Недавно S7 Airlines запустила иммерсивный квест-путешествие «Культурный код OVB», который поможет жителям и гостям Новосибирска лучше узнать город. Наши проводники — люди, вокруг которых развиваются большие сообщества, — создают новый образ региона. Многие интереснейшие беседы о современном Новосибирске остались за кадром: Gate 7 поговорил с молодым и амбициозным архитектором Дарьей Кисельниковой и ее многоопытным коллегой Игорем Поповским, чтобы взглянуть на город глазами двух поколений профессионалов.
Мы встретились с Дарьей в пространстве архитектурного бюро «Формат Проект», где она работает, а с Игорем Викторовичем — в Большом новосибирском планетарии, созданном по его проекту. Наши герои понимают пространство города как никто другой, и мы надеемся, вы вдохновитесь их знаниями в поиске свежего взгляда на Новосибирск.
— Игорь Викторович, над нами бесконечное вечное, и буквально, и метафорически — мы находимся в планетарии. Многие архитекторы во все времена старались воплотить в архитектуре гармонию и красоту космоса. А как вы пришли в архитектуру?
Игорь: Ну, прежде всего, я очень любил Новосибирск. Еще в классе восьмом я думал о том, какая профессия может быть полезна для города, и пришел к выводу, что архитектор — это самое лучшее. А в детстве я сильно любил астрономию. Можно сказать, что вторая моя мечта была стать астрономом. И так сложилось, что уже в достаточно зрелом возрасте мне посчастливилось сделать этот объект.
— А с чего началась ваша любовь к городу в детстве?
Игорь: Я такой, знаете, урбанизированный мутант. (Улыбается.) Я жил в Портовском поселке, и у меня из одного окна был виден храм Александра Невского, это начало Красного проспекта, а из другого — Дом грузчиков, улица Фабричная. А поскольку рядом был химзавод, я очень часто болел. И, сидя дома, просто смотрел на этот город, на платформы, как электрички приезжают, люди ходят. Привычка к созерцанию осталось у меня на всю жизнь. Я очень люблю сидеть, пить кофе около окна и смотреть на город и прохожих. Это, кстати, касается не только Новосибирска, но и любого места, которое я посещаю.
— Как читать город? Может быть, у вас есть какие-то особенные приемы? Когда вы приезжаете в новое место, с вашим взглядом, как вы начинаете это чтение?
Игорь: Гоголь в свое время, когда писал об архитектуре, сформулировал идеальную конструкцию города, в которой эпохи отражаются в пространстве каждой улицы. У него улица эклектичная, в отличие от классицистов, модернистов, которые стараются всё выровнять. Мне близок такой эклектичный подход. Я бы сказал, Новосибирск — это архипелаг, острова и между ними пока еще не сложилось цельной картины. Это связано с тем, что город совсем молодой и рост у него был просто колоссальный. Конечно, от этого много неудобств, но я с собой ничего не могу поделать. Я люблю Новосибирск с детства.
Понятно, что одной жизни, наверное, мало, чтобы увидеть постепенное превращение городской культуры в такую застывшую музыку, правильную среду. Но если посмотреть даже на такие исторические города, как Санкт-Петербург и Москва, всё равно эта среда не застывшая. Она меняется, и эти изменения отражают современную эпоху. А так, если пройтись по улице Ленина, можно обнаружить около 10 архитектурных стилей, и все они соответствуют разным эпохам. Но для городов 100 лет — это вообще один день. У меня есть лекция, которая называется «Тексты Новосибирска», потому что я считаю, что город можно читать. Читать по эпохам, по стилям и по людям.
Дарья: Я только что вернулась из отпуска в Шанхае. Это была моя первая поездка в Китай. И первым местом, в которое мы пошли, стал музей градостроительного планирования. Там представлена объемная экспозиция, которая рассказывает об истории Шанхая, о трансформации отдельных районов и зданий. На любой город я смотрю через призму истории его архитектурного формирования.
Новосибирск для меня выглядит как истории множества людей, чьи идеи и проекты запечатлены в зданиях. Некоторые постройки, которые кажутся сегодня привычными для своего времени, были революционными. Попробуйте посмотреть на центральную площадь Новосибирска глазами человека, который жил тут 100 лет назад. До этого его привычный мир — это провинциальный поселок с небольшими деревянными домиками. А потом в одночасье здесь начинается масштабное строительство. Появляются невероятные объекты, такие как здание современного оперного театра. Для тех людей это было почти как НЛО.
— Как вы относитесь к стихийной застройке? Мешает ли она вам как человеку, воспитанному архитектурной красотой и проектами мирового масштаба? Как с этим пространственным шумом работать?
Дарья: Мне кажется, стихийность — это часть характера Новосибирска. Поэтому я к стихийности отношусь довольно спокойно. Активная спонтанная застройка интересна тем, где она появляется. Потому что стихийная массовая застройка появляется в городах, где есть энергия. Есть ресурсы и запросы времени и общества — и они выливаются в силу, которая начинает трансформировать среду. И вот город энергии — это в том числе про Новосибирск.
