Расскажу про свой первый перелет — из одного теперь уже закрытого аэропорта в другой. В иной стране, в иную эпоху.
Лет 15 назад, когда я начал часто путешествовать, взял за привычку фиксировать свои перелёты. Часть из них успела благополучно из головы вылететь, часть из них запомнилась лишь тем, что ничем не запомнилась. Но отдельных слов заслуживает самый первый мой полет, который произошел совсем в другую эпоху и ещё в другой стране.
Майское утро 1988 года. Такси отвозит нас в аэропорт. Это сейчас поездка из Красноярска в аэропорт займёт у вас не меньше 40 минут. А тогда с помощью троллейбуса 2-го маршрута добраться можно было и за меньшее время. Путь наш лежал в старую воздушную гавань города — аэропорт Северный, доживавший той весной свои последние дни. Уже восемь лет как открылся аэропорт Емельяново, перенявший дальние направления. С открытием Октябрьского моста в 1986 году треть ВПП Северного отрезали от аэропорта. Заброшенные бетонные плиты пролежали на земле аж до начала 2010-й. А в те дни вотчиной Северного оставались местные воздушные линии. Но и они доживали той весной свои последние дни.
Так уж получилось, что тогда, в раннем детстве, мне удалось улететь из старого аэропорта времен Ленд-лиза и трассы Аляска — Сибирь в последние дни его жизни. Да, «посмертно» он ещё пару лет принимал военно-транспортные борта и самолёты аэрофотосьемки. А в первой половине 90-х, когда его территорию во всю уже начинали застраивать жилыми домами, на короткую грунтовую полосу продолжали садиться самолеты Ан-2, следовавшие на авиаремонтный завод. Здание этого завода, закрытого в начале нулевых, в наши дни ещё стоит, но тоже доживает последние дни — власти города недавно объявили о начале работ по строительству вдоль проспекта Авиаторов линии скоростного трамвая, запланированной ещё во времена аэропорта Северного.
О самом полете особо рассказать нечего. После полутора часов полёта мы прибыли в аэропорт Минусинск. Недолгая жизнь — всего около 10 лет — выпала на его долю. До этого жители города летали в краевой центр через Абакан, который в 80-е вместе с Хакасией ещё входил в состав Красноярского края. В начале 90-х минусинский аэропорт тихо скончался — как и почти все аэропорты местных воздушных линий на юге региона. В южном торце ВПП расположилось Новое городское кладбище. Символично.
Но даже спустя 30 лет перрон и полузаросшая полоса аэропорта Минусинка все ещё на месте. Правда теперь, это место принадлежит стритрейсерам и местным автошколам. Сохранилось и крошечное здание терминала. До недавнего времени там даже можно было разглядеть деревянные откидные стулья для пассажиров.
С того времени прошло уже более 30 лет… Давно ушли в прошлое оба моих первых аэропорта. В постсоветский период вновь мне довелось подняться в воздух лишь в 2007-м. Но это уже другая история.