Суровый климат Якутии предполагает тщательный подход в выборе одежды. Требования жёсткие и почти безальтернативные. Выходя на улицу в минус пятьдесят, ты должен быть уверен в себе, чувствовать себя комфортно, не замерзать, оставаться подвижным и внимательным.
При этом надёжная защита от холода прямо пропорциональна весу изделия. То есть, чем тяжелее одежда, тем она теплее. Вспомним крытые кирзой цигейковые куртки. Какие же они были неподъемные. Не чета нынешним пуховикам. Или нынешняя мода на многослойность. При этом, если верхнюю одежду научились шить из относительно лёгких материалов, то обувь — нет. А ведь ноги, в частности, стопы, — ключ к здоровью организма. Современные new ботинки с обозначением «до -40°С» все как на подбор тяжелые, не гнущиеся, скользкие.
Посему я восхищён идеальным решением вопроса предками! Удобнее, чем якутские этэрбэс, для Севера нет. Теплота, удобство, лёгкость. В прошлом веке встретились на поймах рек Лена, Вилюй, Алдан унты автохтонных народов с русскими валенками, и родилась у них современная якутская обувь. От северных родителей достались оленьи камусы и украшения билэ, а русские корни дали плотную войлочную подошву. Ныне роднятся монгольско-бурятская кожа, среднеазиатская овчина и китайский синтетический войлок.
Классе в пятом я носил ортодоксальные жеребячьи ботинки. У кого такие были? Лохматые, рыжие, чрезмерно тёплые. Нижняя часть тела выглядела, как ноги жеребёнка в отутюженных школьных брюках. Только копыт не хватало. Я и сам был резвый, худенький жеребёнок. А сейчас — упитанный, низкорослый потомок северных коневодов. В отличии от обуви маркетплейсов, якутские унты не теряют необходимых свойств со временем. Да, они стареют. Надо сказать, бережливый бог Үрүҥ Аар Тойон придал якутским ногам легкий изгиб, чтобы мех не стирался при соприкосновении со своей же парой. Ошибочно думать, что это кривизна ног, нас такими придумал Бог! Войлок на подошве слегка истирается, это лечится переподшиванием подошвы.
Но унты, сколь они бы не были стары, всё равно греют. Они такие же удобные. Даже приятнее, чем при покупке. Ежегодная встреча с унтами происходит в ноябре. Она как тёплая встреча двух друзей. Твои конечности и унты обнимают друг друга. Чувствуют взаимное тепло. Согревают. Нога входит в унты и ощущает себя дома. Тебя здесь помнят. Все внутренние изгибы повторяют индивидуальность стопы. Каждая ямочка, фигурная анатомическая извилина отражается в форме унтов. Они улыбаются при встрече. Невозможно представить якутскую красавицу без якутских унтов. Они нежно обнимают и обволакивают щиколотки, сохраняя, а порой добавляя красоты и изящества.
Мужским ногам унты дают уверенность в себе, повышают статус хозяина. Некоторым добавляют роста и политического веса. Всю зиму изо дня в день унты берегут ноги от заболеваний и простуд. Придают скорости в погоне за уходящим автобусом и пролетающей мимо жизнью. Не дают сопреть ногам в помещении и автотранспорте. Дышат. А как они принимают внешнюю форму наших ног? Это же полное отражение! Если унтам северянина придать походку, невозможно будет различить с хозяином. А как они обижаются на нас, когда мы долго их не носим? Сохнут без любви. Разрываются по швам. Теряют физическую форму. Правда, как и мы, ненавидят чрезмерную любовь. Например, когда их сушат у батареи. А как они, словно повторяя за нами, устают от зимы? Прямо падают с ног в конце февраля, начале марта. Не стоят смирно, как осенью, а устало изогнувшись, лежат в прихожей, как верный хозяину пёс. Устало глядя прямо в глаза хозяину: «Если надо, мы, конечно, выйдем с тобой в эти минус пятьдесят, в этот ужасный туман, где нет ни солнца, ни неба, но может, стоит провести время дома? У телевизора? Или с книжкой, завернувшись в мохеровый плед? В тонких летних тапочках?»
В моём краю всё имеет душу. Даже обувь.