— То есть эту стихийность необязательно воспринимать как что-то утомительное, да? Можно взглянуть иначе?
Дарья: Это вопрос контекста. Того, как вы к этому относитесь и что хотите делать с этим. Многие фрагменты исторического Новосибирска, которые некогда были «нахаловками» (самовольными, не разрешенными законом постройками. — Прим. ред.), сегодня являются ресурсом роста и трансформации города. Ткань среды очень пестрая и состоит из разных лоскутов. Заполнить пустоты между ними — непростая задача.
Иногда про древнерусские поселения говорили «города городов», а вот Новосибирск другой — это «город городков». Он активно рос в советское время, когда возникали производства, а вокруг них возводили соцгородки. Новосибирск ширился образовательными, научными и другими городками. Каждый новый район — отдельный мир со своей внутренней структурой. Все они объединяются в большой Новосибирск.
Когда гуляешь по разным районам города, зная его историю, ты можешь попасть и в индустриализацию 1930-х годов, и в космическую эпоху 1960-х. В нашем городе существует много микромиров, которые создавались на основании смелых идей и градостроительных концепций разных поколений.
— Вы согласны, что Новосибирск явно больше, чем просто административная единица?
Дарья: Да, Новосибирск — это город концепций, город масштабных проектов, город смелых идей. Мы были полигоном экспериментов и фантазий. Это заложено в генетике города. Новосибирску до сих пор тяжело перейти в фазу чуть более спокойного развития, потому что мы всё равно мыслим амбициозными идеями. Если здание, то самое высокое. Если транспортный центр, то мирового уровня, как современный хаб Толмачёво. Мы думаем такими категориями. Мне кажется, люди, которые здесь живут и работают, мыслят не границами своего города, а границами чего-то большего: ты всегда считаешь, что Новосибирск — это часть чего-то большого. Мы любим говорить, что мы центр России, мы центр Транссиба. Наверное, потому что ощущаем себя в центре всей этой пульсирующей энергии.
— Игорь Викторович, вы говорили об образной связи города с галактикой. Не могли бы вы эту мысль еще подсветить? Как сейчас видите город? Что это?
Игорь: Есть идея синергетики — науки, которая объединяет разные дисциплины. Город всегда междисциплинарен. Когда он набирает плотность, то начинает притягивать к себе людей и, как следствие, множество событий. Это очень сродни процессу, когда звезда набирает плотность и превращается в черную дыру. По сути дела, чем крупнее город, чем больше событий, тем он становится привлекательней для людей. И это объективный процесс, на который сложно влиять, и это очень схоже со Вселенной и всем, что происходит в ней.
— А Новосибирск для вас — это какая звезда?
Игорь: Ну, не больше, чем Солнце наше. Потому что, конечно, мы не являемся такой гигантской сверхтяжелой звездой, про черные дыры тем более речи нет. Я бы даже, может быть, сказал, что Москва для меня тоже еще пока не черная дыра. Но тем не менее она плотность набирает всё больше и больше. Этого не надо пугаться. Гравитация — вещь необъяснимая. Притяжение мегаполисов тоже плохо объяснимо. Люди могут испытывать стресс при переезде из небольшого города или селения в мегаполис вроде Новосибирска. Многие из моих студентов жалуются на это. Но этот стресс в конечном итоге заканчивается, и через пять-шесть лет люди, которые приехали в Москву или в Новосибирск, уже ведут себя чуть ли не как коренные москвичи. Всегда интересно, как эта гравитация меняет самого человека.
— Мы уже поговорили о городе, а сейчас хотелось бы немножко поговорить о его жителях. На ваш взгляд, можно ли как-то считывать воздействие города на людей, на их характер? Каковы новосибирцы, по вашим наблюдениям?
Игорь: Прежде всего это обратная связь. Среда воспитывает человека, а человек формирует проекции своих отношений в виде архитектурных объектов, градостроительных решений. И если брать Новосибирск, то это такой деловой, крайне прагматичный город. Город людей, которые хотят сюда приехать и начать здесь свое дело. Причем интересно, что он одновременно является таким трамплином для бизнеса. То есть некоторые люди приезжают сюда, начинают дело, а потом уезжают в Москву и даже за рубеж. Это происходило с первых дней Новониколаевска, тогда еще поселка: сюда приезжали самые предприимчивые люди и они хотели свободы для развития своего дела. Они боролись за самоуправление почти 10 лет, потому что не хотели платить двойной налог и просить разрешения у томского губернатора на установку производственных механизмов. Им было это выгодно. И мне кажется, что Новосибирск таким был всегда. Тот же Академгородок — это своего рода монастырь для людей, сбежавших сюда из столиц, чтобы заниматься наукой и делать открытия. И я думаю, что им это удалось. То есть этот город развивается не благодаря нефти, газу, алюминию, не знаю, углю. Он развивается вопреки вообще всему, потому что здесь люди начинают придумывать, как открыть и развить свое дело. Это я бы и назвал его особенностью.
Еще по теме