Основоположник поп-арта и известный богемный тусовщик, Энди Уорхол с 1960-х по 1980-е определял жизнь Нью-Йорка в той же мере, в какой она влияла на него. Он тусовался в знаковых клубах - легендарных Studio 54 и Max Kansas City, делал рекламу для стильного ресторана Schrafft's - символа эпохи, галереи современного искусства получали репутацию передовых благодаря тому, что в них проходили его первые выставки, а Фабрика Уорхола определила жизнь города на десятилетие - вся богема стремилась бывать там.
Eastside Art Gallery
В 1964 году в галерее Upper East Side Gallery прошла выставка, которая стала поворотной точкой в карьере Уорхола. Она называлась «Американский супермаркет»: галерея была оформлена как типичный супермаркет в Америке, где все продукты на полках (консервные банки, упаковки, постеры на стенах) были сделаны специально для этой выставки шестью художниками зарождавшегося тогда поп-арта, в том числе Уорхолом. Картина банки супа Campbell’s стоила полторы тысячи долларов, а сами банки, расставленные на полках, можно было купить за 6 долларов – от обычных банок их отличало то, что на них были автографы Энди Уорхола.
Фабрика
Главным проектом и детищем Уорхола была, разумеется, его Фабрика - студия, которая изначально была снята для работы над картинами и фильмами, но постепенно превратилась в место тусовки всей модной богемы Нью-Йорка: моделей, амфетаминщиков и арт-персонажей, для которых идол поп-арта придумал расхожий теперь термин "superstars". Уорхол, руководствовавшийся идеей массового производства произведений искусства таким же образом, каким фабрики производят на конвейерах продукты для супермаркетов, подключал своих "суперзвезд" к процессу работы - именно поэтому студия и получила название фабрики.
Фабрика за 20 лет своего существования сменила 3 места. Первая небольшая студия находилась на пересечении 231 East street и 47th Street и рента за нее составляла всего 100 долларов в год.
В 1968-м Фабрика переехала на Union Square в многоэтажное Decker Building. Большинство фильмов Уорхола было снято именно в этой студии. Там же произошло знаменитое покушение на жизнь Уорхола: феминистка Валери Соланас, страстно желавшая быть одной из фабричных "суперзвезд", выстрелила в художника, после чего он всю оставшуюся жизнь вынужден был носить корсет. Студия находилась на 6-м этаже Decker Building, на который теперь можно посмотреть с Юнион-сквер.
Студия 54
Studio 54 была легендой с 1977 по 1980 гг.. Все самые модные, стильные и известные люди Нью-Йорка 1970-х тусовались там - Энди Уорхол, Лайза Минелли, Майкл Джексон, Ричард Гир и др. Фейсконтроль был очень жестким, а о том, что происходило внутри, ходили легенды: якобы с потолка клуба распылялся кокаин, барная стойка была украшена бриллиантами, а на темных балкончиках, оставшихся со времен, когда помещение клуба была театром, во время вечеринок происходили оргии - ВИЧ еще не был открыт. Но в 1980 г. раздолье кончилось: клуб был закрыт полицией, а его владельцы оказались в тюрьме.
В наше время здание на пересечении Бродвея и 54-й улицы снова превратили в театр, куда можно сходить на какой-нибудь популярный мюзикл.
Max Kansas City
Еще один легендаргный клуб Нью-Йорка 1960-70-хх гг. В отличие от Студии 54, этот клуб - не менее богемный - был менее разгульным. В Max Kansas City в конце 1960-х и начале 1970-х собирались музыканты, поэты, художники и скульпторы. Клуб был средоточием модной тогда глэм-рок сцены: Дэвид Боуи, Лу Рид, Игги Поп и The Velvet Underground выступали там каждую неделю. В 1970-м году приватную комнату в клубе снял Энди Уорхол, куда часто приходил со звездами своей Фабрики. В 1973-м звезда клуба закатилась - арт-тусовка перестала бывать в нем так часто, как раньше. С 1975-го клуб пережил вторую волну популярности, на этот раз за счет того, что там выступали The Ramones, Патти Смит и Blondie.
Сейчас в здании бывшего клуба находится неплохой корейский ресторан под названием Green Cafe.
Особняк Энди Уорхола
Домом Энди Уорхола был пятиэтажный особняк Мэдисон Авеню - классический нью-йоркский brownstone. В нем художник жил с бойфрендом Джедом Джонсоном, двумя таксами и двумя служанками. Интерьер дома представлял собой смесь имперской мебели XIX века, ковров индейцев навахо и украшений в стиле ар-деко. Дом находился в самом центре жизни Манхэттена: из него Уорхол мог в считанные минуты попасть на ужин к, скажем, Филлис Серф, муж-издатель которой в итоге выпустил книгу Andy Warhol's Index Book.
Church of St. Vincent Ferrer
Энди Уорхол происходил из семьи лемков - небольшого украинского этноса. Его отец и мать эмигрировали в Америку из Словакии, а настоящей фамилией знаменитого художника была Варгола. Энди Уорхол с детства ходил в православную церковь в Питтсбурге и не оставил эту привычку даже во взрослые годы, живя уже в Нью-Йорке. Художник регулярно посещал церковь Святого Винсента Феррера на Манхэттене - и хотя это католическая церковь, священники подтверждали, что неоднократно видели его крестящимся на православный манер справа налево. Уорхол никогда не участвовал в причастии и не исповедовался, но регулярно приходил посидеть на задних рядах церкви.
Скорее всего, St. Vincent Ferrer была выбрана им благодаря расположению на Манхэттене и тому, что это одна из самых красивых церквей в округе.
Памятник Энди Уорхолу
Фабрика Энди Уорхола переезжала несколько раз, и последним местом ее расположения был дом номер 860 на Бродвее - неподалеку от предыдущего расположения в Decker Building всё на той же Юнион-сквер. Благодаря верности этой площади, Уорхол получил в прессе прозвище "белая моль с Юнион-сквер". В 2011 году напротив третьего офиса Фабрики был установлен Andy Monument - скульптура Энди Уорхола, выкрашенная в серебряный цвет - его любимый, судя по тому что и стены своей Фабрики он затянул в серебряную фольгу.
Metropolitan Museum of Art
Будучи иллюстратором Vogue в начале своей карьеры, Энди Уорхол никогда не оставался в стороне от моды. Неудивительно, что при его буквальной многостаночности, художник, режиссер и скульптор попробовал себя и в качестве дизайнера. Известно одно из редких платьев, созданных Уорхолом: ткань на нем покрыта принтом символа Нью-Йорка - претцелем. Сейчас платье, как и знаменитая картина банки супа Campbell's находится в коллекции Метрополитэн-музея. А ступеньки самого музея были излюбленным местом Уорхола для фотосъемок.