Мы с мужем путешествуем самостоятельно с 2007 года. Я еще помню обычные авиакассы и билеты, похожие на книжечки. За столько лет мы набили много шишек и получили много ценного опыта, которым хотим поделиться с вами.
Итак, главное правило — прежде чем купить дешевый авиабилет, проверьте его на скрытые расходы.
Багаж
Первым делом я всегда проверяю, включен ли багаж, и сколько именно там килограммов. Багажом, или местом багажа, авиакомпании называют чемодан, который сдается при регистрации и летит отдельно от вас в багажном отделении самолета.
Билеты без багажа стоят дешевле и привлекают внимание. Можно в пылу радости купить такой билет, а потом обнаружить, что без доплаты получится взять с собой только рюкзак 30×40 см и горько разочароваться. Поэтому семь раз проверь, один раз купи.
Ручная кладь
Если место багажа не предусмотрено, остается еще ручная кладь. Это то, что можно взять с собой в самолет. Ручная кладь обычно ограничена по весу и габаритам. Например, не больше 10 кг или не больше 55×40 см. И лучше потратить лишних десять минут на тщательное изучение билета на сайте, чем выяснить в аэропорту, что сумка 50×50 см уже считается багажом, за который нужно доплачивать.
Для измерения габаритов багажа у стойки регистрации стоит специальный калибратор — железный ящик определенного размера, в который нужно поставить сумку. И если запихнуть сумку не удалось, значит, габариты больше, чем разрешено.
Время вылета
На первый взгляд, кажется, что ранний вылет вам только на руку. Рано прилетел, и у тебя весь день впереди. На практике вылет до 9 утра — это:
- Очень ранний подъем. Если вылет в 9, то в аэропорту вам нужно быть в 7. До аэропорта ехать в среднем час, значит вставать вам придется около 5 утра. Потом перелет, ориентация на незнакомой местности, смена часового пояса. И да, вы прилетели рано и можете сразу пойти гулять, но вот будет ли это вам в радость, большой вопрос.
Лично для меня ранний вылет, наоборот, означает потерянный день, а вот прилететь вечером и лечь спать по местному времени — идеально. Особенно при большой разнице во времени.
- Поездка на такси. Если в 7 утра нужно быть уже в аэропорту, то городской транспорт отпадает. И либо вас отвозит кто-то из семьи, либо вы берете такси, и дешевый билет перестает быть дешевым.
- Ранее заселение. Стандартное время заселения в гостиницы и апартаменты — это 2 часа дня. Если вы приехали в 7 утра, отель может пойти вам навстречу и заселить вас раньше, но никаких гарантий тут нет. Может не быть свободных номеров, или администрация отеля разрешает ранний check-in только за доплату.
Кафе, торговые центры и музеи открываются в 9–10 часов. Гулять с чемоданом после бессонной ночи и перелета — удовольствие на любителя. Пару раз мы оставляли багаж в камере хранения на вокзале. Но свободных ячеек может не оказаться, а цена на хранение сделает ваш дешевый авиабилет уже совсем недешевым.
Время вылета может украсть у вас дни отпуска
Этим часто грешат пакетные туры. Например, мы с мамой покупали тур в Египет на 7 ночей и думали, что у нас есть целая неделя в Хургаде. Но вылет из Москвы был в 4 вечера, а вылет в Москву — в 10 утра. И получается, что прилетели мы под ужин, и один день был полностью потерян, а улетали сразу после завтрака, и день даже не успел еще начаться. Таким образом тур на 7 ночей на практике оказался туром на 5 дней.
Аэропорт вылета
Аэропорт вылета в билете обозначается тремя латинскими буквами. Например, DME (аэропорт Домодедово, Москва), BKK (аэропорт Суварнабхуми, Бангкок), DXB (аэропорт Дубай). И эти три буквы могут спутать вам все карты.
Так, в прошлом году мы выбрали относительно дешевый билет из Дубая в Москву и попались как новички. Билет стоил меньше остальных за счет пересадки и раннего вылета в 6 утра. Но мы готовы были потерпеть за разницу в цене 5000 рублей с человека.
Логика была простой. Мы жили близко от основного аэропорта Дубая, и такси обошлось бы нам в 800–900 рублей. Но уже после покупки билета мы обратили внимание на буквы DWC. Это аэропорт Аль-Мактум, который находится с противоположной стороны Дубая, и такси до него обошлось нам в 3000 рублей. Плюс во время 5-часовой пересадки в Минеральных водах мы заплатили 1200 рублей за хранение двух чемоданов и 600 рублей за обед. Экономия осталась, но уже с привкусом досады.
Рейсы с дешевыми билетами часто вылетают из непопулярных аэропортов, до которых сложнее и затратнее добираться. Например, не из Шереметьево в Москве, а из Жуковского. Если вовремя это не заметить, можно в итоге заплатить больше. Или вообще уехать не в тот аэропорт.
Пересадки: подводные камни
Если у вас обычный билет с пересадкой, то вы просто сдаете багаж в аэропорту вылета, а потом получаете его уже в конечной точке маршрута. И где-то посередине переходите из одного самолета в другой.
Вам дают сразу два посадочных талона: на первый и второй рейсы. И единственное, что может пойти не так, это задержка первого рейса, из-за которой вы не успеваете на следующий. То есть теряете стыковку. И шансы потерять стыковку тем выше, чем меньше время пересадки.
Потеря стыковки
Мы летели в Шарджу из Домодедово с часовой пересадкой в Бахрейне. Должны были приземлиться в Шардже в 9 вечера, спокойно заселиться в отель и радоваться жизни. Но в Москве пошел снег, и самолет задержали на 1,5 часа. Стыковочный рейс улетел без нас. Мы сильно перенервничали, но по прилету представители авиакомпании выдали нам другие посадочные на следующий рейс до Шарджи, который вылетал в 4 утра.
Ночь была бессонной, и мне пришлось звонить в отель и просить сохранить нашу бронь, которая аннулировалась бы автоматически в полночь. Из приятных воспоминаний тут только бесплатный обед, который мы получили по купону от авиакомпании, и кофейный аппарат в зоне вылета.
Разные терминалы
Иногда сайты-агрегаторы предлагают билеты, которые выглядят как билеты с пересадкой, но на самом деле это два отдельных билета. Так называемые «склеенные» билеты. Разница заключается в том, что при обычной пересадке вы летите одной авиакомпанией, а когда билеты «склеенные», авиакомпании разные.
В крупных аэропортах (например, в Куала-Лумпуре и Каире) терминалы могут находиться на достаточно большом расстоянии друг от друга, и одна авиакомпания может прилетать в один терминал, а вторая потом улетать из другого терминала. Для вас это означает, что нужно будет проходить паспортный контроль, получать багаж и ехать из одного терминала в другой. Нужно закладывать на это время и узнавать, потребуется ли виза.
Разные аэропорты
Разными могут быть не только авиакомпании, но и аэропорты. Тогда вам придется не только пройти паспортный контроль и получить багаж, но и добраться до второго аэропорта. Это время, расходы и нервы. Особенно, если между рейсами всего часа три, а для въезда в страну требуется виза.
Транзитная виза
При обычной пересадке вы остаетесь в промежуточном аэропорту в специальной транзитной зоне и просто ждете следующий рейс. Паспортный контроль проходить не нужно, получать багаж не нужно и регистрироваться заново не нужно.
Транзитная виза может потребоваться в том случае, если у вас «склеенные» билеты, и после первого рейса нужно проходить паспортный контроль. Особенно актуально это для зоны Шенгена. Также в промежуточном аэропорту может не быть транзитной зоны, и тогда вам тоже придется проходить паспортный контроль. Но такие нюансы обычно указываются в билете еще на этапе покупки. Нужно просто внимательно читать условия полета.
Ошибки при оформлении билета
Это обычный квест на внимательность. Не ошибиться в датах, номере паспорта, собственном имени и фамилии. За исправление ошибки авиакомпания может брать плату, и это тоже сделает ваш дешевый билет менее дешевым.
Вывод
Самым дешевым будет авиабилет без багажа с двумя пересадками, сменой терминалов и вылетом в 4 ночи из запасного аэродрома Кукуево. И да, вы сэкономите деньги, но расплатитесь своим собственным временем и здоровьем, потому что не бывает и дешево, и комфортно. Оптимальный вариант всегда где-то посередине, и мы желаем вам всегда его находить.
Дубай, ОАЭ, март 2023
Бали, Индонезия, февраль 2023
Бандар-Сери-Бегаван, Бруней, январь 2023