Поездка в Японию была моей мечтой много лет. Когда желание трансформировалось в план — случилась пандемия. Поэтому как только в 2022 году сняли все ограничения, я решила: надо ехать!
Основная статья расходов на поездку в Японию — авиабилеты. Благодаря китайским авиакомпаниям, которые в феврале 2023 года начали летать из Москвы в Токио, стоимость перелета в Японию снизилась в два раза.
Купив билет, я стала планировать путешествие на восемь дней и заниматься визой. Японская виза — самая простая и быстрая, которую я когда-либо получала: процесс подачи документов занял 40 минут, готова она была через три дня. К тому же она бесплатная.
Цены на сайтах, предлагающих экскурсии и туры по Японии, мне показались неоправданно высокими. Поэтому я настроилась на то, что придется устраивать себе экскурсии самостоятельно. За пару месяцев были изучены «Википедия», книги, статьи о Японии, фильмы «Последний самурай», «Сегун», «47 ронинов». В итоге сложилась программа поездки по маршруту Токио — Киото — Осака — Токио.
Забронировала я только одну экскурсию — на автобусе из Токио на Фудзияму. На нее я в итоге не попала по чистой глупости — не смогла купить билет в токийском метро, чтоб добраться до места сбора. В метро нельзя было расплатиться картой, а обменники, где я могла бы поменять валюту, в тот день не работали. В этот день Фудзи-сан я не увидела.
В Токио я побывала в саду Императорского дворца, храме Мейдзи, парке Инокасира, где весной красиво цветет сакура. Но сакуру мне увидеть не удалось — она уже отцвела (я была в Японии в начале июня).
Но не чередой несбывшихся надежд увидеть красоту японской природы запомнился мне Токио, а театром Кабуки или Kabukiza.
Билеты можно забронировать заранее на сайте театра, а затем получить в кассе. Вместе с билетами выдали подробнейшее описание спектакля с кратким содержанием пьесы, буклет о театре и актерах. Единственное, о чем не упомянули в буклете — это о том, что спектакль идет около пяти часов с двумя антрактами. Я еще удивилась, почему меня при входе в зрительный зал попросили негромко есть. Я подумала, что миловидная японка перепутала слова eat и talk, но нет — оказалось, что в театре можно есть прямо в зале.
Из Токио в Киото я добиралась на высокоскоростном поезде, курсирующем на линии Tokaido Shinkansen. Удовольствие это недешевое — поездка в одну сторону обошлось мне примерно в 100 долларов США. Обратно в Токио я решила лететь самолетом за 45 долларов. Сначала казалось, что высокоскоростной поезд — тот же «Сапсан», но нет. Когда поезд разогнался, стало немного закладывать уши.
Киото — очень аутентичный японский город, в отличие от Токио. Последний мне напомнил столицу какого-нибудь промышленного штата США, изрезанную перпендикулярными проспектами и с небоскребами в центре города. Токио — воплощенная вестернизация Японии.
В Киото все не так: небоскребов почти нет, город состоит из двух- и одноэтажных домов. К тому же, Киото — древняя столица сёгунов. Замок Ниндзе, где жили самые прославленные военные правители Японии из рода Токугава, по японским меркам гораздо более шикарный, чем местная резиденция императора. Хотя замком его назвать тоже сложно. Для европейцев замок — это что-то многоэтажное со сторожевыми башнями и хитроумной системой обороны. Для японцев замок — это просторный одноэтажный дом, огороженный массивными стенами. Там нет ни лепнин, ни больших столов из редкого камня, только японский минимализм.
Вид на Киото из окна гостиницы
Храмовый комплекс Фусими Инари-тайся — самая знаменитая достопримечательность Киото. Поэтому там куча туристов. Но чем дальше идешь по этому длинному красному коридору, тем меньше толпа. До конечной точки доходят самые стойкие.
Японцы в кимоно прогуливаются в храмовом комплексе Фусими Инари
После Фусими Инари я отправилась искать философскую тропу Нисиды Китаро — профессора местного университета, который любил прогуливаться и размышлять, и позже эту дорогу раздумий назвали в его честь. Преодолев более 7 км, я поняла, что мои ногам уже нет дела до размышлений — они изнемогали от столь длительного трекинга. Пришлось сесть на автобус и вернуться в отель.
На следующий день, отдохнувшая, я отправилась на чайную церемонию. Оказалось, что заварить чай — самое простое. Сложно было его перемолоть с помощью специального приспособления. И кстати, в Японии повсюду наливают матча — традиционный японский чай. От обычного зеленого китайского чая отличается некоторой горечью. Поэтому в него любят добавлять молоко, смягчая вкус. Вся церемония заняла минут 40, после чего я осталась допивать свой чай, любуясь видами Киото.
Набор для чайной церемонии
Следующая моя остановка была в Осаке. Сюда я приехала прежде всего ради еще одного древнего японского искусства — театра Бунраку. В отличие от Кабуки, Бунраку — кукольный театр. Куклой управляют трое: один главный кукловод (его видно на сцене) и два его помощника (их как бы не видно). Разыгрывался отрывок из пьесы про 47 ронинов (вот почему пришлось смотреть голливудскую версию с Киану Ривзом). И если поначалу я задавалась вопросом, зачем одной куклой управляют трое, то под конец уже нет. Батальные сцены с мечами оказались настолько зрелищны, что можно было забыть, что это куклы, а не мастера восточных единоборств. Конечно, сделать это одному кукловоду было бы невозможно.
Куклы театра Бунраку
В Осаке обязателен к посещению огороженный рвом восьмиэтажный замок самураев. Судя по экспозиции, жившие там самураи постоянно с кем-то сражались: то на них нападали, то они организовывали завоевательные походы. Особенно впечатлили представленные в замке доспехи самураев. Они больше похожи на произведения искусства, а не на практичное обмундирование военного.
Замок самураев в Осаке
Осака на рассвете