По кочкам

Гид для идеального велопутешествия: как выбрать велосипед, что взять с собой, как тренироваться

По кочкам
6 минут
 

Велопутешествие — лучшая форма туризма, если вам важны свобода и независимость, а еще вариативность вашего приключения. 

Главное — найти велосипед, который подойдет под все ваши запросы. Как не ошибиться с выбором, куда сложить вещи, какие аксессуары взять, чтобы избежать лишних проблем в пути, — обо всем этом читайте в нашем гиде. 

Содержание

  1. Какие модели велосипедов подходят для поездок?
  2. Что нужно знать перед покупкой туринга?
  3. Как выбрать велосипед под себя?
  4. Как возить вещи в велопутешествии?
  5. Что еще обязательно взять с собой в велопутешествие?
  6. Как подготовить себя к велопутешествию?

Это первый выпуск совместной серии «Отдых в движении» от Gate 7 и «Спорт-Марафон».

Список лучших маршрутов для велопутешествий ищите в материале «Спорт-Марафон».

Какие модели велосипедов подходят для поездок?

Велосипед для путешествий называют туринговым — или просто «туринг». Туринг — это баланс между комфортом и скоростью. На туринге легко ехать как по асфальтовой дороге, так и по гравийной, причем много километров.

Туринг останется удобен в управлении, даже когда вы нагрузите его палаткой, спальником и едой. Главная его особенность — это геометрия рамы. Например, у горного велосипеда рама как бы завалена (то есть ее верхняя труба имеет большой угол наклона), у шоссейного, наоборот, верхняя труба находится горизонтально. Поэтому комфортная и быстрая езда на том и другом требует определенной физподготовки. Рамы турингов — это нечто среднее, она позволяет ехать на груженом велосипеде со стабильной скоростью по разнообразным дорогам дольше.

Сравнение геометрии двух велосипедов. Белый — классический туринг Marin Four Corners. У него более вертикальная посадка и удлиненная колесная база для лучшего распределения груза и чтобы пятки не задевали задние сумки на багажнике. Черный — шоссейник Specialized Allez Sport. Он короче и маневреннее, а велосипедист на нем сидит в более аэродинамичной позиции. Источник: bikeinsights.com

Также для долгих поездок подойдут и гравийные велосипеды — гревелы. Они тоже сделаны специально для езды по разным покрытиям. Но у гревел нет креплений для сумок, и они имеют более агрессивную геометрию рамы, что облегчает езду на высокой скорости, но не так удобно в длинных поездках.

Туринг — идеальный выбор для путешествий, потому что:

  • Геометрия рамы велосипеда позволяет проехать больше километров без боли в теле.
  • Хорошо управляется, даже если нагружен вещами.
  • Руль имеет несколько хватов — чтобы руки не затекали в одном положении.
  • Есть много креплений для багажников, крыльев, фляг, подножки и пр. Причем расположение багажников таково, что вы не будете задевать сумки ногами.
  • Можно ехать как по асфальту, так и по бездорожью.

«Посадка и колесная база (то есть расстояние между колесами) велосипеда для путешествий максимально комфортны для педалирования на дальние дистанции в спокойном темпе. На нем можно даже физически не очень подготовленным долго педалить без боли в спине или плечах», — говорит редактор блога «Спорт-Марафон» Александр Денисов, который 11 лет ездит в велопоходы.

Классический туринговый велосипед Trek 520. Велосипедист сидит слегка наклонившись — это удобная поза для езды по многу часов. Обратите внимание, насколько удлинена рама сзади. Это сделано, чтобы груз был лучше распределен вдоль велосипеда и чтобы пятка не задевала заднюю сумку. Источник: Trek Bikes

Что нужно знать перед покупкой туринга?

Чем дороже велосипед, тем реже нужно будет менять его компоненты — очевидно. Однако для первой поездки подойдут бюджетные варианты — если ваш маршрут не предполагает тысяч километров за раз. Условно можно выделить три класса туринговых велосипедов: базовый уровень, средний и премиум.

Базовый — от 100 000 и до 150 000 рублей

Все туринги созданы для езды на дальние расстояния, поэтому не переживайте за комфортность вашей посадки на бюджетных моделях. Однако запчасти — тормоза, переключения передач, тросики, цепь, обмотка на руле — на недорогих турингах в среднем изнашиваются быстрее.

Проверяйте их состояние каждые 500 километров или заезжайте в велосервис. Вдобавок качество торможения и переключения передач на бюджетных версиях турингов могут страдать.

На фото — велосипед SHULZ Wanderer. Источник: shulz.ru

Средний класс — от 150 000 до 250 000 рублей

На этих велосипедах стоят более резкие и надежные тормоза и переключатели передач. Также у них удобнее соотношение звезд на передаче, поэтому вам будет проще почти на любом рельефе, будь то асфальтированный перевал или грунтовая дорога в степи. Сами велосипеды среднего класса легче, чем бюджетные (для кого-то это может оказаться важным критерием).

