Иран), Алекс Йордан (Германия), Кейзо Мацуи (Япония), Леонардо Сонноли (Италия) и других художников из 53 стран. Основной проект биеннале проходил в Государственной Третьяковской галерее в сентябре 2024 года, теперь лучшие образцы мирового графического дизайна могут увидеть и новосибирцы.
Олег, почему вы привезли биеннале в Новосибирск? Наверно, это было непросто. Что вас мотивирует?
Надеюсь, что плакаты подобного уровня появятся когда-нибудь на улицах Новосибирска. В путешествиях по миру я понял, что такие работы — не просто абстрактное творчество. Большинство из них рассказывает о культуре, искусстве, социальных проблемах в том или ином регионе. Я всегда показываю студентам примеры концептуальных плакатов из разных мест — и насколько же они обогащают городское пространство, делают его интереснее! Мне бы хотелось, чтобы графический дизайн в Новосибирске развивался и не оставался на уровне банальных решений. Есть примеры, на которые мы равняемся, но для этого нужно продолжать расти.
Художники и люди визуального склада часто подмечают интересные детали городского пространства, каким бы оно ни было. Поделитесь своими наблюдениями о Новосибирске: что привлекает ваше внимание, помимо того, что здесь много материала для работы?
В Новосибирске архитекторы обычно акцентируют внимание на конструктивизме, меня же поразил сталинский ампир. Прогуливаясь по городу, обратите внимание на великолепные фронтоны и лепнину — сегодня такие вещи больше не создают. Я живу на Левом берегу, и уже несколько лет там ремонтируют комплекс зданий. И когда убирают лишние деревья, приводят в порядок постройки — открываются новые виды, это впечатляет. Ходишь мимо таких мест каждый день на протяжении нескольких лет — и вдруг обнаруживаешь дом с замечательный внутренним двориком и фонтаном.
Важно, чтобы у людей была возможность увидеть что-то интересное, ведь мы постоянно куда-то торопимся, бежим, не замечаем окружающего. Однажды у меня возникла идея предложить фотографам поснимать верхний уровень города. Ведь мы обычно видим только то, что находится на уровне глаз, а стоит поднять голову — и вам откроются настоящие сокровища. Снопы, рабочие и колхозницы — чего только не бывает на фасадах наших зданий.
Вы для нас проводник к большому арт-сообществу. Со многими мы, вероятно, никогда не встретимся — от ваших студентов до тех, кто придет на открытие биеннале. Расскажите, чем вас вдохновляют эти люди?
В основном это дизайнерское сообщество. Но золотой век графического дизайна, на мой взгляд, подходит к концу. И это касается не только Новосибирска, но и всей страны. Было время, когда реклама активно развивалась и люди были в ней заинтересованы. Мы соревновались в наградах и конкурсах, стремились стать лучше друг перед другом. Но времена изменились, как и подход к рекламе: сейчас это проекты федерального уровня, а локальные инициативы редки. Поэтому дизайнеры уезжают в два крупнейших города страны — и это проблема большинства регионов.
С другой стороны, у молодежи есть амбиции и желание творить на благо города. У нас, например, шесть лет назад появился интересный проект «Молодой дизайн», который инициировали два юных куратора. Обычно появляется какая-то широкая тема, дизайнеры и художники, осмыслив ее, приносят свои работы — и проводится выставка. Для многих это первый опыт сотрудничества с галереей, а предъявить себя миру всегда страшно. И мы создаем атмосферу, которая помогает им справляться с волнением, в итоге все остаются довольны этим опытом.
В прошлом году была тема «Игрушки», так как ребята еще недалеко ушли от детства. И среди работ встречались неожиданные размышления. Например, одна участница сделала инсталляцию про игрушки детей в концлагерях: простые брусочки, на которых они что-то рисовали. Дети всегда остаются детьми, в каких бы условиях они ни находились. Хотя тема казалась нам легкой, она подняла важные проблемы, о которых стоит задуматься. Новое поколение сильно отличается от нас — они прекрасные, тонкие, звонкие и совершенно по-другому смотрят на мир.
Еще по теме
Многие молодые художники сейчас работают с темой идентичности. У новосибирцев есть понимание, кто они сегодня? На что они опираются?
Здесь нет какого-то однозначного ответа. Мы с Ольгой Пантенко с 2018 года занимаемся изучением локальной идентичности — у нас есть проект Siberian Kitsch. И наши студенты — отличный объект для этих исследований. Иногда мы организуем выездные мероприятия с ними. В прошлом году, например, младшие курсы делали открытки, а старшие — плакаты на тему «Что такое Сибирь». Нам не хотелось использовать банальные смыслы, и мы подошли к теме через пословицы, поговорки и стереотипы о нашем крае. Ребята включились в эту игру и удивили нас своими находками. Мы показали этот проект в одном выставочном зале, и он вызвал большой интерес, даже власти обратили на него внимание.
Еще по теме
Еще в этом году мы со студентами делали проект в рамках конференции, посвященной локальной идентичности. Институт археологии и этнографии пригласил нас поучаствовать, чтобы посмотреть на тему с точки зрения визуала. Студенты делали плакаты о своих семьях: это были какие-то воспоминания о дедушках-бабушках, поиски артефактов. Ребята получили задание позвонить своим родным и поговорить с ними, но они стали копать глубже.
Сибирь — это не какая-то моноэтническая территория. У нас здесь намешано много всего. Где-то мне попался чудесный мем. Человек из Красноярска говорит: «Моих дальних родственников так замучила царская власть, что они сбежали в Красноярск». А сибиряк ему отвечает: «А мои дальние родственники так замучили царскую власть, что оказались в Сибири». Сибирь — она разная, это и место научных открытий, и место с тюрьмами. Все помнят, что «российское могущество прирастать Сибирью будет», но есть и другое высказывание — что нельзя тут жить никак людям. Тем не менее мы тут живем, и всё это часть нашей истории и культуры.
Про «жить никак нельзя» — это местная ирония?
Нет, это просто умение критически мыслить, вот и всё. Мы живем здесь и жизнь эту по-своему любим. Кто-то переезжает в более комфортные места с лучшими условиями. Нельзя сказать, что в Сибири живут только локальные патриоты — у каждого свои причины оставаться. И многие находят здесь свои прелести и смысл.
Если говорить о нашем культурном коде и идентичности, поделюсь метафорой, которую однажды придумал. Культурный код — это такой холодильник, где лежит морковь, капуста и мясо, всё это хорошо хранится и не портится. А локальная идентичность — щи, которые приготовили из этих ингредиентов. Они вкусные, горячие, а если настоятся недельку, то станут еще лучше. В этом больше эмоций и разнообразия. Ведь код часто воспринимается как набор элементов, хотя бы в дизайне: «У нас есть такой орнамент и такой шрифт». Есть даже документы под названием «Культурный код города такого-то». Но остальное — это суп, где всё варится, перемешивается и настаивается.
В Новосибирске культурное сообщество довольно разнообразное. Имеют место и миграционные процессы — кто-то приезжает, кто-то уезжает. И в этом есть своя прелесть: каждый оставляет частичку себя и своей культурной парадигмы, привнося что-то новое. В Москве и Санкт-Петербурге живет огромное количество сибиряков — и они не только на заводах работают, но и активно участвуют в культурной жизни. И мне нравится, что некоторые из них возвращаются и начинают делать что-то значимое для Новосибирска.
Если бы Новосибирск для вас был цветом, то каким?
Я бы хотел, чтобы он был ярким. В рамках проекта Siberian Kitsch мы проводили выставку, где показывали скульптуры, которые мечтаем установить в Новосибирске. Это было сделано смело и с юмором, как обычно. Мне кажется, городу не хватает цвета, он ему будет к лицу. В старинных городах даже если что-то отвалилось, заросло плющом — это выглядит органично. А Новосибирск все-таки достаточно молодой, ему всего 130 лет. Я хочу видеть его активным, оживленным и шумным.
Как-то муниципалитет одного небольшого городка в бывшей Югославии заказал огромное количество скульптур у разных художников. Их привезли, установили, и туристы стали приезжать туда даже просто из любопытства: «Зачем вам столько скульптур?» Вспомните историю с катком в Новосибирске — она тоже была немного дерзкой, но как еще нам привлекать внимание?
Мы крепко интегрированы в современную культуру. У нас уже проходят разные события, и я надеюсь, что они будут более масштабными. Например, когда Вадим Репин собирает музыкантов, люди из Москвы прилетают их послушать. Я считаю, мы должны создавать что-то интересное и привлекательное, чтобы Новосибирск из обычного серого города превратился в яркое место на карте страны.
Беседовала Алина Казакова