Берлин: мекка стрит-арта

Берлин, Германия

11 мест
 
Анастасия Баженова

От нелегальных граффитчиков с баллончиками краски до всемирно известных художников, от вандалов до творцов, от злых надписей до потрясающих муралов – вот уже более 40 лет Берлин находит место для всех видов уличного искусства.

Многие работы давно стали достопримечательностями города наряду с Рейхстагом и Бранденбургскими воротами, и сейчас их можно найти в абсолютно любом стритарт-туре по Берлину. Но каждый год появляются уникальные и самобытные граффити, еще не успевшие засветиться во всех соцсетях.

О новых объектах, увидеть которые обязательно стоит всем любителям стрит-арта, рассказывает автор телеграм-канала о Берлине Travelclever Анастасия Баженова.

Bülowstraße – галерея и музей стрит-арта

Небольшая улица Bülowstraße в Шенеберге вполне подходит в качестве стартовой точки для тура по уличному искусству Берлина: здесь не только находится несколько важных работ, но и уже два года работает отличный бесплатный музей стрит-арта. На самом здании музея по адресу Bülowstraße 7 тоже расположен мурал, но какой именно будет в момент вашего посещения Берлина — сказать сложно, так как работы на фасаде меняются с завидной периодичностью.

Стрит-арт на Bülowstraße стал впервые появляться в 2013 году, и за шесть лет улица превратилась в настоящую галерею под открытым небом. Удивительно, но даже сейчас район вокруг Bülowstraße не всегда попадает в гиды по берлинскому стрит-арту. А зря, ведь посмотреть тут есть на что.

Например, на работы художников Findac (Bülowstraße 97), Rocket01 (Goebenstraße 2 ), Sokar Uno (Frobenstraße 27), Vhils (Potsdamer Straße 149), 1010 (Alvenslebenstraße 22).

Здесь же, в двух шагах друг от друга, находятся граффити Bicicleta Sem Freio (Steinmetzstraße 24) и Fafi (Steinmetzstraße 55), и, конечно, две работы легендарного Shepard Fairey. Первая – на углу Frobenstraße и Schwerinstraße. Вторая, выполненная в соавторстве с D Face, – на Bülowstraße 31/32).

К черту стены, рой туннели

При создании этого мурала, на котором изображены кролики-диггеры за работой, художники из британского дуэта Nomad Clan обратились к известной истории времен Берлинской стены.

Стена состояла не из одного бетонного барьера, а из двух, и в самых широких местах расстояние между ними доходило до 200 метров. Эта полоса называлась ничьей землей или полосой смерти из-за расположенных там мин и ловушек, препятствующих побегу. За те почти тридцать лет, что у людей не было доступа к этому участку земли, «ничья земля» превратилась в настоящий рай для флоры и фауны. Здесь прижилось около шестисот видов животных и растений, включая те, которые были под угрозой исчезновения.

А еще именно здесь нашли пристанище тысячи диких кроликов. Они рыли туннели, появляясь то в Западной, то в Восточной части города, и, как считается, служили напоминанием о свободе передвижения, в которой было отказано людям. После падения стены дома кроликов были разрушены, а им самим пришлось искать новые места обитания. Многие кролики погибли, так как пытались спрятаться от людей в ближайших зеленых островках и погибали там от голода, боясь покинуть свои убежища.

Слон, играющий с воздушным шариком

Работа ветерана стритарт-искусства Жадора Тонга (Jadore Tong) сразу обращает на себя внимание своими яркими цветами. Нарисованное в 2016 году граффити – часть триптиха, который опоясывает весь дом. На левой стене дома изображена гора Ама Даблам, в середине — слон с воздушным шариком, а справа — бескрайнее море. Эта работа, как и многие другие новые творения в Берлине, напоминает о важности сохранения планеты и о бережном отношении к природе. В Германии эта тема регулярно находит отражение в уличном искусстве.

Чтобы найти мурал, нужно обойти дом по Wilhelmstraße 7 и выйти на баскетбольную площадку. Именно оттуда лучше всего будет видно и слона, и воздушный шарик в форме Земли.

Налюбовавшись, не торопитесь уходить: на соседнем доме по адресу Wilhelmstraße 9 находятся сразу несколько интересных творений. В отличие от мирного слона, эти граффити напоминают о борьбе, промывании мозгов, протестах и столкновении с властью. Это и неудивительно: нарисованы они на одном из сохранившихся сквотов Берлина — доме Томми Вайсбекера, названного в честь участника леворадикального движения 2-го июня, который был застрелен полицией в 1972 году.

Мой дом, может, и не дворец

Немецкий творческий дуэт Herakut состоит из двух художников: Жасмин Сиддики (Hera) и Фалька Лемана (Akut). Совместные работы можно найти по всему миру, но в Берлине их ценят особенно: здесь Herakut рисуют регулярно. К тому же они постоянные участники берлинского проекта по развитию стритарта Urban Nation.

Стиль Herakut очень узнаваем: сказочные персонажи, необычные сцены, надписи. Свой подход к стрит-арту Herakut определяют не как протестный, а как гуманистический. Их граффити обращаются к темам взаимной поддержки, борьбы с социальными проблемами, благотворительности.

Мурал My Home Might Be No Palace посвящен Берлину — городу, в котором найдется место самым разным людям. Herakut воплотили в своей работе идею того, что этот город не дворец и здесь рады всем.

Будьте внимательны: работу на Luckauer Strasse 14 легко пропустить, даже если знать точный адрес. Она находится во дворе дома и с улицы практически не заметна. Двор открытый, поэтому зайти внутрь может каждый.

Веселый тукан

«То, что для одного — мусор, для другого — сокровище». Именно этой фразой руководствуется при создании работ португальский художник Bordalo II, прославившийся своей серией Trash Animals.

По задумке художника, Trash Animals должны привлекать внимание к проблемам переработки мусора: производство мусора, неперерабатываемые материалы, загрязнение окружающей среды и эффект, который это оказывает на природу.

При подготовке Бордало II собирает по городу шины, электрические приборы, металлические объекты (иногда даже целые автомобили), мусорные баки. Художник никогда не знает заранее, из каких элементов будут состоять его животные: это зависит от места, в котором он создает объект. После сборки работа обрабатывается спреем – и животное «оживает».

Берлину Бордало II подарил «Веселого тукана», расположившегося в районе Фридрихсхайн. Символично, что одним из «ингредиентов» стал целый брошенный кем-то велосипед — главный вид транспорта для многих берлинцев.

Нет такого понятия как плохая реклама

Французский художник MTO долгое время жил и работал в Берлине, поэтому решение пригласить его нарисовать один из муралов Берлинского стритарт-фестиваля было вполне логичным.

Для своей работы МТО получил стену в Фридрихсхайне, на которой, однако, уже была расположена большая реклама (на фото ее видно снизу справа). Вместо того чтобы избавиться от билборда, MTO решил использовать его в граффити и намекнуть на волнующую в последнее время многих художников коммерциализацию стрит-арта.

Впервые образ уличного художника с баллончиком краски MTO создал в 2008 году для одного проекта, который в итоге так и не воплотился в жизнь. За десять лет идея претерпела изменения: если тогда MTO видел в художниках движущую силу арт-революции, то сейчас он полагает, что стрит-арт превратился из андеграундной культуры в мейнстрим.

Граффити играют большую роль в облагораживании городов, особенно их бедных районов, и увеличении стоимости жилья. То, что раньше было способом выражения протеста и попыткой высказать свое недовольство, теперь, по мнению МТО, стало еще одним орудием капитализма и поводом запостить в Инстаграм красивую картинку.

Солнце садится в океан

Мурал южноафриканского художника Рики Ли Гордона находится немного в отдалении от основных точек стритарт-сцены, но он однозначно стоит того, чтобы до него добраться. В своих работах Гордон обращается к теме природы и взаимодействия животных и человека. Его граффити иногда больше похожи на классические картины, чем на объекты уличного искусства.

Работа Гордона называется «Солнце садится в океан» – по первой строчке написанного на рисунке небольшого стихотворения. В переводе это звучит так: «Солнце садится в океан. Поднимутся луна и приливы. Короли и замки будут смыты водой».

Рики Ли Гордон не предсказывает апокалипсис, а, наоборот, старается успокоить своего зрителя. Художник создал работу, которая дарит надежду на то, что природа возьмет свое и не погибнет от рук человека. Интерьер разрушенного дворца, залитого приглушенным солнечным светом, напоминает о довоенной архитектуре Берлина. А лошадь на первом плане олицетворяет жизнь после катастрофы.

Интересна также и техника, в которой выполнено граффити. Гордон давно отказался от традиционного баллончика с краской и рисует теперь только кисточкой. Так, по его словам, он может непосредственно чувствовать стену и контролировать процесс создания гораздо лучше.

Верь в собаку

Созданное в марте 2019 года лондонским художником Фанакапаном (Fanakapan) граффити уже успело привлечь к себе много внимания. Мурал-загадка, обманывающий зрителя, действительно поражает воображение. Когда видишь его впервые, то кажется, что предметы не нарисованы на стене, а существуют на самом деле. Это отличительный стиль Фанакапана: он создает ультрареалистичные рисунки, играет с отражением и зашифровывает себя в своей работе.

Тема граффити – наше взаимодействие с соцсетями. Снупи держит воздушный шарик, в котором отражается он сам, художник и окружающие дома с деревьями. При этом лицо художника закрыто смартфоном, которым он делает фотографию шарика, в котором же и отражается. В общем, все это немного напоминает стихотворение «Дом, который построил Джек».

С помощью этой работы Фанакапан хотел заставить зрителей подумать о том, кто же на кого смотрит и как меняется наше восприятие предмета в зависимости от того, смотрим ли мы на него в реальности или через камеру смартфона. Философские вопросы поданы с присущим художнику юмором. В его представлении в отражении смартфона мы уже не те, что на самом деле, но это не плохо и не хорошо, а просто факт.

Кстати, деревья и дома, отражающиеся в шарике, – не плод воображения Фанакапана, а настоящий район за домом, на котором нарисована работа. Такая техника только усиливает ощущение реальности шарика и отражений в нем.

Если бы стены могли говорить

В 2016 году был объявлен конкурс на создание эскиза для граффити на тему «Если бы стены могли говорить». Победитель получал небольшой денежный приз и возможность увидеть свою работу в исполнении творческого коллектива Die Dixons в большом формате, на стене недалеко от Bernauer Straße. На Bernauer Straße расположен мемориал Берлинской стены. На этой же улице она и находилась: дома стояли в Восточном Берлине, а тротуар – уже в Западном. Многие люди погибли, прыгая из окон в попытке оказаться в другом секторе.

Организаторы получили почти 400 работ из 60 стран. Победителем стал художник Маркус Хаас, приславший самый необычный проект. На эскизе был изображен сырой стейк, от которого отрезают небольшую часть. На ноже – надпись с датами возведения и падения Берлинской стены: Berlin 1961-1989. А если приглядеться, то становится заметно, что белые прожилки на мясе — это не случайный узор, а очертания города и его округов.

Вокруг мурала шло много обсуждений: кому-то сразу понравилось такое воплощение болезненной главы истории Берлина, кто-то возмущался слишком графичным изображением стейка. Но работа произвела такое впечатление, что вместо изначально отведенных ей трех месяцев она висит уже три года. Вероятно, в любой момент ее могут заменить, так что лучше поторопиться, чтобы успеть увидеть этот шедевр современного уличного искусства.

Дерево мира

Первое граффити – культовое ныне «Дерево мира» – появилось в Берлине в 1975 году. Его создал художник Бен Вагин, положивший начало берлинскому стрит-арту. Для самого автора эта работа не была случайной: деревья и природа для него – сила, которая преодолевает политические разногласия и человеческие недостатки. Позже появился монумент «Парламент деревьев» около Рейхстага, второе «Дерево мира» и 50 тысяч деревьев, посаженных лично Беном. Но он не забыл свою первую работу и заботился о ней на протяжении 40 лет.

В 2018 году к зданию, на котором нарисовано «Дерево мира», было решено пристроить еще один дом, так что самый первый мурал должен был исчезнуть безвозвратно. Тогда группа художников Weltbaum Crew с разрешения самого Бена решила в точности скопировать граффити уже в другом месте. Новое «Дерево…» выросло в небольшом дворике в районе Моабит.

Маленькие гиганты

В далеком от центра районе Райникендорф находится небольшой, но значимый уголок берлинского стрит-арта. Это обычный жилой квартал, где стены некоторых домов украшают творения художников из дуэта Herakut, а также Pixel Pancho, Borondo, Collin van der Sluijs & Mr. Super A, Fintan Magee, Hownosm и знаменитых London Police.

Последним пополнением этой коллекции стал удивительный мурал «Маленькие гиганты» каталонского граффитчика Кристиана Бланшера (Cristian Blanxer). Здесь сразу два сюжета, представленные словно фотоснимок с двойной экспозицией: счастливый беззаботный ребенок и молодая женщина, которая потерялась в большом городе.

Сам художник посвятил это произведение тому, что очень часто мы погружены в свои мысли, проблемы и телефоны, не замечая, что над головой у нас синее безоблачное небо. Достаточно оторваться и посмотреть наверх, чтобы понять, что не все так плохо, что существует спокойствие, тепло и надежда.

Сопоставляя лицо девочки и силуэт женщины, Бланшер намекает, что способность надеяться и смотреть на небо гораздо более присуща детям, нежели взрослым. Но при этом в голове ребенка уже зреют слова «мании», «гиганты» и «шутки».

Поделись
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2023. S7 Airlines Все пpава защищены