6 минут
Хочешь попасть на самый большой в мире каток? Прилетай на Байкал зимой. Здесь вода замерзает так, что легко выдержит автомобиль, солнце слепит, а горизонт теряется за льдами и горами. Именно здесь каждый февраль проходит ультрамарафон «Ледовый шторм», где ты можешь испытать свой характер и стать настоящим героем.
Александр Жилинский
организатор и главный судья гонки «Ледовый шторм»
—
Ты собираешь десятки энтузиастов, чтобы ловить большие скорости на льду. А с чего началась твоя любовь к зимним видам спорта?
—
С ранней юности я серьезно занимался конькобежным спортом. Коньки определили мою специализацию: я закончил техникум физической культуры и Омскую академию физкультуры по специализации «Зимние виды спорта». Это увлечение стало делом жизни. А близость Байкала сформировала меня и помогла создать «Ледовый шторм».
—
Гонки по льду — звучит запредельно! Как ты решился на такую идею?
—
«Ледовый шторм» — не только мое дело, у нас классная команда. Состязание носит имя Валерия Николаевича Попова — нашего тренера по альпинизму. С ним и Сашей Токаревым мы делали первые длительные переходы по Байкалу на коньках. Первый серьезный поход состоялся в 2009 году, мы преодолели 630 километров.
—
Когда изучали маршруты Байкала, шли с рюкзаками, тащили все вещи и провиант на санках. Проводили несколько недель в суровых условиях. Тогда мы нашли лучший маршрут и прочувствовали, каково это — справляться с любыми экстремальными условиями в компании единомышленников.
В первом марафоне было всего семь участников. Постепенно начали приезжать люди из разных регионов России, потом — из других стран. В этом году, несмотря на закрытые границы, будет 100 спортсменов.
В первом марафоне было всего семь участников. Постепенно начали приезжать люди из разных регионов России, потом — из других стран. В этом году, несмотря на закрытые границы, будет 100 спортсменов.
—
Как выглядит состязание?
—
Три дня и три этапа: 90, 85 и 45 километров. Стартуем у пролива Ольхонские ворота, идем до деревни Бугульдейки. Там остаемся на ночевку. Второй этап — из Бугульдейки в деревню Большое Голоустное.
—
Здесь много местного колорита. Все деревни, которые мы проходим, — Сахюрта, Бугульдейка, Голоустное — это бурятские улусы. Местные нам помогают в организации гонки, мы часто останавливаемся у них.
Рано утром в минус 30 участники выходят из изб и встают на коньки. Вечером, изможденные, с белыми бородами, приходят в новую деревню. Финишируем в поселке Листвянка — ближайшем к Иркутску населенном пункте. Все три дня спортсмены бегут по льду на коньках или едут на велосипеде.
Рано утром в минус 30 участники выходят из изб и встают на коньки. Вечером, изможденные, с белыми бородами, приходят в новую деревню. Финишируем в поселке Листвянка — ближайшем к Иркутску населенном пункте. Все три дня спортсмены бегут по льду на коньках или едут на велосипеде.
—
Это суровое приключение! Есть какие-то требования к участникам?
—
Важно, чтобы человек был в хорошей физической форме и понимал, что мы будем все время перемещаться по льду глубокого озера. Байкал всегда непредсказуем. Это большая лотерея: никогда не угадаешь, как он поведет себя. Бывает, все три дня — чистый гладкий лед, попутный ветер. Тогда гонка проходит идеально. Идти легко, спортсмены преодолевают дневной маршрут за три-четыре часа. А в следующем году может все засыпать, заторосить, начнет дуть встречный ветер... Тогда та же дистанция длится в два раза дольше.
—
Надо понимать, что состязание проходит зимой. Без правильной экипировки можно заработать переохлаждение. Когда ты двигаешься, тебе тепло. Так, как потеют на гонке, — нигде не потеют. Когда работаешь, все время жарко. Стоит остановиться — и начинаешь чувствовать настоящий сибирский мороз. Участники гонки должны ясно представлять себе все условия дистанции. Не каждый способен ее пройти, и не каждому нужно такое преодоление.
—
Для чего люди едут на марафон?
—
Гонка не настроена на рядовых туристов. Здесь, как на регате, — каждый работает, включается и, если требуется, приходит на помощь. Для состязания нужна самоотдача.
Такой опыт больше нигде не получишь — только на Байкале можно пройти по льду три дня, не повторяя маршрута. Нигде в мире нет таких условий, такого масштабного озера.
Огромный подарок — увидеть мощь зимнего Байкала. Когда смотришь на лед до горизонта, на скалы, горы, бескрайнее небо, словно получаешь фантастическое исцеляющее средство. Байкал лечит душу и тело.
Такой опыт больше нигде не получишь — только на Байкале можно пройти по льду три дня, не повторяя маршрута. Нигде в мире нет таких условий, такого масштабного озера.
Огромный подарок — увидеть мощь зимнего Байкала. Когда смотришь на лед до горизонта, на скалы, горы, бескрайнее небо, словно получаешь фантастическое исцеляющее средство. Байкал лечит душу и тело.
—
Расскажи, что такое зимний Байкал?
—
Это высшая степень свободы. Перед тобой безграничный каток! Для меня это состояние полета. Чувствуешь, как лед хрустит под коньками, как припекает солнце. А вокруг — бесконечная синева.
Когда едешь, слышишь глухие удары — как будто шаман бьет в бубен. Это лед «дышит»: скрипит, гудит, трескается. Удары бывают такими мощными, что отдаются эхом в горах. Когда впервые попадаешь на Байкал, невольно вздрагиваешь. Ощущение, что ты один на один с живой стихией.
Когда едешь, слышишь глухие удары — как будто шаман бьет в бубен. Это лед «дышит»: скрипит, гудит, трескается. Удары бывают такими мощными, что отдаются эхом в горах. Когда впервые попадаешь на Байкал, невольно вздрагиваешь. Ощущение, что ты один на один с живой стихией.
—
Как взаимодействовать с ледяной стихией?
—
Ты должен находиться в моменте. С одной стороны, как будто паришь. С другой, все время думаешь, как логичнее двигаться, как красивее пройти. Ты должен все время анализировать состояние льда, обходить трещины и торосы.
Когда встаешь на лед, виден путь впереди. Но нельзя просто махнуть рукой и поехать абы куда. Нужно искать интересные маршруты и не забывать о безопасности.
Когда встаешь на лед, виден путь впереди. Но нельзя просто махнуть рукой и поехать абы куда. Нужно искать интересные маршруты и не забывать о безопасности.
—
Получается, ты весь день бежишь по льду. Есть ли вероятность случайно сплавиться на льдине?
—
В феврале лед на озере толщиной от полуметра до метра. Идти по нему безопасно — провалиться под такой лед невозможно.
Есть другие риски. Лед жесткий, как асфальт, и если зацепишься коньком и упадешь, можно сильно ушибиться. Поэтому надо просчитывать путь и уметь обходить сложные места, особенно становые трещины — они доходят до метра. Днем лед сильно нагревается и расширяется. А ночью — остывает и сжимается. Поэтому в местах становых трещин вода не замерзает никогда.
Есть другие риски. Лед жесткий, как асфальт, и если зацепишься коньком и упадешь, можно сильно ушибиться. Поэтому надо просчитывать путь и уметь обходить сложные места, особенно становые трещины — они доходят до метра. Днем лед сильно нагревается и расширяется. А ночью — остывает и сжимается. Поэтому в местах становых трещин вода не замерзает никогда.
—
Еще новичок может выбрать неправильную экипировку. Поэтому мы всегда объясняем, какая нужна каска, налокотники, наколенники, солнцезащитные очки, защита от ветра. Каждому участнику отправляем памятку и специальное видео, где рассказываем, как преодолевать трещины. Перед марафоном проводим собеседование.
Мы стараемся сделать мероприятие максимально безопасным. Нам очень повезло с командой. Это настоящие сибиряки, байкальчане, которые вникают во все процессы, чувствуют Байкал. Все, кто хочет участвовать в гонке, будут под надежной защитой. А еще наших спортсменов всегда сопровождают три судна на воздушной подушке.
Мы стараемся сделать мероприятие максимально безопасным. Нам очень повезло с командой. Это настоящие сибиряки, байкальчане, которые вникают во все процессы, чувствуют Байкал. Все, кто хочет участвовать в гонке, будут под надежной защитой. А еще наших спортсменов всегда сопровождают три судна на воздушной подушке.
—
Кажется, что все три дня — это сплошное преодоление. Ты ничего не видишь, ветер дует в лицо. Есть ли возможность смотреть по сторонам?
—
У нас есть несколько вариантов участия в гонке. Первая категория — спортсмены, которые приехали, чтобы победить. Вторая — люди, которым важно проехать сложную дистанцию и доказать самим себе, что они справились. У них нет задачи ломиться любой ценой — они идут в своем режиме, смотрят вокруг и получают удовольствие. Главное для них — помнить про чекпоинт. Ничего сверхъестественного для спортсменов: если держишь 10 километров в час — укладываешься в норматив.
—
Третья категория — это болельщики, которые приезжают за своими друзьями. Они перемещается на судах на воздушной подушке, поддерживают спортсменов, наслаждаются Байкалом. Все получают удовольствие: участники и зрители.
И, конечно, мы всегда рады волонтерам. Они активно помогают на всех этапах гонки, но в последний день тоже могут прокатиться. Часто люди сначала приезжают как болельщики или волонтеры. Смотрят, оценивают, пробуют себя. И на следующий год возвращаются и проходят весь путь на коньках или велосипеде.
И, конечно, мы всегда рады волонтерам. Они активно помогают на всех этапах гонки, но в последний день тоже могут прокатиться. Часто люди сначала приезжают как болельщики или волонтеры. Смотрят, оценивают, пробуют себя. И на следующий год возвращаются и проходят весь путь на коньках или велосипеде.
—
Бывает, что люди уходят с маршрута?
—
Да, такое случается. Наверное, процентов 20–30. Бывают дни с сильным встречным ветром. Спортсмены попадают в экстремальные условия и понимают, что приключений достаточно. Человек может не рассчитать силы, испортить экипировку. Если участник сошел с дистанции, он автоматически выбывает из гонки. Но может продолжить путь на следующий день.
Обычно, если погода прекрасная, а лед гладкий — все едут до конца.
Обычно, если погода прекрасная, а лед гладкий — все едут до конца.
—
Марафон меняет людей?
—
За три дня на Байкале ты полностью перезагружаешься. Выходишь на маршрут, а впереди — бесконечный горизонт и абсолютная свобода. Ты входишь в особый режим движения, когда нужно только двигаться, дышать, просчитывать маршрут. Участники разгружаются от всего наносного. Гонка настолько проветривает голову, что ничего лишнего не остается. На это место приходит новая энергия — люди заряжаются, как батарейки.
И я говорю не про призы, а про встречу с Байкалом и новый опыт. Три дня один на один с великим озером.
И я говорю не про призы, а про встречу с Байкалом и новый опыт. Три дня один на один с великим озером.
—
А что происходит после? Люди продолжают общаться?
—
Мы финишируем в поселке Листвянка. Последний этап самый короткий — спортсмены проходят его примерно за два с половиной часа. После мы собираемся в зале гостиницы «Обитаемый остров», где проходит брифинг, подведение итогов, вручение медалей, кубков и призов.
Люди становятся друзьями, и после долго продолжается переписка, обмен фотографиями. Участники приглашают новых друзей в свои регионы, рассказывают про свои любимые места. Много сильных людей — к нам приезжают гиды, спортсмены, люди с активной жизненной позицией, организаторы спортивных мероприятий. Это движение обрастает мощными человеческими связями, создаются проекты и разные события, рождаются творческие идеи.
Люди становятся друзьями, и после долго продолжается переписка, обмен фотографиями. Участники приглашают новых друзей в свои регионы, рассказывают про свои любимые места. Много сильных людей — к нам приезжают гиды, спортсмены, люди с активной жизненной позицией, организаторы спортивных мероприятий. Это движение обрастает мощными человеческими связями, создаются проекты и разные события, рождаются творческие идеи.
—
Например, мы с моим коллегой Сашей Токаревым разработали уникальные коньки для Байкала. Это специальные озерные коньки с креплениями, как на лыжах. Они пристегиваются к лыжным ботинкам и идеально подходят тем, кто хочет получить опыт катания на больших дистанциях.
—
Попробуй подобрать одно слово, которое передаст атмосферу «Ледового шторма»?
—
Я бы сказал — сила. Участники борются, сталкиваясь со стихией, — и сами становятся сильнее. Это некий взаимообмен. Байкал делится своей силой, люди передают ему свою. Лучшие атлеты со всего мира приезжают к самому мощному озеру на планете, понимаешь?
—
Байкал — место силы. С вашим марафоном уже связаны какие-то легенды?
—
К нам приезжают люди, которые становятся героями после гонки. Все из разных городов, но в их крови в равной степени уверенность, стремление к победе и любовь к Байкалу. И желание найти единомышленников.
Когда после насыщенной эмоциями гонки ты попадаешь в тепло, коротаешь вечер в дружеской компании, с гитарой, баней — это объединяет. Гонка — это маленькая жизнь. Мы создаем мифологию и сами становимся легендой.
Когда после насыщенной эмоциями гонки ты попадаешь в тепло, коротаешь вечер в дружеской компании, с гитарой, баней — это объединяет. Гонка — это маленькая жизнь. Мы создаем мифологию и сами становимся легендой.
Артем Кухаренко
абсолютный чемпион гонки «Ледовый шторм» 2020 года
—
Я люблю кататься по Байкалу: это невероятные просторы, красивые пейзажи. Из-за того, что поверхность ровная, можно развить большую скорость. Иногда я вижу, как группы пешеходов проходят по 20–30 км в день. Я не очень это понимаю: ведь они весь день видят одну и ту же гору. А мы проезжаем это расстояние за час. Благодаря такой скорости чувствуешь свою силу. Ты можешь сделать то, на что не многие способны.
Соревнования — это возможность помериться силами. Можно бегать с друзьями или ходить в походы и любоваться природой. Но когда участвуешь в марафоне — ты концентрируешь всю свою силу, ни на что не отвлекаешься, все лишние движения сводишь к минимуму. Только выбираешь оптимальную трассу и вкладываешься в каждый шаг.
В гонке две важные составляющие. Первое — это борьба. Попытка занять призовые места или уложиться в сроки, которые ты сам для себя установил. Второй момент — общение. После гонки ты можешь познакомиться с новыми людьми, которые приехали из других регионов или стран.
Соревнования — это возможность помериться силами. Можно бегать с друзьями или ходить в походы и любоваться природой. Но когда участвуешь в марафоне — ты концентрируешь всю свою силу, ни на что не отвлекаешься, все лишние движения сводишь к минимуму. Только выбираешь оптимальную трассу и вкладываешься в каждый шаг.
В гонке две важные составляющие. Первое — это борьба. Попытка занять призовые места или уложиться в сроки, которые ты сам для себя установил. Второй момент — общение. После гонки ты можешь познакомиться с новыми людьми, которые приехали из других регионов или стран.
Яков Френклах
организатор трейла Crimea X Run, спортсмен команды Salomon Russia, абсолютный чемпион гонки «Ледовый шторм» 2019 года
—
Я очень люблю зиму, мне нравится ощущать себя в суровых условиях. Есть особенная, холодная красота в уснувшей природе. Зима заставляет тебя быть более собранным. Учишься оценивать свое состояние, понимать, что делать, чтобы не замерзнуть. Особенно это касается гонок, где нет возможности остановиться и осмотреться, перевести дух. Любая пауза чревата тем, что ты быстро замерзнешь.
Марафон на льду — это действительно очень сложно. Но когда ты преодолеваешь дистанцию, появляется ощущение, что ты справился с настоящим испытанием. Ты смог. Когда справляешься с этим, начинаешь по-другому смотреть на бытовые сложности. Они кажутся тебе более простыми в решении. Ты быстрее находишь ответы. Потому что понимаешь, что в твоей жизни были реально тяжелые условия. И ты отлично с ними справился. Эти ощущения действительно очень ценные.
Марафон на льду — это действительно очень сложно. Но когда ты преодолеваешь дистанцию, появляется ощущение, что ты справился с настоящим испытанием. Ты смог. Когда справляешься с этим, начинаешь по-другому смотреть на бытовые сложности. Они кажутся тебе более простыми в решении. Ты быстрее находишь ответы. Потому что понимаешь, что в твоей жизни были реально тяжелые условия. И ты отлично с ними справился. Эти ощущения действительно очень ценные.
Беседовала Ксения Кабак
Авторы снимков: Вера Сальницкая, Александр Жилинский, Андрей Загузин