На фото — велосипед Marin Four Corners 2. Источник фото: www.marinbikes.com

Премиум-сегмент — от 250 000 рублей

Как правило, такие велосипеды покупают велопутешественники, которые ездят в сверхдлинные маршруты, пересекая целые континенты. По этой причине их серийный выпуск налажен лишь у нескольких фирм в мире.

Вместо цепи у дорогого велосипеда может стоять специальная ременная передача, а звезды производитель может заменить на маленькую коробку передач в задней втулке или подрамнике. Сам велосипед будет идти мягко, с меньшей затратой усилий, чем на более бюджетных моделях (но только чуть).

Внешне туристический велосипед топ-класса может быть непримечателен, но внутри него стоит дорогая «начинка». На фото — Koga WorldTraveller стоимостью около 6000 долларов. На нем стоит ременная передача и 16-скоростная «коробка передач», спрятанная в задней втулке колеса. Такая трансмиссия может проехать до 10 000 км без особого обслуживания. Источник: cyclingabout.com

Как выбрать велосипед под себя?

При выборе туринга надо учитывать параметры своего тела и особенности местности, где вы хотите ездить. Также полезно понимать, какие детали велосипеда за что отвечают.

Руль. Главное, чтобы у него было несколько хватов.

Возможно, вы заметили, что у большинства моделей выше специфический руль, его обычно называют бараном, — у него несколько хватов. Благодаря этому вы можете менять положение рук в пути, когда устанете. Однако баран необязателен. Прямой руль тоже подходит — если у него несколько хватов.

Покрышки. На всех турингах стоят покрышки разной ширины. Для первого велопутешествия вам подойдет то, что изначально установлено на велосипеде — если, конечно, вы не собираетесь ехать только по асфальту, а купили туринг с широкими «зубастыми» покрышками для грунтов.

В целом учитывайте: чем ниже качество покрытия, по которому мы едем, тем шире резина:

  • для асфальта адекватны узкие покрышки шириной 38–45 мм;
  • для лесной дороги и горных трейлов лучше выбрать широкие — от 50 мм.

Рама. Поймите, каков ваш размер рамы, — для этого достаточно знать свой рост и посмотреть рекомендации производителя, вот как в примере в этой таблице.

Седло. Настройте высоту седла под себя — ваша нога должна свободно доставать пяткой до педали в ее нижнем положении.

Если же вы хотите взять подержанный велосипед

Взять б/у велосипед — хорошая идея, особенно если вы не уверены, что станете фанатом велопутешествий.

Перед покупкой с рук внимательно проверьте велосипед по следующим пунктам.

  1. Состояние рамы
     Она не должна быть погнута или иметь вмятины.
  2. Степень износа деталей
    Уточните у продавца, сколько километров он проехал на велосипеде. Спросите, не стерлись ли тормозные колодки и не пора ли менять трансмиссию.

Надо проверять колодки в пути каждые 500 километров, потому что скорость износа этих компонентов может колебаться в очень широких пределах. Это зависит от их качества, интенсивности езды и дорожных покрытий.

Дисковые тормозные колодки обычно нужно менять после того, как они станут тоньше 3 мм. При езде по разнообразным дорожным покрытиям без большого количества песка и грязи они стачиваются до такого состояния через пять-шесть тысяч километров. Велосипедной цепи хватает на меньший срок. Обычно она растягивается до состояния «на замену» через две с половиной — три тысячи километров.

Александр Денисов

А вот на косметические дефекты и царапины не обращайте внимания: они в путешествиях появляются очень быстро.

Совет: Чтобы проверить качество самому, прокатитесь на велосипеде: опробуйте тормоза и переключения передач. Велосипед должен останавливаться резко, а передачи — меняться плавно.

После покупки велосипеда с рук отвезите его в специальный сервис на проверку. Такой чекап может сэкономить вам немало времени и сил для более приятных вещей в поездке, чем ремонт транспорта.

Как возить вещи в велопутешествии?

Главное правило при перевозке вещей на велосипеде — ничего не везти на себе, особенно рюкзак: спина даст о себе знать уже через несколько часов езды. Все вещи должен везти велосипед, не вы. Для этого тоже есть специальные приспособления.

Велоштаны

П-образная сумка, которая крепится на багажник на заднем колесе велосипеда. В СССР все путешествовали в основном таким способом.

Велоштаны: В СССР все путешествовали в основном таким способом.

Первые выкройки для таких велорюкзаков есть еще в старых изданиях Большой Советской энциклопедии и основаны на сумках для лошади. Такие сумки крепкие, вместительные и недорогие. Поэтому если нужно возить костровые котлы и многоместные палатки на большую группу туристов, берем ее.

Александр Денисов

Минусы:

  • невозможность быстро разгрузить вещи или найти нужную;
  • сумка крепится на багажник стропами, а потому долго надевается и столь же долго снимается с него;
  • сумка промокает под дождем без влагозащитного чехла, а надетый чехол парусит на ветру и отнимает ваши силы;
  • не самая лучшая управляемость велосипедом. Боковые сумки с багажниками

Такие сумки подвешиваются на багажники сбоку. Управляемость и баланс велосипеда при такой загрузке лучше. С несколькими сумками проще равномерно распределить вес по велосипеду: часть повесить на руль и передний багажник, а часть — на задний. Они быстро снимаются и надеваются, а еще из них проще вовремя достать, например, дождевик.

Такие сумки могут шить из ПВХ-ткани — из такой же делают тенты для грузовых фургонов и надувные рафты и катамараны для бурных рек. Поэтому они одновременно прочные и не промокают под дождем.

Байкпакинг

Байкпакинг — это метод размещения вещей на велосипеде: сумки — внутри рамы, еще два баула крепят на руль и под седло (обычно в них возят палатку, спальник и коврик).

Однако туринговые велосипеды разных марок различаются размером рамы, поэтому порой подобрать подходящую вам внутрирамную сумку может быть сложно.

Здесь поможет множество российских крафтовых производств — в последние годы в России буквально бум велосумок.

Сумка на руль Kailer Слинг красный
Источник фото: sport-marafon.ru

Если вы выберете байкпакинг, то вот как удобно расположить вещи.

  • Палатку крепите на руле, и там же спальник — в специальной сумке.
  • Еду, газовый баллон, горелку, средства гигиены — в сумку внутри рамы.
  • Одежду, часть еды и надувной коврик — в сумку под седлом, а воду — в небольшие сумки-бочонки, они же фидбэги. Их вешают на руль.
  • Велоинструмент можно положить в нарамную сумку.
  • Если места будет чуть не хватать, то на помощь придет вместительная поясная сумка — с ней можно ехать по многу километров, не опасаясь за боли в пояснице.

Что еще обязательно взять с собой в велопутешествие?

Шлем

Обязательно носите в поездке шлем — это базовая безопасность, и поверьте, он действительно спасает жизни. Согласно исследованию 2023 года, езда со шлемом уменьшает количество смертельных травм головы на 73%.

Мембранная куртка или велопончо

Не даст промокнуть в случае непогоды — не придется терять время часами в ожидании, когда дождь закончится.

Мембранная куртка, слева — женская модель, справа — мужская. Источник фото: sport-marafon.ru

Фонарики

Такой же необходимый предмет — это фонарики: передний, который надо крепить на руль, и задний, который можно повесить под седло или на сумку. Главное, чтобы он горел красным и вас было видно тем, кто едет сзади.

Насос

На бездорожье вы наверняка не раз проколете колесо, поэтому лучше брать с собой не самый маленький ручной вариант. Оптимальный вариант — длинный насос, который вы поместите во внутрирамную сумку или просто под верхнюю трубу велосипеда.

Велозаплатки

Если вашу покрышку на колесе повредит гвоздь, острый камень или другой предмет, то проколотую камеру потребуется заклеить.

Две велокамеры

Изучите, как менять камеры при проколе, чтобы не учиться этому на дороге в жару или под дождем. Запасная камера нужна, даже если у вас есть набор заплаток. Заклеивать проколы лучше на стоянке в лагере, а на месте стоит поставить в спущенное колесо целую камеру.

Держатель для телефона

Телефон — ваш навигатор, поэтому подумайте о том, чтобы вам было удобно следить за дорогой. Купите самый простой навигатор.

Карманный мультитул

Набор инструментов на любой непредвиденный случай. Точно пригодится, даже если вы сейчас этого не предвидите.

Как подготовить себя к велопутешествию?

Для короткого велопутешествия не обязательно иметь спортивную форму. Однако полезно быть выносливым — уж точно, если ваш маршрут предполагает гористую и труднопроходимую местность. Поэтому за пару месяцев (но, как обычно, чем раньше, тем лучше) до поездки добавьте в свое ежедневное расписание короткие тренировки.

Укрепляйте мышцы ног и кора

Для этого добавьте бег или силовые тренировки, такие как приседания, выпады, упражнения на корпус — выберите из этого то, что вам больше нравится. И не переутруждайте себя, чтобы у вас не возникло негативной ассоциации с тренировками.

Тренируйте баланс

Будет полезно для устойчивости на велосипеде (да и не только на нем). Самое простое упражнение на баланс — стоять ровно на одной ноге, согнув вторую в колене. Делать поочередно по 10 секунд, постепенно увеличивая время.

Развивайте выносливость

За две-три недели до путешествия начните регулярные тренировки на велосипеде. Практикуйте длительные поездки на низкой скорости, чтобы адаптировать организм к длительным нагрузкам.

А на каком велосипеде путешествуете вы? Поделитесь своим опытом.

 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены