Монголия стала моей 53-й посещённой страной, а попала я сюда довольно необычным для себя способом: не прилетела на самолёте, а приехала на машине. Эта страна всегда казалась мне экзотикой — добираться долго и сложно, язык необычный и непопулярный, места дикие! Были сомнения и опасения, но в реальности Улан-Батор оказался очень классным местом, с множеством положительных моментов!
Итак, границу мы пересекли на автомобиле в пункте пропуска Кяхта. С собой можно взять канистру с десятью литрами бензина, что мы и сделали. Но это не пригодилось — так и провозили канистру два дня с собой. От границы до Улан-Батора ехали долго (350 километров через степь и редкие населённые пункты, заняло 6 часов). Дорога преимущественно хорошая, асфальт. Вокруг бескрайняя степь, яки, коровы, лошади, юрты…
Улан-Батор оказался оазисом посреди степи. Первое впечатление от монгольской столицы: небоскрёбы, город-стройка! Заселились в забронированную накануне квартиру в новостройке. Качество строительства вызывает вопросы, но размах впечатляет. Улан-Батор активно застраивается во всех направлениях.
Вторым впечатлением от города стала хаотичность дорожного движения и полнейший бардак на дорогах. Водить в Улан-Баторе очень сложно. Машин слишком много, место для парковки в центре найти просто невозможно. Один раз мы крутились по нескольким кварталам аж 50 минут в надежде припарковаться хоть где-то. Получилось с трудом. Местные паркуют машины в два, в три ряда, блокируют другие автомобили, ставят на проезжую часть. А при езде постоянно сигналят! Эти громкие звуки клаксонов будут преследовать вас постоянно в Улан-Баторе. Создалось впечатление, что здесь сигналят просто так, даже без необходимости. Самая популярная машина в Улан-Баторе — Тойота Приус. Они везде!
Улан-Батор неудобен не только автомобилистам, но и пешеходам. Переходить оживлённую улицу очень сложно, вас не будут пропускать, а сигналить будут. Рядом со школами или у очень оживлённых центральных мест стоят регулировщики — светофоры в Улан-Баторе не выполняют своих функций. На одном переходе может стоять и два регулировщика.
Третье впечатление от города — конечно же, необычная еда. Заведения, в основном, азиатской кухни: китайская, корейская, ну и разумеется, монгольская. Европейской кухни очень мало. А там, где написано «европейская кухня» — не факт, что это будет она. Кофеен в европейском понимании тут тоже нет, а выбор кофейных напитков невелик. Мы обошли с десяток кофеен (сетевые Tom and Toms Coffee, Coffee Bene, Coffee Bean и много местных одиночных заведений), но нигде мы не нашли таких напитков как, например, раф или флэт уайт. И совсем нигде нет альтернативного молока — так что, если у вас непереносимость лактозы или вы хотите напиток на кокосовом или, скажем, миндальном молоке, в Монголии такого вы не найдёте. При этом в супермаркетах альтернативное молоко есть. Я сфотографировала упаковку безлактозного молока и показывала фотографию бариста в кофейнях, но абсолютно все качали головами и говорили, что у них такого нет, только обычное коровье.
Коммуникация — это отдельное впечатление о Монголии. В Улан-Баторе русского языка мы не встретили вовсе (в приграничных областях говорят и понимают чуть чаще), а с английским языком у персонала не всегда хорошо, поэтому возможны трудности в коммуникации. Первым делом заходя в монгольское заведение мы спрашивали, говорят ли они по-английски. В восьми из 10 случаев нам отвечали, что не говорят. Одна девушка сказала, что говорит, но после первого же вопроса опять появилось недопонимание и вместо green tea without milk нам сделали чёрный чай с молоком. Кстати, о чае и молоке. Монголы пьют чай с молоком всегда. Зачастую невозможно взять просто черный чай, он у них уже сразу с молоком.
Больше всего нам понравился ресторан Modern Nomads. Ожидание блюд было очень долгим, но это того стоило. Кстати, там есть и русское меню (но персонал по-русски не говорит). Также один раз мы поели придорожную монгольскую кухню, коммуницировали жестами. Было очень вкусно и ничего плохого с нами не произошло.
Бензин в Монголии дорогой. На местной заправке заправлялись всего один раз, без последствий для машины.
Дороги, на удивление, оказались неплохие. А если сравнивать с нашим Забайкальем или Приморьем, так и вообще отличный в Монголии асфальт (там, где он есть, конечно). Как говорится, в Монголии «нет дорог, но есть направления» — когда заканчивается асфальт, начинается степь.
Ночью по монгольской трассе нужно ехать очень осторожно, потому что часто прямо на середине дороги возникают лошади. Несколько лошадей могут стоять прямо по центру пути, и в темноте их не видно.
Обратно в Улан-Удэ мы ехали так же через Кяхту. Границу проходить хоть и муторно (на обратном пути стояли четыре часа), но Монголия того стоит! Нам так понравилось, что через некоторое время мы опять съездили в Монголию, уже в другую её часть, через другое КПП (из Иркутска в Ханх через Монды), о чём я писала в предыдущей статье.
Монголия очаровывает и вызывает стойкое желание приехать туда ещё раз!
Кяхта: город на границе с Монголией.
Монгольские тугрики. Поменять можно прямо на границе, курс обмена на границе был выгоднее, чем в обменниках Улан-Батора.
Город Сухэ-Батор, по пути от границы к Улан-Батору.
Монголия в сентябре: дорога в Улан-Батор.
Улан-Батор: строящиеся жилые кварталы.
Съёмная квартира в Улан-Баторе.
Улан-Батор: вид из окна.
Улан-Батор, улица в честь корейского города Сеул. Многое на корейском языке.
Улан-Батор.
Улан-Батор.
Обычная остановка в центре Улан-Батора вечером.
Улан-Батор, супермаркет.
Улицы Улан-Батора.
Улан-Батор, главная площадь.
Улан-Батор.
Монгольская кухня.
Монгольская кухня.
Кафе в Улан-Баторе.
Меню в монгольском кафе.