Дорога в облака

Как стать пилотом гражданской авиации

Дорога в облака
7 минут
 

За мечтой о работе в небе стоят годы подготовки, безупречное здоровье, высокая успеваемость и физическая выносливость. Рассказываем, где в России обучают пилотов, что требуется для поступления в вуз и летное училище, а также какими качествами нужно обладать, чтобы работать в гражданской авиации.

Содержание

  1. Кто такой пилот и чем он занимается
  2. Какие качества нужны пилоту
  3. Где готовят будущих пилотов в России
  4. Советы абитуриентам
  5. Как поступить на пилота в летное училище
  6. Как поступить в вуз на пилота
  7. Список документов для поступления на пилота в колледж и вуз

Кто такой пилот и чем он занимается

Есть два пути связать свою жизнь с полетами.

Первый — научиться управлять небольшим самолетом для себя. Например, чтобы путешествовать. Для этого достаточно несколько месяцев учиться в летной школе (это как автошкола, но для пилотов). По завершении курсов вы получите лицензию частного пилота.

Второй путь — стать профессиональным пилотом. Карьерных треков здесь много:

  • авиаперевозки на больших самолетах типа Boeing (нужно быстро и безопасно перемещать пассажиров или грузы между городами и странами); 
  • частная авиация (работа на владельцев собственных самолетов);
  • авиационные службы специального назначения (медицинская авиация, тушение пожаров с воздуха).

Основная работа пилота — управлять воздушным судном, соблюдая все требования безопасности. Поэтому в его обязанности еще входит:

  • проверка исправности систем самолета,
  • анализ метеосводок,
  • выбор оптимального маршрута,
  • расчет времени в пути и расхода топлива,
  • взаимодействие с диспетчерами, метеорологами и экипажем,
  • информирование пассажиров о ходе полета.

Чтобы связать свою работу с небом, нужно быть готовыми к длительному обучению, регулярным медицинским проверкам и большой ответственности. Путь в профессию начинается с образования. Его можно получить в университете гражданской авиации или летном училище.

Курсант осваивает теорию, отрабатывает не менее 150 часов практики и на выходе получает лицензию коммерческого пилота. Теперь дипломированному специалисту, чтобы устроиться в авиакомпанию вторым пилотом, нужно научиться управлять самолетом, на котором ему предстоит работать. Это может быть Boeing, Airbus или любое другое воздушное судно из авиапарка перевозчика.

В компании S7 Airlines подготовкой новичков занимается авиационный учебный центр S7 Training. Здесь пилот учится управлять конкретным типом самолета: два месяца проходит теорию, потом столько же практикуется на тренажерах.

После экзамена пилоту разрешат летать, но только как стажеру: первые три рейса — наблюдать за работой коллег, затем — вторым пилотом (под присмотром инструктора). Чтобы стать полноценным сотрудником авиакомпании, ему нужно провести в небе 150 часов.

Большими лайнерами, такими как Boeing или Airbus, управляют два пилота — командир воздушного судна (он же первый пилот) и второй пилот. Перед началом полета они делят между собой функции:

  • Один из них берет на себя управление самолетом, взлет и посадку.
  • Другой — проверку показаний приборов, связь с диспетчером и другими службами.

Из рейса в рейс пилоты могут менять свои роли. Но как бы они ни распределялись, решающее слово в любой спорной ситуации остается за командиром. Об этой специальности ждите отдельный текст серии.

Какие качества нужны пилоту

«Главное — влюбиться в небо и хотеть летать, но этого недостаточно», — так ответил на вопрос, как стать пилотом, в недавнем интервью Gate 7 пилот Карен Новицкий.

Тем, кто мечтает о работе в небе, нужно принять и рутинную часть профессии: медосмотры, ненормированный график и постоянные проверки. Ни стаж работы, ни высокие должности не освободят пилотов от регулярных экзаменов и перепроверок. Даже опытные пилоты каждые полгода отрабатывают внештатные ситуации на тренажерах, раз в год их работу в небе проверяет инструктор.

Пилот должен обладать безупречным здоровьем. Это основное ограничение для входа в профессию — ни возраст, ни пол такого значения не имеют. Первая большая медицинская проверка ожидает кандидатов в пилоты перед поступлением в высшее или среднее учебное заведение гражданской авиации. Медосмотры продолжатся во время учебы и работы.

Даже незначительные на первый взгляд отклонения — например, недавняя лазерная коррекция зрения или искривление носовой перегородки — вероятно, послужат причиной отказа.

Самые строгие требования предъявляются именно к тем, кто сидит за штурвалом самолета. Но пилот — не единственная профессия в отрасли. Тех, кого привлекает небо, ждут и другие роли:

  • штурман — прокладывает маршруты и контролирует навигацию;
  • бортинженер — отвечает за техническую исправность судна;
  • авиадиспетчер — управляет движением самолетов в воздушном пространстве;
  • авиация также нуждается в IT-экспертах, менеджерах и конструкторах.

Для пилота важна высокая успеваемость, особенно по математике и физике. Знания помогут разобраться в аэродинамике, метеорологии, аэронавигации, а умение анализировать данные — рассчитывать маршрут и расход топлива.

Также нужно учить английский язык, чтобы потом свободно владеть «авиационным английским» — это не просто разговорный язык, а профессиональный диалект с уникальной лексикой и грамматикой. Он состоит из коротких фраз и имеет особое произношение, чтобы даже при плохой связи и шуме пилоты и диспетчеры любой национальности легко понимали друг друга.

Обязательными условиями для полетов будут эмоциональная стабильность, внимательность, терпение и способность быстро принимать решения. Эти качества проверяют на этапе поступления в учебное заведение и при приеме на работу. Кандидаты проходят:

  • интервью — оценивается реакция на нестандартные вопросы, проверяется уровень мотивации при выборе профессии;
  • тестирование — выполнение заданий на логику, внимание и быстрое принятие решений. Пока пилоты решают задачи, специалисты внимательно наблюдают за происходящим и анализируют их поведение.

Если вы обладаете безупречным здоровьем, аналитическим складом ума, знаете математику и физику и готовы разобраться в тонкостях «авиационного английского» — вы уже на полпути к профессии пилота. Следующим шагом станет выбор учебного заведения.

Где готовят будущих пилотов в России

​​В России подготовкой пилотов гражданской авиации занимаются два высших учебных заведения и шесть колледжей.

Авиационные вузы располагаются в Санкт-Петербурге и Ульяновске. Они готовят пилотов по двум программам:

  • «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» (бакалавриат, срок обучения — 4 года очно, 3,5 или 4,5 года заочно в зависимости от вуза);
  • «Организации летной работы» (специалитет, срок подготовки — 5 лет очно, 5,5 лет заочно).

Также у вузов есть филиалы — летные училища гражданской авиации, где можно получить среднее профессиональное образование.

В Омском колледже учат летать на вертолетах, в остальных училищах — на самолетах. Подготовка пилотов проходит по программе «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и занимает 2 года и 10 месяцев.

Обучение пилотов в вузах гражданской авиации более основательное, чем в летных училищах или колледжах. Выпускники с высшим образованием, кроме теоретической подготовки, необходимой для профессии пилота, имеют инженерные и управленческие компетенции. Это позволяет им в будущем успешно строить карьеру и занимать руководящие должности, например командира воздушного судна. Но количество обязательной летной практики везде одинаковое — не менее 150 часов.


Если говорить о разнице программ высшего образования, то она небольшая. Однако по завершении специалитета выпускнику присваивается квалификация «инженер», а бакалавриата — «бакалавр», что сегодня не мешает и тем, и другим успешно строить свою карьеру.


Будущим абитуриентам, кроме подготовки по математике, физике и русскому языку, я бы посоветовал: меньше гаджетов — больше спорта.

Владимир Евгеньевич Борисов,
декан факультета летной эксплуатации и управления воздушным движением УИ ГА, кандидат технических наук

Советы абитуриентам

Можно поступить по целевой квоте. Государство активно поддерживает подготовку пилотов: от 20 до 70% бюджетных мест для них — целевые. Это значит, что авиакомпании, в которых есть государственное участие, «бронируют» бюджетные места для своих будущих сотрудников. Для студентов, которые их займут, учеба остается бесплатной, но они будут обязаны отработать в авиакомпании от трех до пяти лет после выпуска.

Предложения по целевому обучению можно найти на сайте «Работа России», работодатели публикуют их до 10 июня. В предложении указаны вуз, программа и место будущего трудоустройства. Заявку на целевое обучение можно подать вместе с заявлением на поступление через «Госуслуги» или напрямую в учебное заведение. Прием документов стартует 20 июня.

Больше заявлений — больше шансов. Всего можно подать документы в пять вузов, в каждом — выбрать пять различных специальностей. На бюджетные и контрактные места подавайте разные заявления. В каждом заявлении выбирайте конкурсные группы.

Оплата обучения с поддержкой государства. Платное обучение тоже требует конкурсного отбора. Хотя и стоит оно недешево: до 430 000 рублей в год — сумма для многих неподъемная. Оплатить обучение можно через образовательный кредит с господдержкой под 3% годовых.

Несколько советов тем, кто хочет поступать на пилота.


Во-первых, здоровье. Лучше заранее, еще в 10 классе, пройти пробную медкомиссию в одном из сертифицированных ВЛЭКов (врачебно-летная экспертная комиссия). Это поможет выявить слабые места и за год-полтора устранить их.


Во-вторых, подготовка к психологическим тестам. Сейчас много литературы и онлайн-ресурсов с пробными материалами.


В-третьих, физическая форма. Турники, бег, командные виды спорта — всё это укрепляет выносливость.


И, наконец, английский язык. Начинайте учить его со школы. Он вам очень пригодится для экзаменов, для обучения на тип самолета (будь то Airbus или Boeing), для радиосвязи.


Сейчас я работаю во Вьетнаме, выполняю рейсы по Юго-Восточной Азии, живу у самого моря и получаю достойную зарплату. Если бы кто-то сказал мне после окончания вуза, что моя жизнь будет именно такой, — я бы не поверил. Но всё стало возможным благодаря целеустремленности, упорству и, конечно, мечте.

Николай Ляпугин,
командир воздушного судна Airbus A320, окончил Ульяновский институт ГА

Как поступить на пилота в летное училище

Поступить на пилота в среднее учебное заведение можно только после 11 класса. Для этого нужны высокие отметки, крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка.

Вот какие параметры оцениваются при поступлении в колледж:

Средний балл аттестата. И если у поступающих он равный, то смотрят оценки по математике (алгебре и геометрии), русскому и английскому. Приоритет отдается тем, у кого выше результаты именно по этим предметам.

Индивидуальные достижения. Дополнительные баллы можно получить за победы в олимпиадах, спортивные достижения, волонтерство. Список достижений и количество баллов за них учебные заведения определяют самостоятельно.

Состояние физического здоровья. Самый строгий отбор происходит на врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Чтобы получить заключение комиссии, нужно пройти обследование врачей и собрать большой пакет документов.

Психологическое состояние и характеристики личности. Для этого будущий пилот проходит профессионально-психологический отбор. Его ожидает собеседование и различные тесты. Проверяется скорость реакции, внимание, логика, эрудиция, умение работать в команде, мотивация.

Физические нормативы: бег на 100 м и километр, подтягивание (юноши) или отжимания (девушки). Подавать документы и записываться на экзамены нужно заранее.

Ежегодно до 1 марта летные училища размещают на сайтах актуальные правила приема. В документах подробно описаны требования к поступающим, система начисления баллов и льготы. Правила для приемной кампании 2025 года можно найти по ссылкам:

Как поступить в вуз на пилота

Чтобы стать пилотом с высшим образованием, надо идти в вуз гражданской авиации. Для этого требуются результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. Важен порядок: на первом месте — математика, затем физика и только после — русский язык. При равных суммарных баллах предпочтение отдается абитуриенту с наивысшим результатом по математике.

В вузах, как и в средних учебных заведениях, учитывают индивидуальные достижения, их перечень и «вес» в баллах может отличаться. Поступающие на целевое обучение с этого года могут получить пять дополнительных баллов от авиакомпаний, если учились в профильных авиаклассах (есть в некоторых общеобразовательных школах) или проходили стажировку. Также вузы учитывают победы в олимпиадах — по соответствующему предмету их могут засчитать за 100 баллов ЕГЭ.

Помимо экзаменов, обязательны заключения врачебно-летной экспертной комиссии и результаты профессионального психологического отбора. В отличие от средних учебных заведений, сдавать нормативы по физподготовке при поступлении в вуз не требуется.

Программы подготовки пилотов отличаются по количеству бюджетных и целевых мест, стоимости обучения и летной практики (те, кто обучаются на контрактной основе, оплачивают ее отдельно). Правила приема на 2025/26 учебный год:

Список документов для поступления на пилота в колледж и вуз

Будущим пилотам предстоит подготовить большой пакет документов и пройти много проверок. Все требования учебные заведения публикуют у себя на сайте во вкладке «Абитуриенту».


Колледж Вуз
Заявление ✔️ ✔️
Паспорт РФ ✔️ ✔️
СНИЛС ✔️
Школьный аттестат ✔️ ✔️
Результаты ЕГЭ ✔️
Медицинские документы (заключение ВЛЭК, ППО) ✔️ ✔️
Документ о праве на зачисление в первоочередном порядке (если есть) ✔️ ✔️
Индивидуальные достижения (если есть) ✔️ ✔️
Фотографии размером 3×4 см, 6 шт. ✔️ ✔️

Диплом пилота — это только начало. Чтобы сесть за штурвал пассажирского лайнера летчику еще несколько месяцев придется осваивать конкретный тип самолета и сдавать экзамены. О подготовке в учебном центре авиакомпании, первых полетах на Boeing и карьерных перспективах мы расскажем в следующих выпусках.

 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены