Якутское общество, как многие народы, издревле поделено на касты. Кузнецы, шаманы, алгысчыты, олонхосуты, воины, тыгыны. Особое место занимают творческие люди. Они различают то, что не дано обывателю. Увидев, они претворяют это в жизнь и тогда фантазия становится реальностью.
Николай Чоччасов сочетает в себе мощь богатыря, говорливость олонхосута, силу кузнеца, улыбку чеширского кота и безграничное творчество. Он как якутский исполин. Высок, красив, силён. Глядя на Колю, представляешь себе древних предков, облаченных в латы, с такими же мощными, покрытыми густой шерстью и латами якутскими лошадьми. «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы», — как бы сверху вниз обращается Чоччас Уус.
Кажется, что этот молодой человек живет по соседству
Есть ли вокруг нас сейчас такие богатыри?
И образы его работ выглядывают из олонхо, но так реалистично, как будто живут по соседству. Художник всегда философ. Но каждый прочитывает философию автора по-своему. Кто-то видит двуглавого орла Өксөкү, прячущего вторую голову, кто-то — новый мир, приходящий с рождением жеребёнка Дьөһөгөй, покидающего материнскую плаценту. Одни из самых умных хищников — волки с читаемыми мистическими узорами на теле.
А я вижу безграничное чувство молодого человека, прикрывающего своим крылом хрупкую Любовь. Нежность. Заботу. Слияние. Но особенно мне близка работа, в которой чувствуется улыбка Николая. «Кентавр». Тонкий юмор самодостаточного человека. А знаете, как Коля переводит на якутский это название? Кентавр — кини таабырын. Он загадка! Это просто великолепно!
В каждой скульптуре Николая чувствуется мощь природы и мощь истории народа
Нежность. Забота. Любовь
«Скульптура уже 2000 лет практически не меняется. Да, есть какие-то новые методы изготовления, новые технологии, но они не сильно отличаются от тех, которые были 1,5-2 тысячи лет назад. Мы лепим из той же глины, из того же воска, отливаем в тот же металл». Николай Чоччасов