Знать, на что способен гордый мак, собирать солнце из соцветий бархатца и охотиться за магическим индиго — жизнь художницы по текстилю Жени Шишкиной неразрывно связана с природой и путешествиями. Мы поговорили о целительной силе красоты, обучении традиционному ремеслу в Индонезии и современном искусстве.
Женя Шишкина,
создательница проекта Chuka Inks
Назови трех китов своей жизни. Твое ремесло — что это? Твой инструмент — какой он? И твое вдохновение — откуда оно?
Я изучаю традиционные техники дизайна и называю себя художником по текстилю. Это не совсем роспись тканей, скорее, создание определенных паттернов своими руками с помощью растений, минералов и других натуральных объектов. Я стараюсь интерпретировать традиционные практики и внедрять их в современную жизнь.
Chuka всегда ищет новые оттенки, используя лепестки, листья, кору, корни, семена и даже минералы как источник пигмента
Я знаю, что ты изучала природное окрашивание в Индонезии. Как твой взор обратился в ту сторону?
Несколько лет назад я была далека от природы. По образованию юрист, раньше работала в сфере банкротства. Это, скажем так, довольно жесткая история, выматывающие сроки и офисная работа. И вот я понимаю, что больше не могу: хочется искать себя в творчестве.
На тот момент мой муж уже работал в креативной индустрии и занимался парикмахерским искусством: он постоянно приходил домой с фотосессий, а я — из офиса и всегда очень вдохновлялась тем, что он делает. Наконец я решилась и стала понемногу пробовать разные ремесла, чтобы понять, что мне ближе.
Год учебы в университете Индонезии и погружение в культуру
Сначала я прикоснулась к флористике. Помню, у нас были невероятные уроки: мы с группой выходили в лес, чтобы собрать ту или иную композицию, арт-объект из любого флористического материала. Это впервые расширило мои рамки: я подумала, что искусство — это не только взять в руки кисточку. Фактически в любом деле есть творческая история, вопрос лишь в том, как ты взаимодействуешь с материалами и какие смыслы вкладываешь. Флористика понравилась мне только на этапе обучения, и я продолжила искать дальше.
Еще я увлекалась одеждой и подумала, что было бы классно научиться шить и создать свой бренд. К тому моменту я уже уволилась с работы и мы с мужем начали смотреть в сторону того, чтобы пожить в другой стране и перезагрузиться. До этого мы несколько раз были в отпуске на Бали: Индонезия нас очень впечатлила, хотелось глубже проникнуться ее культурой.
Каждый этап работы с природными материалами воплощает богатый сенсорный опыт
Я начала искать варианты учебы — мне хотелось не просто там жить и тусоваться, а еще и узнавать что-то новое. И вот я нашла подходящую программу: для конкурса требовалось написать мотивационное письмо с развернутым ответом на вопрос: «Почему для меня это важно?» Я всё написала, собрала документы и выиграла стипендию на обучение!
Всё будто само складывалось и плавно подбиралось ко мне. Наверное, потому что я прислушивалась даже к самым незначительным ощущениям — хочу или не хочу?
Когда ты принимала решение уйти с работы, как ты разрешала себе быть творческой? Опиши, что ты чувствовала?
Конечно, было страшно. Я понимала, что должно пройти какое-то время прежде, чем я начну что-то зарабатывать, это было особенно сложно после стабильной высокой ставки. Меня поддерживал муж, и только благодаря ему я решилась.
А как ты искала университет в Индонезии? Хочется открыть нашим читателям этот опыт, чтобы они знали, что могут бесплатно поехать куда-то учиться. С чего ты начала?
Когда мы приняли решение ехать в Индонезию, возникла идея выучить местный язык хотя бы на базовом уровне. Найти преподавателя оказалось непросто. За долгое время мы нагуглили буквально пару человек и связались с одним из них. Оказалось, парень учится в МГУ на факультете индонезоведения. Впоследствии он и рассказал мне о программе, воодушевил попробовать. Оставалось выбрать курс и подать документы. Так как я начала шить, то почему бы не поработать с текстилем, изучить традиционные практики и техники? Я видела, как всё красиво сходится!
Еще по теме
Ингредиенты для окрашивания собирают в разных странах или добывают из пищевых отходов локальных кафе, ресторанов и фермерских лавочек — zero-waste философия в деле
Людям часто кажется, что они не потянут учебу за границей, что недостаточно знают язык, что не хватит денег и непонятно, чем это всё закончится. Как ты работала с этими страхами?
Я просто ворвалась в этот бой. Самым сложным было написать сопроводительное письмо. А когда меня пригласили на собеседование, появился новый вызов — я понимала, что мой английский не соответствует требованиям. Но одна лишь мысль: здесь и сейчас всё может решиться, я могу получить эту возможность — помогла мне приложить максимум усилий, нанять репетиторов. Я знала, что есть шанс целый год прожить в Индонезии, это же суперклассно!
Конечно, было страшно. Естественно, тревожились с арендой жилья. Но мы с Артёмом подумали, что надо попробовать, ворвемся и дальше решим.
Ты провела в Индонезии год. Что из местной жизни запомнилось больше всего?
Меня особенно впечатлило, что люди живут в согласии с природой. В Москве нужно покинуть пределы мегаполиса, чтобы отыскать живое пространство. На Бали ты всегда в окружении этого величия. Даже дома построены таким образом, что большую часть времени проводишь на улице. Я ловила себя на мысли, что захожу в пространство, где четыре стены и потолок только для того, чтобы поспать, а всё остальное время провожу на природе. Открытые летние кухни, какой-то сад со стульчиками и столики во дворе — ты всё время на улице. Я привезла из Москвы швейные машинки, увидела большую беседку и просто поставила туда инструмент, шила на улице. Это невероятно!
Мастерская Жени в Индонезии
Я стала замечать циклы природы вокруг нашего дома. Утром прилетали стрекозы, через два часа приползали жуки, к четырем дня появлялись какие-то птицы. Было такое ощущение, будто каждый знает свое расписание. Конечно, я любила природу и до этого, но только на острове смогла ее прочувствовать.
Еще я поняла и осознала, почему люди поклоняются богам. Это случилось на обрыве Улувату (место, где огромные волны). Ты смотришь вдаль, видишь бескрайний океан и чувствуешь себя песчинкой. С одной стороны, этот вид завораживает, а с другой — просыпается животный страх. Если сейчас случится мощное природное явление — что делать? Наверное, только молиться. Тем более если ты находишься на острове. Начинаешь понимать, почему в обед, утром и вечером женщины делают подношения. Добрым богам — чтобы всё было благополучно, а демонам — чтобы те не шалили.
Когда ты погружалась в ремесло, происходили какие-то внутренние щелчки? Как ты понимала, что движешься в нужном направлении?
Тот факт, что растениями можно красить, впечатлил меня как ребенка. Всё сложилось как пазл: флористика, шитье, изучение тканей, материаловедение и вот, наконец, я получила традиционные индонезийские знания о том, что можно красить живыми цветами. Всё, чем я занималась, было не зря и привело меня к точке, в которой я нахожусь.
Почему ты выбрала работать с природными материалами, нежели чем с промышленными? Ведь это гораздо сложнее.
Цвет — это культурная сила, связывающая людей с историей и традициями. От выбора элементов до получения пигмента: каждый этап работы с природными материалами воплощает богатый сенсорный опыт, стимулирующий все органы чувств. А создание собственных красителей для дизайна ткани схоже с тем, как это делает сама природа. В этом есть что-то настоящее и живое.
Я, например, вдохновляюсь японской культурой и прикладными искусствами. Это не только про красоту, но и про глубокие смыслы. Взять, например, кинцуги — реставрацию разбитых керамических изделий. Берется лак, туда добавляется порошок из золота, серебра или платины, чашка склеивается. Изделие становится крепче, а трещина лишь подчеркивает его долгий путь. Это как в жизни: нас укрепляют и формируют не самые позитивные события. Мы не идеальны так же, как прекрасная склеенная чашка.
