В этом году лето на большей части нашей страны решило немного задержаться. И к типичному осеннему колориту добавились идеальные условия для прогулок по лесу и наслаждению этими красно-жёлтыми днями. Мне давно хотелось застать этот короткий яркий отрезок в каком-нибудь живописном месте на Урале.
Урал, несомненно, богат на красивейшие места, не имеющие аналогов не только у нас в стране, но и в мире. Но многие из них (типа плато Маньпупунёр) довольно-таки труднодоступны. Нужны или «заброски» на проходимой технике, или многодневные пешие переходы с рюкзаками, спальниками, котелками и т. д.
В этом отношении место под названием Зубы Шурале в Башкирии привлекло меня совершенно потрясающими фотографиями, увиденными в сети, и в то же самое время относительно лёгкой доступностью. Да, это не ближний край от Уфы (примерно 200 км в одну сторону), но до станции Айгир можно доехать на электричке. Причём не просто на электричке, а на концептуальном Грушинском экспрессе, названном и стилизованном в честь знаменитого фестиваля бардовской песни. А от станции Айгир до этих самых Зубов Шурале уже совсем несложный трекинг: пара километров вдоль железной дороги и один (но непростой!) километр подъёма на скалы.
Электричка отправляется из Уфы рано утром, а возвращается поздно вечером. Идёт неспешно — три с половиной часа в одну сторону, но зато не нужно заморачиваться с автомобилем и всей дорожной составляющей. Для сравнения: чтобы добраться до ещё одной локации, которая находится в том же Белорецком районе, а именно до Инзерских зубчаток (по фото тоже потрясающее место!), нужен не просто подготовленный внедорожник, а что-то ещё более внушительное типа ГАЗ-66 с учётом глубоких бродов по пути. С Айгиром же всё гораздо проще — можно даже и поспать по пути, не заботясь о подвеске и прочих вещах, которые не дают покоя автомобилисту при планировании дальней и не очень изведанной дороги.
Примерно семь утра по уральскому времени. Туманный рассвет. Грушинский экспресс готовится отправиться из Уфы в глубину Уральских гор.
Внутри вагона всё по-бардовски. Даже подставка для напитков выполнена в форме «изгиба гитары жёлтой».
По прибытии на станцию Айгир большая часть электрички выходит и топает по тропе вдоль железнодорожной колеи. Сочетание багряно-жёлтого с примесью хвойной зелени начинает впечатлять уже здесь.
С правой стороны тропы шумит порожистый Инзер.
А потом начинается подъём в гору. В интернете много отзывов, что подъём якобы не рассчитан на обычных физически не очень развитых людей, но это преувеличение. Я сам — не пример стройности, при росте 175 вес 100+, но при этом довольно-таки легко поднялся. И параллельно со мной шли и стар, и млад.
Хотя последние метров 200 пути они да, крутоваты. И тут надо быть предельно внимательным, особенно на спуске. А если ещё и дождь прошёл, то… может и вообще стоит отложить поход сюда.
Но вот, подъём позади. И взору предстаёт совершенно удивительная картина уральских гор в неповторимой осенней окраске.
С левой стороны простирается такая щербатая стена и впрямь похожая на зубья.
На верхушке то тут, то там встречаются какие-то совсем невероятные скалы, будто нарезанные и составленные из ровных блоков.
В округе не одна, не две, а наверное с пару десятков смотровых площадок. И везде открывается свой особый вид.
Такие вот сосны, растущие прямо из камней — тоже отдельное впечатление. И ещё. Нужно быть предельно внимательным при хождении по этим камням. Везде обрывы по 100 метров. Один неверный шаг и… По тем переброшенным жёрдочкам я, к примеру, даже и не думал прогуляться.
Отсюда видна главная вершина Южного Урала — гора Ямантау. Вон она слева под тучками — положистая.
Я уловил несколько редких моментов, когда выглядывало солнце, и тайга расцветала совсем потрясающе.
Ну разве не волшебство?
Хоть было и много времени, но эти часы пролетели незаметно. Нужно было спускаться, чтобы не опоздать к вечерней обратной электричке. И перед выходом к насыпи нужно убедиться, что не идёт поезд. Места тут хоть и диковатые, но поезда всё же ездят довольно-таки регулярно.