Уже целое столетие пассажирские линии соединяют города нашей страны. В честь праздника историями профессиональных побед делятся пилот и бортпроводница S7 Airlines. И пусть кто-то только начинает свой путь, а у кого-то за спиной более 40 лет в профессии, их объединяет главное: небо — это навсегда.
О стремлении к мечте и профессиональном пути в 17 000 часов в небе
Как вы пришли в авиацию?
Одно из моих первых воспоминаний — путешествие на поезде к Чёрному морю. В окно увидел взмывающие к облакам крылатые машины. Глаза загорелись — вот это чудо!
В семье не было авиаторов: мама — преподаватель, папа — инженер. Родители мечтали, что я окончу университет и стану, например, ученым. Но у меня были совсем другие планы. На велосипеде ездил к местному аэропорту и любовался на Ил-14 и Ан-2, в альбомах рисовал самолеты, заслушивался рассказами друга семьи — командира Ту-104.
И вопреки воле родителей я всё же подал заявление в летное училище.
С первой попытки стать курсантом не получилось. Пошел работать техником-лаборантом в учебно-тренировочном отряде в Иркутске. Вместе с другими ребятами трудился в кочегарке, в прачечной. Мы наблюдали, как проходят занятия пилотов — для нас они были словно боги!
Выучился на авиационного прибориста-электрика, вернулся в родной Иркутск — куда как раз пришли новенькие Ту-154. Занимался их обслуживанием, но и о желании стать пилотом не забывал: намеревался поступить в только что открывшееся Актюбинское летное училище. Но руководство Иркутского объединенного авиаотряда не хотело терять одного из лучших техников, и меня не отпустили. Дополнительный набор был только через три года. Бешеный конкурс, тяжелые экзамены — и вот я начинаю карьеру пилота в 23 года, в критичном по тем временам возрасте.
Когда был авиатехником, часто бывал в кабине пилотов Ту-154, настраивал аппаратуру, но не думал, что буду поднимать в небо такую махину!
На всю жизнь запомнил чувства после первого самостоятельного полета. Словно идешь на кинопремьеру, которую с нетерпением ждешь, — и получаешь огромное удовольствие от просмотра. И постоянно про себя повторяешь: «Неужели это я?!».
Невероятное упорство! Как дальше складывался ваш путь?
После окончания Актюбинского летного училища вновь сел за парту, но уже в Кировограде. «Повезло» попасть в экспериментальную группу, где переучивали на все типы самолетов Ан — 24, 26, 30. Остальные парни учились по три месяца, а наша переподготовка длилась полгода. Хотелось, чтобы она поскорее закончилась, — надоело уже!
В те времена иркутские Ан-24 выполняли рейсы в северные города. Суровые погодные условия, грунтовые полосы местных аэропортов — Мама, Олёкминск, Бодайбо. Русский север посложнее горного Инсбрука! Аэропорт Мама окружают горы высотой 2 000 м, но в снежную погоду их не видно. Внизу река — по ней и ориентируешься, а инструктор направляет.
К началу перестройки я уже был командиром-инструктором Ан-24. Параллельно прошел обучение в Ульяновске и стал вторым пилотом Ту-154М. В дальнейшем этот опыт оказался полезен.
А как случилась встреча с S7 Airlines?
В 1990-х стали появляться частные авиакомпании. Я участвовал в организации одной из них — «Саяны». Летали до 2000 года, а затем вошли в состав молодой, но амбициозной авиакомпании «Сибирь». И наш выбор оказался верным.
Частные авиакомпании бывают разными, но S7 Airlines — новаторская, постоянно стремящаяся к прогрессу. За 30 лет своей деятельности мы смогли занять в нашей стране свою нишу и стать достойным конкурентом государственным перевозчикам. Мы закалены кризисами и умеем держать удар.
Чем вы занимаетесь в должности заместителя летного директора?
Одна из главных обязанностей — организация летной работы в Иркутске, а также подбор и обучение новых пилотов. Отбираем лучших! С приходом иностранных воздушных судов программы в училищах сильно изменились — не сравнить с советской школой. Помню, в 1995 году я попал в США, где переучивался на Boeing. Во время учебного полета на тренажере мы отрабатывали посадку в Чикаго. Инструктор давал задачу выполнить заход на полосу без применения компьютера. И мы, высчитывая в уме параметры полета, садились на заданную полосу. Инструктор был в шоке: иностранные пилоты уже не владели такими операциями, а российские всё могли вычислить в уме. Потом нас попросили исполнить этот трюк еще пять раз, меняя полосы. Аплодировали стоя.
И, конечно, я продолжаю летать. Так что мы можем встретиться на рейсах S7 Airlines.
Еще по теме
Как изменится ваша работа через 20—30 лет? Можно ли представить себе полет на самолете без участия человека?
Я в этом не сомневаюсь. Во времена Чкалова самолетом управляли несколько человек: в кабине, помимо пилотов, были бортинженер, штурман, радист. Постепенно этих специалистов заменили автоматизированные системы, а пилоты научились контролировать их работу. Когда-нибудь машина заменит второго пилота, а потом и командира. Уже есть беспилотные поезда и автомобили, очередь дойдет и до авиации.
Чем же тогда займутся пилоты?
Будут ходить в аэроклубы и летать на спортивных самолетах.
А если серьезно — думаю, станут операторами полетов на земле, будут контролировать автоматику. Мы и сейчас умеем это делать. Например, для полета в тумане при дальности видимости до 300 м пилот должен иметь особую квалификацию — допуск третьей категории. В таких сложных условиях контролируется работа всех автоматических систем и принимается решение о посадке.
О прочной связи детства, неба и земли
Как вы пришли в авиацию?
Мой путь начался совсем недавно — в 2021 году, и это осознанное решение. Родители много путешествовали, но с авиацией никто связан не был. В восемь лет я впервые полетела на самолете и сразу влюбилась: в запах салона, шум двигателей, небо и, конечно, в профессию бортпроводника.
Форма, пучки, красная помада — каждая девочка хотела быть принцессой, и для меня самыми красивыми, смелыми, добрыми принцессами стали стюардессы. Интересно было, каково это — работать в небе, пролетая над разными уголками земного шара и днем, и ночью.
Как случилась ваша встреча с S7 Airlines?
После девятого класса я пошла в колледж на специальность «Туризм». Второй курс, стажировка в Болгарии — мы всё лето проработали в гостинице. На обратном пути из Варны в Москву я и познакомилась с S7 Airlines — как пассажир. Было грустно возвращаться, помню, проплакала весь полет. Но мечта стать стюардессой оставалась на горизонте.
Чем больше я узнавала о гражданской авиации, тем сильнее становилось это желание. Я доучивалась и параллельно выбирала школу бортпроводника. К сожалению, в разгар пандемии наборы приостановили, и планы пришлось ненадолго отложить. Продолжила учебу, работала в ресторанной сфере, пока случайно не узнала от школьной подруги о вакансии в S7 Airlines.
Моя первая должность в авиакомпании была наземной — HR-рекрутер. Занималась набором бортпроводников для отделений в Москве, Новосибирске, Иркутске, Санкт-Петербурге и Владивостоке, организовывала их обучение. Процесс меня захватил, я с головой погрузилась в работу. Этап массового набора подходил к концу, и внезапно на совещании руководитель сообщила, что меня готовы отпустить летать. Мечта исполнилась так быстро!
И скорее в небо?
Первым делом нужно было пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Ездила на обследования и параллельно завершала работу с ребятами, которых принимала на работу. А потом обучение: тренажеры, переподготовка на разные типы самолетов, зачеты, экзамены, стажерские полеты. Отлично помню, как первый раз оказалась в ангаре S7 Training: тренажеры — копии фюзеляжа самолетов, группа по аварийно-спасательной подготовке — мне такой масштаб и не снился. На протяжении всего обучения меня не покидало это чувство удивления и восхищения. Домой не хотелось уходить.
Жаркий июнь, и мой первый рейс в качестве бортпроводника — летели в Сочи. Подхожу к аэропорту, а глаза слезятся от счастья — не верю самой себе.
Со мной в экипаже оказались две девочки, которых я взяла в компанию, работая в HR. Полет прошел замечательно, они меня так поддержали! Разворотный рейс в Сочи теперь один из моих самых любимых: сразу вспоминаю первый стажерский, и так тепло на душе. Счастлива, что пошла летать, но и по коллегам с земли тоже скучаю — часто забегаю к ним между рейсами, привожу вкусняшки из командировок.
Что в своей профессии любите больше всего?
Когда любишь всё в своем деле, сложно ответить. Даю интервью в первый рабочий день после отпуска, за несколько часов до рейса, и понимаю, как сильно я соскучилась по работе. Очень не хватает самолетов, прямо тоска находит.
После ночных рейсов иногда берет усталость — так бы и проспала двое суток. Но стоит просидеть без полетов дня три, и уже на форму смотришь, хочется примерить.
Нужно любить работу бортпроводника, уважать коллег и ценить пассажиров. Что бы ни происходило в жизни, в полете нужно улыбаться и дарить позитив. Удивительно, что как только заходишь в аэропорт, всё плохое само забывается. Иногда пассажиры заряжают настроением весь экипаж. Выходишь после рейса — вроде устал, но хочется горы свернуть.
Однажды на рейсе мне встретились мама с дочкой. Я им питание предлагаю, а мама мне в ответ: «Расскажите, как стать стюардессой? Вам нравится? Дочка мечтает об этой профессии». А у девочки глаза горят, как у меня в детстве. Когда я освободилась, вернулась к ним и рассказала о себе. Очень приятно, что даже маленькие пассажиры относятся с уважением и трепетом к нашей непростой работе.
Еще по теме
Беседовали Татьяна Алешкина, Надежда Хаитова