Летние бархатцы и насыщенный желто-оранжевый паттерн на шелке
Как ты изменилась за время работы?
Я перфекционист, но всё же благодаря природе немножко меняюсь. Я остаюсь им в вопросах предпринимательства, но что касается творчества — допускаю несовершенное. Потому что работаю с натуральными материалами и вижу, что все формы разные: нет двух одинаковых шишек, и ты должен это принять. Со временем перемены происходят сами собой.
Бывают различные техники сжимания ткани, чтобы получить тот или иной паттерн. Здесь тоже велика доля случайности, но влияет и твое настроение. Ты можешь затянуть нить сильнее или слабее. Рисунок получается непредсказуемый — и в этом есть доля того, что нужно смиренно принять.
Расскажи про самые сложные свои проекты.
Однажды я работала над текстильным панно, и его необходимо было предварительно прошить определенным образом (как раз это и создает паттерн). Это довольно объемная работа: ты сделал вышивку на плоскости и только потом приступаешь к окрашиванию. Если что-то пойдет не так, то все твои сжимания ткани будут бесполезны, и, как только ты распустишь нити, уже не сможешь рисунок повторить. Сложно и волнительно, особенно если делаешь на заказ или работаешь с дорогой тканью.
Процесс создания паттерна из лепестков
Что помогает тебе продолжать? Стоит ли вообще заниматься искусством сегодня, в такое сложное время?
Мне нравится работать руками, делать что-то прикладное. Мной движет интерес. Та же программа в Индонезии — было любопытно посмотреть, во что это выльется.
Я своего рода первопроходец в натуральном окрашивании тканей. На территории постсоветского пространства похожих проектов я не встречала. И это — ответственность. Ты пытаешься и тестируешь гипотезы, и, хоть наше время нестабильное, люди всё же пробуют что-то делать, объединяются, коллаборируют. Так проще найти единомышленников.
Кто из международной индустрии вдохновляет тебя?
В основном это небольшие частные проекты. Например, мастера из Японии, которые в седьмом поколении занимаются натуральными красителями. У них нет красивых сайтов, вся информация — в стиле «Википедии». И вот ты сама переводишь скудный текст с японского на русский и пытаешься узнать что-то новое. Где-то мастер дал ссылку на книгу, ты ее нашла, скачала, закинула в переводчик. Приходится добывать информацию крупицами, но меня это тоже подстегивает и вдохновляет, потому что это возможность прикоснуться к знаниям такого великого мастера.
Естественно, я смотрю обзоры фэшн-индустрии, показы. Но вдохновение не всегда приходит из индустрии, это может быть кино, утренняя прогулка по городу, пока все спят, или обложка музыкального альбома.
Что касается арта, то мне очень нравится художник и архитектор Гарри Нуриев. Он выстроил карьеру в Америке, основал архитектурное бюро и запустил большие международные проекты. Концепции Гарри многогранны: он завязал всё в цифровой среде. Это могут быть арт-объекты в виде необычных стульев и кресел в диджитал-пространстве, среди которых спрятаны QR-коды, и при наведении появится VR-одежда, продолжающая весь концепт. Меня это очень вдохновляет! Можно создавать дизайн из натуральных красителей и сохранять эту хрупкую красоту в цифровых объектах искусства и даже в компьютерных играх.
Интерьерная визуализация панно Chuka
Новая страна — новые растения и минералы. Что насчет путешествий? Как изменилась эта часть твоей жизни?
Теперь для меня каждое путешествие — своего рода экспедиция. Беру с собой молоточки, баночки, скляночки, кирочку и собираю разноцветные камни, привожу в мастерскую. Когда зимой вокруг немного растений — самое время открыть шкаф с запасами. Это стало частью жизни. Мне очень хочется побывать в Японии и поработать с настоящим индиго (Темно-синее красящее вещество из сока тропического растения — индигоферы. — Прим. ред.). И еще в Новой Зеландии — там множество растений-эндемиков и разнообразные климатические зоны. Чувствую, однажды мой интерес приведет и туда.