Летать за мечтой

К 100-летию гражданской авиации России

Летать за мечтой
5 минут
 

Уже целое столетие пассажирские линии соединяют города нашей страны. В честь праздника историями профессиональных побед делятся пилот и бортпроводница S7 Airlines. И пусть кто-то только начинает свой путь, а у кого-то за спиной более 40 лет в профессии, их объединяет главное: небо — это навсегда.

О стремлении к мечте и профессиональном пути в 17 000 часов в небе

Михаил Ярмолинский,
заместитель летного директора S7 Airlines в Иркутске, заслуженный пилот России

Как вы пришли в авиацию? 

Одно из моих первых воспоминаний — путешествие на поезде к Чёрному морю. В окно увидел взмывающие к облакам крылатые машины. Глаза загорелись — вот это чудо!

В семье не было авиаторов: мама — преподаватель, папа — инженер. Родители мечтали, что я окончу университет и стану, например, ученым. Но у меня были совсем другие планы. На велосипеде ездил к местному аэропорту и любовался на Ил-14 и Ан-2, в альбомах рисовал самолеты, заслушивался рассказами друга семьи — командира Ту-104.

И вопреки воле родителей я всё же подал заявление в летное училище.

С первой попытки стать курсантом не получилось. Пошел работать техником-лаборантом в учебно-тренировочном отряде в Иркутске. Вместе с другими ребятами трудился в кочегарке, в прачечной. Мы наблюдали, как проходят занятия пилотов — для нас они были словно боги!

Михаил во времена учебы

Выучился на авиационного прибориста-электрика, вернулся в родной Иркутск — куда как раз пришли новенькие Ту-154. Занимался их обслуживанием, но и о желании стать пилотом не забывал: намеревался поступить в только что открывшееся Актюбинское летное училище. Но руководство Иркутского объединенного авиаотряда не хотело терять одного из лучших техников, и меня не отпустили. Дополнительный набор был только через три года. Бешеный конкурс, тяжелые экзамены — и вот я начинаю карьеру пилота в 23 года, в критичном по тем временам возрасте.

Когда был авиатехником, часто бывал в кабине пилотов Ту-154, настраивал аппаратуру, но не думал, что буду поднимать в небо такую махину!

На всю жизнь запомнил чувства после первого самостоятельного полета. Словно идешь на кинопремьеру, которую с нетерпением ждешь, — и получаешь огромное удовольствие от просмотра. И постоянно про себя повторяешь: «Неужели это я?!». 

Невероятное упорство! Как дальше складывался ваш путь?

После окончания Актюбинского летного училища вновь сел за парту, но уже в Кировограде. «Повезло» попасть в экспериментальную группу, где переучивали на все типы самолетов Ан — 24, 26, 30. Остальные парни учились по три месяца, а наша переподготовка длилась полгода. Хотелось, чтобы она поскорее закончилась, — надоело уже!

В те времена иркутские Ан-24 выполняли рейсы в северные города. Суровые погодные условия, грунтовые полосы местных аэропортов — Мама, Олёкминск, Бодайбо. Русский север посложнее горного Инсбрука! Аэропорт Мама окружают горы высотой 2 000 м, но в снежную погоду их не видно. Внизу река — по ней и ориентируешься, а инструктор направляет.

К началу перестройки я уже был командиром-инструктором Ан-24. Параллельно прошел обучение в Ульяновске и стал вторым пилотом Ту-154М. В дальнейшем этот опыт оказался полезен.

А как случилась встреча с S7 Airlines? 

В 1990-х стали появляться частные авиакомпании. Я участвовал в организации одной из них — «Саяны». Летали до 2000 года, а затем вошли в состав молодой, но амбициозной авиакомпании «Сибирь». И наш выбор оказался верным.

Частные авиакомпании бывают разными, но S7 Airlines — новаторская, постоянно стремящаяся к прогрессу. За 30 лет своей деятельности мы смогли занять в нашей стране свою нишу и стать достойным конкурентом государственным перевозчикам. Мы закалены кризисами и умеем держать удар.

Чем вы занимаетесь в должности заместителя летного директора?

Одна из главных обязанностей — организация летной работы в Иркутске, а также подбор и обучение новых пилотов. Отбираем лучших! С приходом иностранных воздушных судов программы в училищах сильно изменились — не сравнить с советской школой. Помню, в 1995 году я попал в США, где переучивался на Boeing. Во время учебного полета на тренажере мы отрабатывали посадку в Чикаго. Инструктор давал задачу выполнить заход на полосу без применения компьютера. И мы, высчитывая в уме параметры полета, садились на заданную полосу. Инструктор был в шоке: иностранные пилоты уже не владели такими операциями, а российские всё могли вычислить в уме. Потом нас попросили исполнить этот трюк еще пять раз, меняя полосы. Аплодировали стоя.

И, конечно, я продолжаю летать. Так что мы можем встретиться на рейсах S7 Airlines.

Как изменится ваша работа через 20—30 лет? Можно ли представить себе полет на самолете без участия человека?

Я в этом не сомневаюсь. Во времена Чкалова самолетом управляли несколько человек: в кабине, помимо пилотов, были бортинженер, штурман, радист. Постепенно этих специалистов заменили автоматизированные системы, а пилоты научились контролировать их работу. Когда-нибудь машина заменит второго пилота, а потом и командира. Уже есть беспилотные поезда и автомобили, очередь дойдет и до авиации.

Чем же тогда займутся пилоты?

Будут ходить в аэроклубы и летать на спортивных самолетах.

А если серьезно — думаю, станут операторами полетов на земле, будут контролировать автоматику. Мы и сейчас умеем это делать. Например, для полета в тумане при дальности видимости до 300 м пилот должен иметь особую квалификацию — допуск третьей категории. В таких сложных условиях контролируется работа всех автоматических систем и принимается решение о посадке.

О прочной связи детства, неба и земли

Полина Турецкова,
бортпроводница S7 Airlines

Как вы пришли в авиацию? 

Мой путь начался совсем недавно — в 2021 году, и это осознанное решение. Родители много путешествовали, но с авиацией никто связан не был. В восемь лет я впервые полетела на самолете и сразу влюбилась: в запах салона, шум двигателей, небо и, конечно, в профессию бортпроводника. 

Форма, пучки, красная помада — каждая девочка хотела быть принцессой, и для меня самыми красивыми, смелыми, добрыми принцессами стали стюардессы. Интересно было, каково это — работать в небе, пролетая над разными уголками земного шара и днем, и ночью.

Как случилась ваша встреча с S7 Airlines?

После девятого класса я пошла в колледж на специальность «Туризм». Второй курс, стажировка в Болгарии — мы всё лето проработали в гостинице. На обратном пути из Варны в Москву я и познакомилась с S7 Airlines — как пассажир. Было грустно возвращаться, помню, проплакала весь полет. Но мечта стать стюардессой оставалась на горизонте.

Чем больше я узнавала о гражданской авиации, тем сильнее становилось это желание. Я доучивалась и параллельно выбирала школу бортпроводника. К сожалению, в разгар пандемии наборы приостановили, и планы пришлось ненадолго отложить. Продолжила учебу, работала в ресторанной сфере, пока случайно не узнала от школьной подруги о вакансии в S7 Airlines.

Моя первая должность в авиакомпании была наземной — HR-рекрутер. Занималась набором бортпроводников для отделений в Москве, Новосибирске, Иркутске, Санкт-Петербурге и Владивостоке, организовывала их обучение. Процесс меня захватил, я с головой погрузилась в работу. Этап массового набора подходил к концу, и внезапно на совещании руководитель сообщила, что меня готовы отпустить летать. Мечта исполнилась так быстро!

И скорее в небо?

Первым делом нужно было пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Ездила на обследования и параллельно завершала работу с ребятами, которых принимала на работу. А потом обучение: тренажеры, переподготовка на разные типы самолетов, зачеты, экзамены, стажерские полеты. Отлично помню, как первый раз оказалась в ангаре S7 Training: тренажеры — копии фюзеляжа самолетов, группа по аварийно-спасательной подготовке — мне такой масштаб и не снился. На протяжении всего обучения меня не покидало это чувство удивления и восхищения. Домой не хотелось уходить.

Жаркий июнь, и мой первый рейс в качестве бортпроводника — летели в Сочи. Подхожу к аэропорту, а глаза слезятся от счастья — не верю самой себе. 

Со мной в экипаже оказались две девочки, которых я взяла в компанию, работая в HR. Полет прошел замечательно, они меня так поддержали! Разворотный рейс в Сочи теперь один из моих самых любимых: сразу вспоминаю первый стажерский, и так тепло на душе. Счастлива, что пошла летать, но и по коллегам с земли тоже скучаю — часто забегаю к ним между рейсами, привожу вкусняшки из командировок.

Что в своей профессии любите больше всего?

Когда любишь всё в своем деле, сложно ответить. Даю интервью в первый рабочий день после отпуска, за несколько часов до рейса, и понимаю, как сильно я соскучилась по работе. Очень не хватает самолетов, прямо тоска находит.

После ночных рейсов иногда берет усталость — так бы и проспала двое суток. Но стоит просидеть без полетов дня три, и уже на форму смотришь, хочется примерить.

Нужно любить работу бортпроводника, уважать коллег и ценить пассажиров. Что бы ни происходило в жизни, в полете нужно улыбаться и дарить позитив. Удивительно, что как только заходишь в аэропорт, всё плохое само забывается. Иногда пассажиры заряжают настроением весь экипаж. Выходишь после рейса — вроде устал, но хочется горы свернуть.

Однажды на рейсе мне встретились мама с дочкой. Я им питание предлагаю, а мама мне в ответ: «Расскажите, как стать стюардессой? Вам нравится? Дочка мечтает об этой профессии». А у девочки глаза горят, как у меня в детстве. Когда я освободилась, вернулась к ним и рассказала о себе. Очень приятно, что даже маленькие пассажиры относятся с уважением и трепетом к нашей непростой работе.

Беседовали Татьяна Алешкина, Надежда Хаитова

 
6

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены