Эпизод V. Кто говорит с вечным

Художники Нальчика о своем искусстве

Эпизод V.  Кто говорит с вечным
7 минут
 

Искусство — это история о месте и времени, рассказанная от первого лица. Внимая произведениям прошлого — картинам, книгам, музыке, мы представляем другие эпохи. А о жизни здесь и сейчас можно узнать, взглянув на работы местных современных художников.

Содержание

  1. Милана Халилова и войлок
  2. Руслан Мазлоев и рогоз
  3. Руслан Цримов и философия

В новом городе постарайтесь отыскать камерную галерею или музей, загляните в мастерские. Присмотритесь, из чего художники создают свои работы, попробуйте понять, о чем они думают, что чувствуют и как делятся своими ощущениями — и это уже станет целым путешествием в чей-то мир, очень личным и захватывающим.

В одной мастерской тянет болотную песню рогоз, в другой — лицом к лицу таинственно дремлют десятки силуэтов, в третьей — войлок сплетается в личные женские переживания. Из-за книжных полок доносится запах крепкого кофе, а во дворе по вечерам собирают семейные концерты.

В этом материале мы исследуем, сколько глубины таится в небольших мастерских художников Нальчика.

Милана Халилова и войлок

Художественный мир Миланы Халиловой — узорчатый, орнаментальный, мягкий — заполняет реальность свободными формами и природными материалами. Художница обращается к войлоку как к первичной материи, правеществу. Традиционные адыгские мотивы Милана воплощает в актуальных формах современного искусства.

Картины и панно на стенах, подвешенные к потолку арт-объекты, эксперименты с формой, объемом, цветом и светом — в мастерской Миланы очень спокойно и даже по-детски волшебно, как в далеком воспоминании.

Ваше искусство очень уютное. Как с ним живется?

Я чувствую себя абсолютно счастливым человеком. С момента персональной выставки «Колыбельная», то есть всего лишь за последние полгода, я сделала большой шаг в понимании себя. Искусство дает ответы на вопросы о семье, близких, друзьях, происходящих событиях.

И какие мысли приходят после долгих часов кропотливой работы с войлоком? 

Развиваясь в ремесле, хочется наводить больше порядка и в жизни: быть внимательнее к людям, делам, отношениям. Хочется простым языком говорить о том, что делаешь. Максимально коротко и выразительно проговаривать идею, потому что кажется, такого как раз не хватает. 

Одна из проблем современного искусства — преодоление рамок, ограничений и формальностей. Как вывести художественные процессы за пределы стерильных галерей, как встроить арт-дискурс в повседневность, а не имитировать реальность?

Чтобы ответить на эти вопросы, Милана решила на время превратить свой двор в галерею современного искусства — так родился проект «Там, где хорошо человеку». Вместе с единомышленниками художница организовала музыкальные выступления, события для свободного общения, мастер-классы по ремеслам и местной кулинарии. Еще установили инсталляцию из рогоза и других материалов. Так Милане удалось показать, что пространством искусства и общения может быть любое место, где человеку хорошо. А диалог должен выстраиваться не по иерархическим принципам, а горизонтально между людьми.

Расскажите о проекте «Там, где хорошо человеку»?

Это моя рефлексия о внешнем мире. Ощущаю, что жизнь обесценилась, стала какой-то разовой, как пластик, поиспользовали-выкинули. И настолько мы к этому привыкли. А если пустотность и до моего дома доберется? Повторяешь себе: «Это всё не по-настоящему. Можно перезагрузить и начать сначала». Но ничего ты сначала не начнешь».

Что мы упускаем? Копаясь в настоящем, я думаю: «Какие-то фундаментальные смыслы надо еще раз проговорить, прорисовать, прокричать». 

Что человека делает человеком? В чем заключается человечность?

В связях, в безопасности. Безопасность — это дом; дом — это семья, близкие, то, чем ты наполняешь эти связи. Исходя из этого, я выбрала родной двор как самое подходящее пространство для выставки. 

Фото: Максим Керженцев

Сквозь весь двор я подвесила камыши. Они мерно качались на ветру, шептались о чем-то. Так я продолжила нашу с Русланом Мазлоевым инсталляцию «Звонок другу». Она про коммуникацию людей. Какими бы напряженными гости ни приходили, минут через 30—40 все расслаблялись. Инсталляция из природных материалов приносила тот самый покой. Вот это я и объяснила во фразе «Там, где хорошо человеку».

Люди, когда проходят через камыш, как будто бы разблокируются. Касания, звуки, запахи, интимность — все это раскрепощает.

Тактильность — для вас что-то особенное?

Мои материалы — рогоз, шерсть — естественные. Конечно, опыт взаимодействия с ними — это всегда про трогать, ощущать. С шерстью работать сложно, она требует усердия, но в то же время она теплая и словно цепляет тебя, притягивает. Я чувствую этот материал больше, чем масло, рисунок, графику или ту же анимацию. Чем больше я углубляюсь в шерсть, тем лучше ее понимаю. Как с человеком. 

Фото: Максим Керженцев

Долго я боялась, что не смогу делать большие форматы из шерсти. Начинала с сидушек, сумочек, подстаканников. И все это время не могла назвать себя художником: мне казалось, для этого нужно через многое пройти. Но дело в другом. Ты сам выбираешь, кто ты.

Одна из моих первых работ с шерстью — серия полотен о богине Древо Жыг Гуащэ, вдохновленная адыгской мифологией. Я взяла образ богини за основу, прорисовала разными графическими способами: в линиях считываются женские формы, на ногах и руках разветвления, похожие на корни. Богиня мудра и всезнающа, видит мир целостно. Войлок соединил мое глубоко персональное и народное, безавторское искусство. 

Руслан Мазлоев и рогоз

Руслан собирает листья рогоза и высушивает их, получая материал для своих работ. Изучая природные процессы и развивая их ритмы в абстрактных образах, он продолжает одно из самых древних ремесел. Художник воплощает ту визуально-смысловую культуру, о которой писал Казимир Малевич: «она продолжает движение жизни», «растет лесом, горою», позволяя художнику выявлять ее «тело», «организм», «мировые растения».

Циновка, важный предмет быта народов Кавказа, в методе Руслана Мазлоева приобретает новые формы и становится невыразимым, непостижимым образом народной культуры.

Мы ничего не знаем о болотной траве. Как с ней работать?

Рогоз, как и все живое, меняется в зависимости от времени года. В разных работах я использую краски разных сезонов. Оттенки коричневого собираются осенью, зеленые — весной. Иногда использую натуральные красители — всем известную луковую кожуру, например. Подготовленный рогоз разрезается и варится примерно 10 часов. А вот этот я закапывал в болото, и в зависимости от грунта получался тот или иной цвет: ядерный черный — из самых глубин, я добавил кожуру ореха, чтобы рогоз пропитался йодом. Еще вы можете уловить характерный запах земли. 

О чем говорят ваши объекты? Удивительным образом ты что-то чувствуешь по отношению к ним, хоть они и не несут конкретного образа, но совершенно точно ощущаются живыми. Как это происходит?

Это в основном мои представления, связанные с божествами (бог земли, бог воды, бог леса). Всё, что я создаю, связано с природой: когда собираю материал, на болоте встречается столько интересных существ, столько интересных форм! Когда ты вытаскиваешь рогоз, видишь корневую систему растений, как может не появиться идея? Когда ты видишь обрывы, на которых животные и птицы вьют гнезда, как ты можешь на это не обращать внимания? Всё это и становится источником моих работ. Ничего не придумывается — я лишь повторяю, что вижу.

Вы ходите на болота в одиночку?

Абсолютно один, потому что сбор материала — это непростой и небезопасный процесс. Очень много змей встречается, ядовитых и неядовитых, пауков. Редко кто захочет поехать на болото, понимаете? Я просто уже привык, знаю, как обращаться с животными, но как я могу рисковать человеком, который не знает? Поэтому всё, что я делаю, я делаю абсолютно один — от начала и до конца.

В одном из интервью вы упомянули, что порой вас окутывает тревога. Что это за чувство? 

Ощущение законченности произведения — именно оно не дает мне покоя. Это необъяснимо. Идей очень много, всё хочется попробовать и увидеть результат. Я постоянно ищу новый подход к материалу, ведь всё, что я делаю, — этого еще не было совершенно нигде. Конечный результат непредсказуем, ведь его диктует материал. Из этой мастерской за последние три года ушло 240 работ.

Было такое, что я мог закончить работу и после сжечь ее, уничтожить. Но обязательно какой-то результат должен быть. Не хочу себя приучать к тому, чтобы я что-то не заканчивал, не доделывал. Пускай я буду мучиться, пускай я буду мучить этот материал, но произведение нужно довести до конца.

Руслан Цримов и философия

Работы Руслана — яркое философское размышление, глубокое и самобытное. Первоначальная идея, духовный импульс, светлое и трагичное соединяются в кисти неравнодушного художника. Всю жизнь он заглядывает в закоулки реальности и передает ощущения «потусторонних» миров, эмоционально работая с цветом и линией.

Сегодня мастер размышляет о необходимом переходе к новому этапу, когда все актуальное теряет свою значимость. 

Руслан, вы живете в Нальчике и распространяете андеграундное, весьма альтернативное визуальное мышление. Вы понимаете важность этой роли вдали от столиц? 

Для меня на уровне ощущений есть правда искусства: когда вещь создают без того, чтобы кого-то дурить или ублажать, или удивлять. Важнее, когда искусство само по себе, его идея или духовность говорят через работы. Правда искусства не связана с чьим-то интересом.

Идут толки о том, что сегодня уже все сказано, какое-то абсолютное отсутствие смыслов, а вот вы говорите, что смыслов как раз таки очень много. Так о чем сегодняшний контекст для художников в России? Какие у них могут быть темы?

Из-за технологий время течет гораздо быстрее, чем можно было себе представить. Успеть за информацией, понять, что происходит, оценить это, придать какое-то значение, сделать знаком, символом и утвердить сегодня практически невозможно. Настолько всё быстро. Ты только успеваешь что-то сказать, выразить свою концепцию — а зритель уже в другом состоянии, в другом времени. И технологии здесь играют, конечно, не последнюю роль.

Очень сложно сказать, что надо делать современному художнику, но мне кажется, это все-таки должно быть связано с технологиями и с человеком вообще. Мутации в нашем характере и природе, которые раньше длились тысячелетиями, теперь происходят очень быстро и сильно меняют нас: тот, кто был вчера, сегодня уже не тот. Сказать, что человек — это определенные характеристики, тот же хомо сапиенс, — сложно, все точки сдвинуты, конфигурации не работают.

Человек находится в таких областях, в таких ситуациях, что всё настолько сложно стало. Быть человеком представлялось просто и гордо, но теперь этого нет. Время меняющегося человека. Думаю, на каком-то этапе и это стабилизируется и тогда будет, скорее всего, ясно, что же произошло. Но боюсь, такие, как я, не доживут до этого.

Правильно понимаю, вы не думаете, что панацеей может быть возвращение к тому, чем человек являлся ранее?

Нет, возвращения не будет никакого. Во всех смыслах возвращения не будет, это всегда что-то новое. Возвращения вообще не бывает, никогда. Конечно, воспоминание может остаться, привкус того, что человек был человеком. Мы же не знаем, что чувствовали неандертальцы или кроманьонцы 80 000 лет назад. Это будет совершенно другое существо. Я так думаю. Может быть, ошибаюсь.

На ваших полотнах очень разная оптика, сквозь которую вы рассматриваете человека и какие-то присущие нашей жизни состояния — материнство, например, что-то исключительно женское или просто человеческое. Как вы понимаете природу жизни? 

Чем больше различных взглядов на объект, тем больше ты можешь его высветить. То, что я делаю сейчас, — это несколько серий, которые включают различные стили, течения, школы, какие только возможны. Они составляют мое сознание, те же кубизм или фовизм. Принимая их, точно так же, как и реализм, ты принимаешь, что рисуешь нечто похожее или наоборот. Принимая все «измы», как бы делаешь объект стереоскопически видимым.

Но к этому я пришел несознательно, хотя чувствовал, нужно что-то менять. Когда я только начинал работать, как и любой художник, стремясь стать узнаваемым, найти свое лицо, осознанно или неосознанно отбрасывал многие вещи, которые мне нравились, но не подходили для публики.

Когда я понял, что отброшенное — это такие же равноценные, если не большей ценности вещи, это какой-то кошмар был, для меня это оказалось совершенно неприемлемым. Когда я стал узнаваемым и начал повторять самого себя, наступил кризис, который привел меня к тому, о чем я говорю. Множество взглядов на какой-то архетип, что позволяет ему раскрываться другими гранями.

Жизнь не стала понятна, она стала безграничной. Те очертания, которые раньше были ясны, взять то же самое материнство, усложнились. Ведь есть такие существа, которые не рождаются, а вылупляются, просто делятся, как простейшие. На Земле существуют разные формы материнства, а что происходит за ее пределами? Этого мы, может быть, никогда не узнаем.

От философии к повседневности. Вы живете в Нальчике, городе, территориально далеком от крупных культурных институций. Это не мешает оставаться в контексте современного искусства?

Мое любимое выражение: «Не потому что, а наперекор». Искусство не может просто появиться в одном лице или в двух лицах, это вещь, которая берет начало в сознании многих людей. Художник не может появиться просто потому, что он хочет рисовать. Это целая система, о которой сейчас сложно говорить.

Но с другой стороны, мир технологий уравнивает шансы. Уже не обязательно жить в большом городе, центре искусства, интернет дарит шанс всем художникам на Земле. Ты можешь где-то в Антарктиде сидеть и быть в контексте того, что творится в Лондоне. Нальчик — тоже одна из таких точек. У нас вырастает молодежь, которая в контексте того, что происходит в мире и в мире искусства, и делает что-то в этом направлении, позиционирует себя.

Это поколение совершенно новое, надежда только на них. Будущее — это они, потому что наше поколение сломано советским прошлым. У меня от советского прошлого такой ужас, как будто в безвоздушном пространстве сидишь и никакой возможности говорить и что-то делать не имеешь. Я что-то делал все равно, барахтался. То время словами не выразить, я не хотел бы вернуться туда.

Свобода — вещь тяжелая?

Нет, свобода — это очень личное! Человек может всю жизнь находиться в тюрьме и быть свободным, если он так себя ощущает. Всё зависит от мысли и настроя на жизнь. Где кончается свобода? По каким признакам человека можно назвать свободным? Это всегда очень относительно, есть какие-то очень приблизительные слова. Счастливый человек — то же самое для меня. Эти вещи существуют, но о них разговаривать однобоко, односложно, уравнивая со всеми остальными понятиями, невозможно. Я за свободу, особенно внутри себя.

Поделись
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Говори со мной

Специальный проект media.s7.ru

 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены