3 минуты
Мы поговорили с Юрием Яшиным, пилотом S7 Airlines, о том, как выглядит любовь к небу в третьем поколении, что делает экипаж самолета между рейсами и что такое идеальный аэродром для авиатора.
—
Юрий, вы всегда хотели быть пилотом?
—
Я — потомственный авиатор, третий пилот в семье. С глубокого детства я знал, что буду пилотом и не менял своего решения. Моими детскими игрушками были самолеты, на Новый год я постоянно наряжался в костюм пилота — мечта была со мной повсюду. Авиация — моя жизнь. Авиакомпания S7 Airlines дала мне шанс работать пилотом, за что я ей благодарен. Мое второе увлечение — фотосъемка. Я фотографирую со школьных времен. Знаю, как проявлять фотографии и помню темную комнату с красными лампами и фотобумагой. С тех пор прошло много времени, но авиация и фотосъемка неплохо уживаются в моей работе и сегодня.
—
Расскажите, пожалуйста, про свой первый полет в кресле пилота. Как это было?
—
Ночной рейс в Худжанд. Инструктор сидел слева, а сзади — опытный второй пилот, «сэйфти пайлот». Во время стажировки он обязан быть рядом для подстраховки в полете. Для меня все было в новинку. За три часа я даже поужинать не успел. Все было впервые и отличалось от того, что я изучал в теории. Несмотря на ночной полет чувство усталости отошло на второй план. Помню, как мы вырулили на полосу и огни, уходящие в темноту, заканчивались там, где начиналось мое небо. Я так давно хотел стать пилотом, и вот моя мечта сбылась! В тот момент я сильно волновался, но был доволен собой. Первый полет прошел на отлично.
Я пилотирую зеленые самолеты четыре года. И знаете — это счастье.
—
Как распределяются обязанности между пилотами: что делает первый пилот, а что — второй?
—
Обязанности между пилотами делятся пополам, но в кабине решающее слово всегда за капитаном. Перед полетом мы согласовываем друг с другом, кто какие функции возьмет на себя. Например, на рейсе Москва — Сочи капитан летит туда, а я — обратно. Или наоборот. И в этот момент наши обязанности делятся. Один становится пилотирующим, второй — мониторящим. Первый взлетает, управляет автопилотом в горизонтальном полете и выполняет посадку. Второй следит за работой пилотирующего и ведет радиообмен с диспетчером. Взаимовыручка постоянная, мы проверяем и поправляем друг друга, если требуется.
Спит всё и вся, и кажется, что мы одни неспешно парим по ночной трассе.
—
Вы летали на всех самолетах S7 Airlines? У вас есть любимые модели в авиапарке?
—
Я летал на всех Airbus в нашем авиапарке. Сначала меня допустили к полетам на A319 и A320, а после небольшого налета — на A321. Любимчиков у меня нет, каждый самолет по-своему хорош. Например, самый маленький в нашем авиапарке, Airbus A319, нравится своей маневренностью и легкостью. Самый тяжелый — Airbus А321. Он «плывет» по небу плавно, словно кит, даже турбулентность чувствуется по-другому.
—
Что вы обычно делаете между рейсами в других городах и странах?
—
Все зависит от того, куда я лечу. Например, когда мы оставались в Аликанте, то всем экипажем бежали на пляж. В Иркутске уехали на Байкал, совместить приятное с полезным. С Братском у меня особые отношения. Там на горе есть баня с купелью, а рядом — река Ангара. С детства люблю баню, как мои дед и отец. Однажды я оказался в Пекине, где провел четыре дня. Первый день бродил по городу с фотоаппаратом, а утром второго встал на рассвете и просто гулял, наблюдая за людьми. В Китае очень правильный, здоровый образ жизни. По утрам люди выходят на улицу и делают зарядку — что-то похожее на ушу под музыку, завораживающе. Люди всех возрастов синхронно двигаются в танце, все красиво и энергично. Это надо видеть.
Одинаковых взлетов и посадок не существует.
—
Расскажите, пожалуйста, про ваши любимые аэродромы. Чем они вам нравятся?
—
Здорово сажать самолет на длинные, ровные, сухие полосы. Но мне интереснее нестандартные аэродромы. Есть три критерия особенностей аэродрома — ландшафт, метеоусловия и загруженность. Например, в Инсбруке аэродром расположен в горном ущелье. Во время посадки открывается потрясающий вид. Чтобы выполнять туда рейсы, пилоты проходят отдельную подготовку. В Бангкоке и Франкфурте интересные аэродромы. Для сравнения: в Томске мы получаем одно-два указания и садимся на полосу, а в Бангкоке и Франкфурте при заходе на посадку надо активно управлять самолетом. Диспетчер руководит — то вправо, то вниз, то скорость увеличить, то снизить... Раз за разом я рад возможности оттачивать навык пилотирования.
—
А есть ли такой аэродром, в котором вы пока только мечтаете зайти на посадку?
—
Аэродром моей мечты — аэропорт Принцессы Юлианы на острове Святого Мартина. У него полоса короче, чем обычно. Я хотел бы там побывать не только как пилот, но и как турист. Аэродром на острове расположен так близко, что люди на пляже во время взлета самолета «сдуваются» в море. Мне кажется, это весело.
—
Юрий, почему вы решили вести блог об авиации? Что вас вдохновило?
—
Сегодня я показываю небо таким, каким его вижу. Иные картины, недоступные ни пассажирам, ни даже бортпроводникам. Их пространство ограничено иллюминатором, а в кабине пилота мы видим перспективу — что будет дальше. Однажды я случайно наткнулся на блог пилота Алексея Кочемасова, одного из первых авиаблогеров. Он вдохновил меня. Теперь я продолжаю знакомить людей с авиацией и небом, отвечать на вопросы. Поначалу я публиковал не все. Что-то писал в блог только для себя. Казалось, мои посты мало кого интересуют. Но как-то раз я забыл закрыть запись и опубликовал ее для всех. В ответ мне пришли положительные комментарии — это был толчок к открытому творчеству. Потом у меня появилась страничка в Instagram. Сейчас десятки тысяч людей могут прикоснуться к небу. Такому, каким его видит пилот. Со временем мне стали приходить комментарии с благодарностями. Это лучшая награда за творчество.
—
У вас есть любимые маршруты для путешествий?
—
Для меня любимая карта путешествий — Россия и страны бывшего СССР. Здесь столько разнообразия и красоты! Одно путешествие по Золотому кольцу чего стоит. Это ведь так доступно, особенно для тех, кто живет в столичном регионе. Суздаль, Мышкин, Рыбинск, Ярославль, Владимир... Потратить всего два-три дня и погулять по Кремлевским стенам, прикоснуться к истории. Послушать хлопки национального флага Азербайджана на ветру, погреться в любимых Пушкиным банях Тбилиси, искупаться в озере Севан в Армении, попробовать плов в Самарканде. Такие путешествия меня заряжают и вдохновляют, особенно если заранее к ним подготовиться.