Искусство видеть за горизонтом

Истории авиатехников: о любимом деле, пути к авиации и жизни вне ангара

Искусство видеть за горизонтом
5 минут
 

Они работают с самолетом, как с конструктором: могут снять элементы обшивки, открутить двигатели, разобрать салон. У них есть специальное оборудование, которое позволяет видеть детали насквозь: есть ли там дефект, как его устранить. Действуют по строгому протоколу: любой шаг записывают и ставят подпись как подтверждение качественного ремонта. Так работают специалисты S7 Technics, где самолеты проходят самые сложные виды техобслуживания. Мы узнали у инженеров и авиатехников, чем они занимаются на работе, как пришли в авиацию и что делают, когда покидают ангар.

Дмитрий пришел в S7 Technics мойщиком и дорос до авиатехника по планеру и двигателям. Марина сломала стереотипы о неженской профессии и завоевала уважение коллег-мужчин. Павел действует, как врач-терапевт: добирается до корневой причины дефекта и устраняет ее. Александр подходит к работе с точностью хирурга, может провести операцию по ремонту любой детали — от стеновой панели до носового обтекателя.

S7 Technics в Минеральных Водах — это единственная база в России, где могут не только отремонтировать самолет, но и починить двигатель, изготовить элементы интерьера, сшить чехлы для кресел, а также полностью перекрасить ливрею. И всё на одной площадке. Здесь проводят самые сложные и трудоемкие виды технического обслуживания самолетов: С-check и D-check. Это полная проверка воздушного судна, которую нужно делать каждые полтора-два года (С-check) и 6–12 лет (D-check).


Во время таких проверок самолет превращается в гигантский конструктор: с него снимают шасси и оперение, разбирают салон, выносят кресла, панели и перегородки. Остается голый фюзеляж (корпус самолета), окутанный проводами. А дальше — тысячи операций. Специалисты тестируют все системы, делают рентген, УЗИ, проводят исследования, чтобы понять состояние материала, нет ли там невидимых глазу разрушений.


Все неисправности устраняют: ремонтируют поломки, восстанавливают изношенные элементы, устанавливают новые детали. Починить могут практически всё, а если что-то нельзя отремонтировать, то либо ставят новую деталь, либо изготавливают ее сами по инструкциям и документам. Весь процесс технического обслуживания занимает от одного до трех месяцев.

На базе S7 Technics в Минеральных Водах ремонтируют самолеты, чинят двигатели, изготавливают элементы интерьера, шьют чехлы для кресел, а также могут полностью перекрасить ливрею
Марина Хузина,
инженер по техническому обслуживанию интерьерного оборудования

В авиации мы работаем в режиме ограниченного времени. Когда самолет заходит на техобслуживание, моя задача — оценить объем работ, расставить приоритеты, скоординировать заказ запчастей и распределить задачи в команде.

Я инженер по интерьеру. Это значит, могу разобрать салон изнутри и оставить голую пассажирскую кабину: вынести все кресла, убрать перегородки, демонтировать багажные полки, стеновые и потолочные панели — и при этом не повредить ни один провод, ни один элемент конструкции самолета. А потом так же четко собрать всё обратно.

Мой коллектив полностью мужской: это авиамеханики и авиатехники, которые ценят четкость и требуют уважать их профессионализм. А еще им важно проявить себя, когда попадается сложная задача. Да, авиация — мир жестких правил, тяжелых агрегатов и мужского характера. Но мой путь доказывает: если ты разбираешься в деле — тебя слышат. Мне не страшны трудности, я уверена в коллегах и знаю, что наша работа выполняется качественно и своевременно.

Я родилась в Уфе, окончила авиационный вуз, там же встретила будущего мужа — мы были одногруппниками, а теперь коллеги. Мы вместе начинали карьеру в Тюмени. Я занималась разработкой программ техобслуживания самолетов, но офисная рутина не мое. Мне нужно чувствовать технику руками, видеть результат работы. Поэтому, когда появился шанс переехать в Минеральные Воды в S7 Technics, мы с мужем не раздумывали.

У нас две дочки, и, несмотря на плотный график, мы находим время для прогулок с ними и семейного чтения. Кстати, книги — моя отдельная страсть. Раз в месяц я хожу на встречи книжного клуба. Мне нравится возможность поделиться впечатлениями от прочитанного, удивляет насколько взгляд на одно и то же произведение может быть разным. Недавно мы обсуждали «Хронику объявленной смерти» Габриеля Гарсии Маркеса. Книга потрясла меня своей реалистичностью и дикостью.

Дмитрий Колчев,
авиатехник по техническому обслуживанию планера и двигателей категории А1

Меня с детства тянуло к технике. После 9 класса пошел в колледж в Минеральных Водах, там был набор в экспериментальную группу S7 — во время обучения мы проходили практику в ангаре S7 Technics. Помню первый день: нас позвали посмотреть, как тестируют створки реверса Airbus A320. Это было мощно! Так я и заразился авиацией.

После колледжа — служба в вертолетном полку, потом — авиационный университет. Успел попробовать силы даже в сельхозавиации. Но всё время хотел вернуться в S7 Technics. Получилось устроиться туда мойщиком: два года чистил компоненты от нагара, тер фюзеляж губками и тряпками.

Потом меня позвали работать в цех. Я учился у старших, разбирал инструкции, зубрил документацию. Через полтора года сдал на категорию А — это первый шаг от обычного помощника на побегушках к авиатехнику, который сам несет ответственность за свою работу.

Авиатехники по планеру и двигателям работают в цехе № 1 — это большой ангар, куда самолеты прибывают на техническое обслуживание

Сейчас мне доверяют замену разных частей самолета — могу их снять, отремонтировать, поставить на место. Но важно не просто открутить-прикрутить деталь, а протестировать ее работу по технической документации.

В авиации нужно постоянно учиться, развиваться и совершенствоваться. Моя цель — получить категорию B1, высшую для авиатехника. Тогда я смогу брать на себя еще больше сложных задач. А главное — нести ответственность за их выполнение.

Я первый в нашей семье, кто пошел в авиацию. Сейчас в S7 Airlines работает мама, а еще по моим стопам идет младший брат. Получается, я «первооткрыватель» нашей семейной авиационной династии.

Павел Самольянов,
авиатехник по техническому обслуживанию планера и двигателей категории B1

Я «слон» до мозга костей. В авиации слонами называют техников по планеру и двигателю. Мы отвечаем за надежность различных компонентов и систем самолета: от состояния закрылок и шасси до всех режимов работы двигателя. Проверяем, регулируем, настраиваем. Найти неисправность — лишь полдела. Главное — докопаться до корневой причины поломки и навсегда ее исключить. Лучшая награда для авиатехника — как можно дольше не видеть самолет в ангаре, после технического обслуживания он должен летать часто и много.

Я всегда смотрел в небо. И когда настало время поступать, выбрал авиационный вуз. Я мог пройти на любую специальность, но потянуло на «техническую эксплуатацию летательных аппаратов и двигателей» — само звучание этих слов вызывало детский восторг! Уже на первом курсе стало ясно: этому делу я готов посвятить жизнь.

Карьеру начинал в Уфе, в «ТС Техник» обслуживал самолеты. Пришел механиком и дорос до начальника отдела координации — это мозговой центр техобслуживания воздушных судов. Работа была напряженной, я многому там научился.

А потом была командировка в Новосибирск, которая круто изменила мою жизнь: работы велись напротив ангара S7 Technics. Однажды я забежал к коллегам и остался очень впечатлен, как там всё устроено. В голове щелкнуло: «Вот здесь я хочу работать!» Останавливала мысль о переезде в холода. Но я нашел базу мечты в Минеральных Водах.

Инструменты хранятся на специальном складе, и у каждого из них есть штрихкод и номер. Авиатехники вносят необходимый инструмент в систему, а по завершении смены сдают его. Весь процесс автоматизирован

В свободное время играю в футбол. В этом году команда нашего цеха «Лайнер» заняла первое место в корпоративном турнире между подразделениями. За организацию таких событий — отдельное спасибо руководству S7 Technics!

После переезда взялся за английский — я и так свободно на нем говорю, но хочется отточить нюансы. Для души по старым записям начал вспоминать еще и французский.

И, конечно, главное занятие сейчас — помогать супруге с нашей новорожденной дочкой. Это новый, важный и радостный этап жизни.

Александр Чупыра,
инженер по ремонту конструкции

Если провести аналогию, то наш цех — это хирургическое отделение в мире авиации. Мы «лечим» патологии материала — коррозии, трещины, восстанавливаем травмированные элементы, устраняем неисправности: можем заменить неработающий «орган» на новый. Когда видим повреждение, выбираем протокол «лечения»: какую технологию применить, как добраться до патологии, не задев «здоровые органы». Дальше действуем строго по регламенту. В авиации, как и в медицине, всё держится на знаниях и мастерстве.

Цех по ремонту конструкции работает над «скелетом» самолета: можем заменить почти любой элемент, будь то лонжерон, стрингер или шпангоут, выправить вмятину на фюзеляже, восстановить стеновую панель или напольное покрытие.

Я инженер: планирую работу смены, ставлю задачи, принимаю результат. Моя подпись в документах — гарантия, что ремонт выполнен безупречно. А начинал с позиции слесаря третьего разряда. Пришел в S7 Technics в 2016-м — за плечами были уже авиационный колледж и вуз. Первое время мне давали только простые операции под контролем наставника. Но я знал, как работать не только с металлическими конструкциями, но и композитом, и это заметили.

Потом были стажировки по самолетам Airbus и Boeing во Франции и США. В 2021 году предложили стать инженером. Я с гордостью принял новую должность. Знаю, что здесь ценят тех, кто понимает структуру самолета до мельчайшей заклепки.

Цех № 5 занимается ремонтом конструкции самолета. Здесь работают с металлом и композитом, могут восстановить, а если нужно, то и сделать заново, почти любой элемент конструкции воздушного судна

Небо меня манило всегда. Еще студентом заболел авиамоделизмом. Мы собирали планеры, запускали их с леером (тросом), ловили восходящие потоки и отпускали в свободный полет. Задача — удержать свой аппарат в воздухе дольше всех.

Именно тогда авиация перестала быть чем-то далеким, понял: это мое. Но хотелось почувствовать полет собственным телом. Так открыл для себя парапланеризм. Летаю три года. Теперь ловлю потоки воздуха не тросом, а крылом над головой. В парапланеризме всё решают умение читать ветер, знание погоды, тонкое управление крылом.

Мой рекорд полета на параплане по прямой — 80 км. Приземлился — и пошел пешком через леса к дороге искать остановку, чтобы вернуться на базу. А высший пилотаж — это пролететь треугольник, то есть вернуться в точку старта на параплане. Мой максимум таких полетов — 65 км. Парил над Турцией: бирюзовая бухта внизу, горы по курсу.

У меня есть мечта — отправиться в Колумбию, там есть маршруты от 100 км. А еще очень манит Индия, хочу полетать над Гималаями. Впрочем, и на земле горизонты ширятся: каждый день в цеху — это полет инженерной мысли. Ведь мы не просто чиним металл — мы возвращаем самолету право снова летать.

Наши письма на пользу вашим путешествиям
Откроем новые локации, расскажем про работу экипажа, напомним о грядущей распродаже
 
1
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
1
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены