Чудеса на виражах

Как стать частным пилотом в России

4 минуты
Чудеса на виражах

В отпуск на своем или арендованном самолете, да еще и управлять им самостоятельно — звучит, как «что-то на богатом». На самом деле полеты на частном легком самолете перестали быть экзотикой. Рассказываем, как получить свидетельство частного пилота, куда можно с ним летать и правда ли, что это безумно дорого (спойлер: нет, не безумно).

Сразу оговоримся: в этой статье речь пойдет о полетах не на огромных пассажирских лайнерах, а на небольших легкомоторных самолетах. Чтобы ими управлять, не нужно оканчивать летное училище, достаточно пройти курс в авиационном учебном центре и получить свидетельство частного пилота, после чего можно путешествовать как по России, так и в некоторые другие страны. И никаких пробок.

Частных пилотов готовят в летных школах, или, если официально, в авиационных учебных центрах (АУЦ). S7 Training — один из самых оснащенных: с собственным аэродромом в Подмосковье, технической базой и современными самолетами.

Как проходит обучение: теория…

Подготовка будущих пилотов напоминает учебу в автошколе: она тоже состоит из теории и практики.

На теоретических занятиях слушателям рассказывают о международном и российском воздушном праве, аэродинамике, летной эксплуатации, планировании полетов, метеорологии — всего в программе девять дисциплин. К преподаванию в S7 Training привлекаются высококвалифицированные специалисты-практики: пилоты, штурманы, юристы, специализирующиеся на воздушном праве.

Стандартная теория в вечерней группе длится два месяца, занятия проходят в московском офисе S7 Airlines. Можно совмещать теорию с практикой для лучшего усвоения материала. Есть возможность ускорить процесс: интенсив в учебном центре S7 Training в Битягово поможет освоить программу за две с половиной недели.

…и практика

Летная подготовка пилотов проходит на собственной посадочной площадке Торбеево. Это примерно в 60 км к югу от Москвы.

Летать учатся на современных самолетах Cessna 172S. Это самый массовый самолет в истории человечества: компания Cessna производит их с 1960-х годов. В S7 Training летают на новых версиях этого самолета, они оснащены авионикой Garmin G-1000, то есть вместо классических приборов со стрелками в кабине есть большие цифровые дисплеи, на которые вся информация выводится в удобном виде.

Каждое практическое занятие состоит из трех частей: брифинг, на котором обсуждаются детали предстоящего полета, собственно полет и заключительный разбор, где подводят итоги и анализируют ошибки. А еще есть наземная подготовка — там закрепляют теоретические знания.

Сначала полеты совершаются с инструктором. После того как студент отработает основы управления самолетом, наступает самый волнительный момент: самостоятельный полет! Будущий пилот впервые поднимается в небо один, рассчитывая исключительно на собственные силы.

В дальнейшем студентов ждет много интересной практики — полеты ночью (в том числе над сияющими огнями МКАДа), по приборам, по разным маршрутам: на соседние аэродромы, на взлетно-посадочные полосы — длиннее или короче, шире или уже. Обязательный пункт программы — полет в аэропорты Домодедово, Раменское, Калуга. Выглядит необычно, когда маленький самолет среди больших лайнеров стоит в очереди на взлет, но в авиации все равны, и «Цессна» — точно такой же участник воздушного движения, как и гигантский широкофюзеляжный «Боинг».

Фото Артёма Клиновицкого

Обучение, как и положено, заканчивается экзаменом. На нем вас ждет тест, собеседование с инструктором и контрольный полет. После сдачи экзамена документы отправляются в Росавиацию, которая выдает свидетельство частного пилота. Поздравляем, вы красавчик!

На чем можно летать

Теперь разберемся, какими самолетами можно управлять, окончив S7 Training. В вашем свидетельстве стоит квалификационная отметка «самолет с одним двигателем, сухопутный». То есть на двухдвигательных аппаратах, гидросамолетах, а также вертолетах вы летать не сможете. Во всяком случае, за штурвалом.

Кроме того, нужна дополнительная подготовка для управления некоторыми самолетами с одним двигателем. Например, спортивным Extra EA-300, на котором выполняют акробатические трюки, или реактивным L-29 Delfin. Этот самолет, хоть и однодвигательный, но реактивный, и пересесть на него с «Цессны» — все равно, что без подготовки сесть за руль болида «Формулы-1» сразу после обычной легковушки.

Но почти все остальные однодвигательные самолеты вам подвластны. Выбор большой: помимо Cessna, еще есть итальянский Tecnam, канадский Zodiac, американские Piper, Cirrus и другие. Двух-, четырех-, шести- и даже восьмиместные — можно взять в полет друзей.

Куда можно летать?

Ну вот, свидетельство пилота на руках, управлять самолетом вы научились. Что же делать дальше? Ну как что — брать в руки штурвал!

Можно летать в районе родного аэродрома просто ради впечатлений: рассекать облака, угадывать знакомые места, любоваться с высоты птичьего полета цветущими полями и изгибами рек. Показывать близким родной край с необычного ракурса и дарить им новые ощущения. Смотреть на мир в формате 3D.

Можно путешествовать. Россия как нельзя лучше подходит для авиационного туризма: большие расстояния, мало дорог и много удивительных достопримечательностей, до которых обычным транспортом добраться непросто. При этом вы не ограничены расписанием, не зависите от того, собралась ли туристическая группа, можете прилететь и улететь, когда захотите, не теряя драгоценное время на ожидание рейса в большом аэропорту или на езду по плохим дорогам. Самолет дает вам свободу.

Малая авиация в России развивается: в стране достаточно аэродромов, где можно приземлиться, чтобы заправиться. И не забывайте, что на легкомоторном самолете можно садиться и в больших аэропортах.

Свидетельство, выданное авиационными властями России, признается другими странами, которые входят в международную организацию гражданской авиации (ICAO). Это значит, что выполнять полеты можно и за рубежом, если, конечно, нет других ограничений. Правда, для полетов за границу нужно дополнительно сдать авиационный английский.

А еще можно пойти дальше — в авиационный спорт. Освоить пилотаж, аэробатику или попробовать свои силы в авиаралли, где пилоты соревнуются в точном прохождении маршрута.

Добро пожаловать в клуб!

Люди, которых связывает общее увлечение, часто объединяются в сообщества: есть тусовки яхтенные, байкерские, музыкальные. У авиаторов тоже есть свое братство, и, возможно, оно даже теснее, чем другие сообщества, ведь частных пилотов не очень много. На всю страну их тысяч пять.

Влюбленные в небо устраивают клубные встречи и совершают совместные полеты, делятся опытом и помогают друг другу. Авиаторам, даже если они между собой не знакомы, всегда есть о чем поговорить: о самолетах, местах, в которых побывали, аэродинамике, авиационном законодательстве, новых впечатлениях, опыте друзей и, конечно, о погоде.

Где взять самолет?

  • Арендовать. За границей это очень распространенный вариант. В России аэроклубов с прокатом самолетов пока немного, а в тех, что есть, договариваться нужно сильно заранее. Но все же такая возможность существует.
  • Купить. Самый очевидный вариант, который открывает все возможности, но при этом самый дорогой.
  • Купить самолет с другими пилотами вскладчину. Самолет — это не та вещь, которой вы пользуетесь каждый день. Если приобрести один аппарат на несколько человек в совместное владение, можно разделить затраты на покупку, а также другие расходы — на стоянку, страховку, заправку. Любые вопросы, которые неизбежно возникают у владельцев самолетов, вместе решать проще.

Так что там по деньгам?

Давайте посчитаем. Обучение в летной школе стоит от 1,1 млн рублей, если заниматься в группах, в том числе пройти интенсив. Если брать индивидуальные уроки и дополнительные практические занятия, выйдет немного больше.

Новый самолет стоит довольно дорого. Но вполне хороший самолет, который не будет требовать существенных вложений и позволит летать с удовольствием, можно купить и на вторичном рынке. Стоит он примерно столько же, сколько хороший внедорожник.

Обслуживание — тоже не запредельная планка. Парковка самолета на открытом воздухе стоит 5—10 000 рублей в месяц, в ангаре — 15—30 000 рублей в мес. Что касается топлива, то многие самолеты летают на 95-м бензине и расходуют его точно так же, как и машина: 10 л на 100 км.

В общем, удовольствие не самое дешевое, но и не только мультимиллионерам доступное. К тому же частная авиация дает вам гораздо больше — свободу, а ее не купишь ни за какие деньги.

Что еще почитать и посмотреть про частную авиацию:

Читайте также

© 2022. S7 Airlines — Все пpава защищены