Rong Seur Ten — название деревни. Если адаптировать перевод, получится «Деревня тигров, прыгающих через ручей»: из-за хищников, которые в свое время облюбовали кирпичные руины ранее стоявшего здесь монастыря. Решение о строительстве нового храма на месте старого было принято жителями этой деревни, в честь которой и назвали храм. В русском языке из-за дословного перевода закрепилось более поэтичное название «Храм танцующего тигра»: на тайском в названии деревни используется глагол ten, близкий по значению к русскому «танцевать».
Создатели храмовых скульптур не обошли вниманием грациозного зверя, хотя для последователей тхеравады тигр и не объект поклонения.
Съемка против солнца. Для хороших фотографий лучше приезжать утром или вечером. Или иметь прямые руки
Мы не могли не заметить некоторого сходства с Wat Rong Khun, и это неспроста: к дизайну храма приложил руку ученик и помощник Чалермчая Коситпипата — Путха Кабкеу (больше известен как Сала Нок), участвовавший в строительстве Белого Храма.
Невольно всматривалась в поисках Хищника или Чужого
Синий храм был открыт для посещения в 2016 году, но, как и в Белом, работы не прекращаются и по сей день.
Кажется, кто-то прихватил с собой немного рук из Белого храма
Главная достопримечательность Wat Rong Seur Ten — вихарн. Эта храмовая постройка предназначена для мирян: здесь можно помолиться, помедитировать и сделать пожертвование — что-то вроде часовни в православной церкви.
Главная достопримечательность — вихарн
Мне нравится, что буддисты Таиланда позволили современным художникам проявить себя. Пройдет время, и эти храмы станут историей: древние руины когда-то тоже были современными постройками.
Подписывайтесь на телеграм-канал S7 Airlines: рассказываем о скидках и новых рейсах, вдохновляем на путешествия. Кстати, вашу историю из сообщества тоже могут увидеть более 250 000 наших подписчиков!
Во время экскурсии по храму я подумала, что было бы здорово, если бы кто-то построил церковь в стиле Иеронима Босха. Или буддийский храм: судя по всему, буддисты куда терпимее относятся к новшествам.
Психоделический стиль храма напомнил мне красочные иллюстрации из двух томов «Бхагавадгиты», что стояли на полке моих родителей еще в советское время.
Да и в целом храм показался нам больше индуистским. Нет, архитектура, бесспорно, самая что ни на есть традиционная для северных тайских ватов, но вот оформление… Именно в индуизме синий цвет ассоциируется с божественностью, некоторые индуистские божества передвигаются на тиграх, а череп символизирует преодоление страха смерти и отречение от мира.
Статуя Гаруды в Синем храме
Честное слово, я бы не удивилась, если бы в вихарне была установлена статуя Шивы. Но нет, мы увидели жемчужно-белую статую Будды высотой в 6,5 метров. Говорят, под ней закопано множество золота, серебра, драгоценных камней и 88 000 старинных тайских амулетов Lamphun Phra Rod, защищающих владельцев от злых духов и дурных намерений.
По ощущениям — я попала в книгу, которую так любила листать в детстве, разглядывая яркие картинки на лощеных страницах.
Любопытно было увидеть в храме буддизма тхеравады статую Будды, сидящего в фонтане под цветком лотоса. Это Пхра Упакут, чье имя переводится как «Защитник». Ему поклоняются индийцы, народ Мон и народ Кхон Мыанг — последние два составляют основную часть населения северного Таиланда. У народа Кхон Мыанг существует поверье, что Упакут все еще жив и выходит в полночь на 15 день растущей луны (если он приходится на среду) в виде молодого послушника, чтобы просить подаяние. Если подать милостыню Упакуту, то будешь богатым, здоровым, а в жизни ждут любовь и удача. Поэтому в эту ночь принято раздавать милостыню.
Наконец мы увидели что-то более привычное нашему взору: глиняные статуэтки маленького Будды встречаются по всему Таиланду.
Пожалуй, и про Белый, и про Синий храм можно рассказывать вечность. Как я говорила ранее, каждая маленькая деталь, каждое изображение, цвет, форма, расположение — буквально все имеет значение.
Несколько утомившись от изобилия синего, мы покинули территорию вата, чтобы заглянуть еще в одно примечательное местечко, о котором я расскажу в следующей статье.
Как вам Синий храм? Хотели бы там побывать? Пишите в комментариях!
Другие мои статьи:
- Соло-путешествие по Таиланду, часть 1: Канчанабури — город без туристов
- Соло-путешествие по Таиланду, часть 2: по Дороге Смерти к водопаду
- Соло-путешествие по Таиланду, часть 3: Канчанабури — Ко Ланта
- Соло-путешествие по Таиланду, часть 4: вайбы Ко Ланты
- Соло-путешествие по Таиланду, часть 5: пляж для интровертов и синелапые крабы
- Соло-путешествие по Таиланду, часть 6: Краби и святая Агнесса
- «Неблагополучная» Паттайя: почему я изменила мнение об одном из самых популярных тайских курортов