Неслучайные встречи, совместные проекты, саморазвитие и творческая реализация — всё это о культурном центре «Этаж». Софья Холодова решила вернуться в сибирскую столицу из Санкт-Петербурга и вместе с командой стала развивать здесь публичные события. А что интересного из этого вышло — читайте в нашем интервью.
Расскажи, как ты оказалась на «Этаже»?
Я организовала свой театр, еще будучи студенткой Новосибирского педагогического университета. Четыре года там училась — четыре года он функционировал. Потом решила переехать в Питер, пожила там год и поняла, что без работы с актерами и спектаклей мне грустно, вернулась в Новосибирск. На «Этаже» как раз была вакансия. Я начала развивать театр здесь. Сначала работала администратором, потом менеджером проектов — каждый в центре занимается своей сферой. Например, моя коллега Маша вела фотостудию, а Кристина организовывала поэтические события. И куратор центра Евгения Одияк тоже считается менеджером, ее забота — это весь «Этаж» и его наполнение.
Помнишь первые дни, месяцы своей работы, те чувства и эмоции, которые ты испытывала?
Чувствовала себя полной энтузиазма. Это была моя первая работа после института по специальности — в культуре. Первым крупным мероприятием стал спектакль по мотивам повести Чехова «Палата № 6». Не хватало людей в массовке, поэтому мы организовали кастинг.
У меня как у режиссера был вполне конкретный запрос: во-первых, нужны были девочки, так как в нашем спектакле по сюжету это женская палата. А во-вторых, у претенденток на роль было творческое задание — придумать историю своей душевной болезни. С этими же легендами они потом выходили бы на сцену. Получилось классно. Особенно запомнилась одна девочка — Лиза. Обсудили ее задачу, она опустила глаза, поднимает — другой человек. Начинает ходить вокруг стола, за которым мы сидели, шептать нам что-то на ухо через плечо, вовлекать нас в историю. В какой-то момент я вообще забыла, что вокруг люди, а мне нужно делать записи. Рассказывала она про миры, которые ей мерещились в лужах.
И как прошел твой первый спектакль?
Шикарно. Спектакль откликнулся и аудитории, и команде. В основном наша аудитория — это молодежь, студенты и работающие. Правда, сейчас гостей центра становится больше: приходят и подростки, и люди 40—50 лет. В зале, где мы показываем спектакли, помещается человек 70 — на «Палату № 6» пришли около 100. Сцены там как таковой нет. По углам комнаты, самой большой на «Этаже», мы ставим световые устройства и между ними протягиваем провода. Этот провод, который идет от одной установки к другой, просто приклеиваем малярным скотчем к полу — и вот оно, обозначение сцены. Ноги дальше провода не закидывать! В такой атмосфере и прошел показ.
Что вдохновляет тебя больше всего, чтобы продолжать заниматься проектами?
Команда. Общение с гостями — это тоже очень классно, но среди них много людей приходящих и уходящих. Ты отдаешь им энергию, и не факт, что она к тебе вернется. Человек, возможно, просто забежал: «А что это у вас тут? Ага, я понял, ну, я пойду». А вот что команда вдохновляет — факт. Это люди, которые, как и ты, заряжены на творческую работу, на позитив, на то, чтобы нести свою философию в массы. Они приходят сюда за идеей, за атмосферой, за созиданием.
Расскажи о команде «Этажа».
Нас пять человек. Летом меньше, многие берут отпуск, поэтому всё самое интересное начинается с осени. Программа очень насыщенная. Событие на 120 человек? Легко!
Старожилов нет, так как состав команды часто меняется. Люди набираются опыта и уходят, чтобы продолжать заниматься своими проектами. Так сделал, например, Евгений Панов. Он работал в центре, а позже занялся ребрендингом «Крыши», младшей сестры «Этажа», организовал там музыкальное пространство.
Как появилась «Крыша»? В 2016 году с командой «Этажа» мы решили организовать «Городскую школу» и научить участников разрабатывать концепцию креативных пространств и проводить уникальные события. Набрали больше 40 учеников, разделили на команды, каждую курировал член коллектива «Этажа» — и за полтора месяца ребята научились создавать смыслы. Придумали место под названием «Культурное пространство «Крыша», наполнили его деталями, разработали программу открытия и по окончании обучения запустили «Крышу». На презентацию нового центра пришли 600 человек.
«Крыша» очень похожа на «Этаж», но у нее есть то, чего нет у последнего, — возможность делать громкие концерты с барабанами и гитарами («Этаж» находится в жилом доме). Этим «Крыша» уникальна, поэтому с 2021 года центр стал музыкальным пространством: здесь проходят концерты, фестивали, мастер-классы и встречи с исполнителями.
В команду «Этажа» приходят за любимым делом, а не за работой?
Да, таких много, кто здесь ради любимого дела или кто хочет объединить работу и хобби. Но так бывает не всегда. Одна девушка-администратор, Настя, пришла на «Этаж» именно на работу. До этого она здесь не была ни разу. И постепенно включила в свои обязанности то, что ей нравится. Настя мечтала стать психологом (кстати, сейчас поступила в Новосибирский государственный университет на психологию) и поэтому с удовольствием занималась организацией событий, в которых принимали участие психологи. Встречалась с будущими спикерами и пока не расспросит обо всем, что ее интересует по их теме, не отпустит. Всё закончилось тем, что перед своим уходом с «Этажа» она организовала крупный психологический фестиваль.
Во время работы в центре я была в восторге от креативных событий и их организации, а еще сильнее — от общения с самыми интересными людьми нашего города. Со временем, набравшись опыта и имея немало полезных связей, стала организовывать свои события. Старалась приглашать спикеров, которые обладали достаточными компетенциями, чтобы делиться знаниями с другими.
Психологический фестиваль «Прочувствуй» запомнился и мне, и гостям пространства — никогда не видела такого большого интереса аудитории к психологии. Начали с телесной практики, которая помогает понять, где в теле живут эмоции, — было интересно разделить новые переживания с другими участниками фестиваля. Продолжили лекцией о том, как подружиться с внутренним критиком и сформировать позитивное самоотношение. А на тренинге «Я высказываюсь» учились не ранить словом и разбирались, почему конфликты случаются по одному сценарию. В перерывах между основными событиями пили чай с печеньками и общались.
Культурные центры Новосибирска дружат или соперничают?
Зависит от ситуации. Мы же проводим много похожего. И тогда думаем, кто за кем повторил. (Смеется) Сотрудничество, конечно, есть. Например, культурный центр «Содружество»: они то примут участие в нашем событии, то спичи у нас проведут, то в своей группе в соцсетях напишут про мероприятия на «Этаже». Общаемся, взаимодействуем, ничего не делим. Особенно в сфере театральных проектов. Театры существуют везде, разных форматов — государственные и нет, любительские и профессиональные, что тут делить? Даже если спектакли по одному произведению, всё равно они будут разными.
Еще по теме
С какими организациями города сотрудничает центр?
Устану перечислять, их очень много! Всё зависит от тематики событий. Если это «Фотоночь» — привлекаем фотографов-спикеров, если День театра — разговариваем с артистами театров. По экологии — работаем с благотворительным магазином Gusto. Наши партнеры — это компании, которые, как и мы, для людей и про людей. Наверное, только с крупными сетями сотрудничества не случается, потому что та реклама, которую мы можем дать, для них ни о чем.
Магазины GUSTO — это не просто секонд-хенд. Мы проводим лекции об осознанном потреблении, рассказываем о его принципах: отказаться от эмоциональных покупок, сократить количество вещей или использовать что-то повторно, а еще сдавать на переработку то, что можно. Делимся лайфхаками, как одеваться экологично: участвовать в свопах, подбирать вещи в секонд-хендах.
В некоторых молодежных центрах Новосибирска, в том числе на «Этаже», стоят контейнеры GUSTO — так гости центра и горожане, живущие по соседству, могут сдать одежду и обувь, которые стали им не нужны. Только за 2022 год мы собрали более 1 200 тонн ненужной новосибирцам одежды, помогли вещами 37 организациям города и области, передали в фонды 45 тонн вещей и перевели на благотворительность свыше 500 000 рублей. А за 2023 год эти цифры будут еще выше! Мы видим, как растет запрос на информацию об осознанном и вторичном потреблении, гостей на свопах и тематических лекциях становится всё больше.
Каким своим проектом на «Этаже» ты особенно гордишься?
Учитывая, что я занимаюсь театром, это, конечно, спектакль — «Алые губы». Он стал большим прорывом для труппы: много танцев, килограммы текста. Главная героиня рассказывает легенду, поэтому на сцене она говорит почти всё время.
Смысл спектакля не в том, чтобы сидеть и думать: «Кто убийца? Неужели садовник?». Несмотря на то, что всё понятно сразу, хочется верить, что ты не прав. По сюжету героиня владеет замком, о котором ходит легенда. Жила на свете женщина по прозвищу Алые Губы, потому что ее губы были неестественно алого цвета. У нее было много мужей, но через какое-то время после свадьбы она становилась вдовой — женская версия Синей Бороды. Завлекала очередного юношу, целовала его три раза, и тот умирал от ее поцелуев. И на сцене всё идет к тому, что героиня, уже в современности, поцелует юношу, своего гостя. Она не хочет этого делать, идти по стопам своей прапрабабушки — у нее внутренний конфликт. И зрителю тоже хочется верить, что всё будет хорошо.
Спектакль понравился аудитории. Отмечали игру актрис, музыкальное сопровождение и костюмы — с ними мы заморочились: что-то взяли в аренду, что-то нашли в институте — корсеты, юбки, туфли, смокинги для мальчишек, туфли эпохи барокко а-ля порочная история.
По твоим наблюдениям, что сегодня на душе у молодых ребят?
К нам приходят за творчеством и саморазвитием. Обычно они очень общительные либо желающие общаться. Бывают интровертные ребята, которые ищут общения, даже если сами не могут на него решиться. Иногда люди заходят просто поговорить — со всеми: с гостями, с командой, со спикером. Это в первую очередь. А во вторую — очень инициативные. И если не сразу, то потом они обязательно такими становятся. Иначе невозможно. Человек либо пришел и ушел (или вернулся через бог знает сколько лет). Либо пришел — и всё, попал куда хотел. Выбирает события по тематике, которая ему нравится. Кто хочет большего, двигаться дальше, возвращаются к нам снова, и не раз.
Бывает ли такое, что гости «Этажа» сами создают события?
Каждый месяц бывают такие люди, которые предлагают что-то у нас организовать. Делают это для реализации себя, своего творческого потенциала, для прокачки ораторских навыков.
Как-то раз мне написал один молодой человек: «Я художник». Отвечаю: «Это не к нам». Он: «Нет, подождите». Оказалось, рисует комиксы, сам придумывает к ним сюжеты и хочет провести спич про свой опыт. Договорились встретиться. Я ничего не понимаю в комиксах, но настолько прониклась его идеями, что попросила команду: «Давайте организуем с ним пробную встречу, чтобы он провел спич для нас, а не сразу для гостей». Он увлек всех! Хотя у нас никто не занимается рисованием. Мы дали ему советы, как лучше построить выступление и не сбиваться с мысли. В итоге событие прошло классно, гости были довольны. У него нет специального образования, нет многолетней практики спикерства, парень просто рисует и хочет об этом рассказывать.
Какие ближайшие планы — «Этажа» и лично твои?
Работа центра скоро изменится: появится много новых мероприятий для подростков. А я продолжу заниматься своими театральными проектами. Когда прожила год без театра, то поняла, что больше не брошу его никогда. Моя мечта — создать открытое театральное пространство для трупп, которые хотят развиваться, но им негде. Дома культуры сейчас не популярны у молодежи, а в культурных пространствах нет театральных сцен.
Беседовала Елена Татаринцева