Бренд уличной одежды Boomzi создали три неравнодушных чеченца: находясь в разных точках планеты, парни онлайн обсуждали, чем могут быть полезны родному региону. Мы поймали ребят в окрестностях Грозного на съемках новой коллекции и поговорили с Кунтой, сооснователем и арт-директором бренда, о работе с традиционным контекстом, сообществе и путешествиях по Чечне.
Помнишь ключевые события в жизни бренда? Когда пошел отклик?
Отклик случился моментально! А началось всё с интернет-знакомства: мы, три сооснователя, жили в разных городах, общались, обсуждали то-се. Кто в Европе, кто в Москве, я — в Чечне. Всё время думаю, что наша история иллюстрирует три пути чеченского народа, три современных архетипа: остаться дома, уехать, но куда-то поближе или уехать совсем далеко.
Как и большинство из нас, мы всегда, о чем бы ни шла речь, переживаем за нашу республику, за наш народ, за наших людей. Поэтому, если появляются амбиции, бизнес-проекты или творческие идеи, мы стремимся работать с нашим контекстом, чтобы поднять имидж республики, насколько это возможно. Пусть даже на уровне двора или улицы. Если человек обеспеченный, он вложится в свое родовое село или город, построит мечеть или сделает дорогу, а может, предприятие или просто склад. Личный вклад, сопереживание — это что-то близкое для нашего общества.
Людям важно идентифицировать себя в другом обществе, даже дома некоторые подписывают свои тайпы: мол, я из такого-то рода. Вот мы и задумались: как бы сделать так, чтобы люди не ходили в колхозных футболках с надписью «чеченец» по Москве или Европе, но при этом выделялись?
Мы никогда прежде не занимались одеждой, но занимались дизайном и искусством в разной степени. Объединились вокруг идеи, зашевелились — так появилась наша первая партия футболок, по-моему, штук 50. Моментально получили хороший отклик и поняли — мы выбрали правильный путь.
Пробовали с кем-то коллабиться?
Да! Один из классных этапов Boomzi — сотрудничество с чеченским художником Рустамом Яхихановым. Вместе мы сделали несколько коллекций: начали с национальных мотивов, работали с образами кавказских героев, которые до сих пор остались очень яркими в памяти нашего народа. Истории об их подвигах и жизни передаются из поколения в поколение. Не зная их лиц, мы подошли к визуалу минималистично, и получился свой стиль, в этом была какая-то прелесть.
Ты упомянул о небезразличии чеченцев друг к другу и не раз говорил «наши люди». Откуда это идет? Почему «мы», а не «я»?
Может, индивидуалистическая модель скоро появится, может, сейчас закладываются зерна для ее появления. Но если заглянуть в историю, станет ясно, что мы не можем себе такого позволить. Достаточно только вспомнить, с какими сложностями чеченцы сталкивались за два-три последних века. Когда испытываешь колоссальные вызовы, когда нужно бороться за себя и свою свободу, когда появляются трудности — это не про индивидуализм. Нужно объединяться. История научила нас думать о своих, помогать друг другу. Бывает, в российском городе случайно встретятся два чеченца: даже если они не знакомы, они подойдут и поздороваются. А на прощание скажут: «Если тебе нужна хоть какая-то помощь, то я есть». И чем дальше мы от родины, тем сильнее эта связь проявляется.
Кажется, представителям новой волны сложнее работать с прошлым: может возникнуть страх в этом погрязнуть, а хочется чего-то свежего, больше проявить себя здесь и сейчас. Но вам удается работать с архаикой современно. Расскажи, как вы к этому пришли?
Честно говоря, я сильно чувствую эти рамки. Но новые идеи все равно возникают, в том числе и такие, что не вписываются в дух бренда. В стремлении к экспериментам можно сделать что-то поменьше, что-то свое, пробовать другие идеи вне основной линии, а потом миксовать. Это сложная игра: гармонично вписываться и в старое, и в новое. Думаю, это дело вкуса. В начале пути я всё время настраивал себя в духе: «Думай о Boomzi, думай о Boomzi», — где бы я ни был, чтобы брейнсторминг происходил постоянно.
За названием Boomzi — личные воспоминания Кунты:
Когда мы решили, что создаем бренд, меня внезапно вдохновила моя бабушка. В детстве она покупала мне «бумзи коч» — так у нас назывались теплые рубашки с начесом. Это воспоминание хранилось где-то в подсознании и в нужный момент всплыло. Так вот, бумзи — чеченский вариант слова, которое на русском языке звучит как бумазея — плотная ткань из хлопковой пряжи, обязательно с начесом.
Где в Чечне тебе хорошо? Где легко дышится?
Когда уезжаем в горы, мы чувствуем себя по кайфу. (Улыбается.) Это определенная связь, ведь мы горцы по натуре. Среди вершин неважно, какие сложности, трудности. Приехать в Чечню и не включить в свой маршрут горы — считай, зря приехал. Посмотрите села Итум-Кали и Шарой, Мертвый город Цой-Педе, озеро Кезенойам.
Я бы порекомендовал всем туристам, которые приезжают в Грозный, постараться с кем-то познакомиться и подружиться. Когда ты не просто походил и уехал, а бросил якорь и оставил знакомство, то оно зачастую оказывается крепким. На пути в Чечню настройте себя: «Если получится, я бы затусил с кем-нибудь из местных», и это будет абсолютно другое путешествие, другая история, и поверьте, эта история растянется на года. Если в Чечню, то в горы. Если в Грозный, то чтобы с кем-то подружиться.
Ты арт-директор, эта должность требует смотреть на ситуацию с разных точек. Как воспитать в себе альтернативное мышление?
Люди любят копировать. Погоня за практичностью порой доходит до абсурда: мы перестаем придумывать что-то принципиально новое, просто копируем готовенькое. Часто это насаживают с детства: «Делай как все». Нужно стараться эти позывы гасить, не вскармливать. Многое зависит от воспитания. Если не навешивать ярлыки, а поддерживать развитие самости, это поможет человеку в дальнейшем найти себя и думать иначе.
Говори со мной
Специальный проект media.s7.ru
Gate 7 — ваши истории здесь
Делитесь опытом путешествий и получайте мили S7 Priority