Калейдоскоп Баренцева моря

Не Териберкой единой: зачем ехать на Кольский полуостров и что там посмотреть

Калейдоскоп Баренцева моря
8 минут
 

Кольский пленяет: здесь широкие просторы тундры, покрытые коврами ягеля и ягодников, морской воздух, доисторические гранитные скалы и ощущение, что мир полностью принадлежит тебе. Снятый Андреем Звягинцевым «Левиафан» превратил забытый, одинокий бывший пограничный поселок Териберка в эпицентр туристического паломничества. Однако, чтобы увидеть истинную красоту этих берегов, стоит побывать и в других локациях — рассказываем в каких.

user-avatar
Полина В.

Содержание

  1. Полуострова Средний и Рыбачий: маяки, дикие животные и скалы
  2. Губа Титовка: гранитные фьорды
  3. Териберка: китовое сафари
  4. Дальние Зеленцы: дайвинг и коррозионная станция
  5. «Клавдия Еланская»: круиз на ледовом судне
  6. Остров Кильдин: арктическая пустыня
  7. Мыс Святой Нос: граница двух морей
  8. Круги Лиинахамари: следы НЛО
  9. Советы для путешествия на Баренцево море
Поддержите автора
Хороший текст заслуживает миль
Поддержать

Я провела на Баренцевом море уже четыре летних сезона, три из которых — автономные экспедиции на морских каяках. За три года мы с командой прошли всё побережье — от губы Печенга до Святого Носа, это чуть больше 600 км. И с каждым разом открывали для себя этот край заново: как будто чем дольше ты здесь находишься, тем больше неисследованных мест на карте появляется. Меня очаровывает магия полярного дня и белых ночей, птичьи базары и любопытные морские животные, а еще то, что океан здесь каждый день разный. Север проникает в глубь души, поднимая на поверхность новые грани моего «я».

Полина Воронова,
тревел-журналист

Раньше, когда я разглядывала карты Кольского полуострова, то думала: «Ух, как он далеко! Как же туда попасть и всё увидеть?» А оказалось, что до многих знаковых и красивых мест реально доехать из Мурманска на обычной машине или даже велосипеде. То есть без сложных забросок на подготовленной технике вроде вахтовок и поднятых джипов (хотя такие тоже можно найти и организовать).

Баренцево — про бескрайние просторы тундры. Когда одна сопка перетекает в другую, а небо нависает прямо над ними

По Баренцеву морю и побережью ходят всё лето, но надо понимать, что плохая погода здесь (и часто — затяжная) — обычное дело. В начале июня на берегах иногда еще лежит снег. Поэтому для пешеходных походов комфортнее выбрать конец июля — август. Плюс региона — полярный день: он позволяет не следить за таймингом и перемещаться в удобное время суток. В сентябре бывает бабье лето, хотя ночью температура опускается зачастую до нуля, а то и ниже. Зато уже можно наблюдать северное сияние!

Светлана Макарова,
вице-президент Федерации альпинизма Мурманской области, коммерческий директор туристической компании «Дыхание Севера»
Карта с упомянутыми в статье локациями

Полуострова Средний и Рыбачий: маяки, дикие животные и скалы

Обычно Рыбачий рассматривают вместе с полуостровом Средним, который, в свою очередь, соединен с Кольским. Получается такой триптих полуостровов, каждый из которых похож на другие, но всё же отличается от них.

На Рыбачьем и Среднем невероятное разнообразие ландшафтов и пейзажей, которые меняются, как картинки в калейдоскопе. Стоит приехать ради отвесных скал, при взгляде с которых кружится голова, разрезающих океан мысов, водопадов, террас мшистых болотцев и ягодных полян.

Скалы-останцы Два брата — одна из визитных карточек Рыбачьего, куда ведет дорога. Так что попасть сюда несложно

Можно не только гонять по тундре на джипах: по плоским холмам и голым, покрытым ковром перевалам приятно кататься на велосипеде (в Мурманске есть аренда) или заниматься хайкингом. А еще Рыбачий — прекрасное место для фотоохоты на диких животных. Особый восторг здесь вызывают стада северных оленей: они пасутся в тундре или неспешно двигаются по хребту вдоль берега океана.

Никто точно не считал, сколько оленей здесь бродит. По данным 2014 года, численность стада была 500 голов. В путешествии мы встретили животных трижды: в бухте Лазарь, в губе Малая Корабельная и по пути между ними

Морские зайцы (лахтаки) — еще одни коренные жители Рыбачьего и Среднего. Они любят отдыхать на камнях у берега и греть бока на солнышке. От нерп лахтаки отличаются внушительными размерами и длинными серебряными усами. Частые гости прибрежных вод полуострова — горбатые киты, малые полосатики, финвалы и беломордые дельфины. Также по полуострову свободно бегают и не боятся туристов лисы: они любят наведаться в лагерь вечером и заодно узнать, не остался ли без присмотра ужин.

Вайдагубский маяк

Огненно-красная свеча высотой 29 м, которая гордо возвышается на Немецком мысе — над морем, черными скалами и покатой тундрой. Этот маяк подсказывает дорогу судам уже 128 лет. Необычен он тем, что подобно Пизанской башне немного накренен.

Вайдагубский маяк — самая северная континентальная точка европейской части России. Его зеленый проблесковый огонь виден за 20 морских миль (37 км)

Цыпнаволокский маяк

Этот маяк пережил две мировые войны: в Первую по нему дважды палили немецкие подводные лодки, во Вторую — вражеская авиация. Из-за этих ударов шансы потерять маяк были высоки. После Великой Отечественной войны его реконструировали, и он сохранился до наших дней в каноничной красно-белой расцветке. Цыпнаволокский выше своего собрата с Немецкого мыса — целых 42 м. По возрасту они ровесники.

Губа Титовка: гранитные фьорды

Губа Титовка — невзрачная в глубине — очаровывает на выходе в море. Здесь песчаный берег меняется на покатые, высокие и гладкие скалы ярко-розового полосатого гранита. На нем растет зеленый шикшовник и белый ягель, а вода из-за песка на дне кажется лазурно-синей. На мой взгляд, это одно из самых зрелищных мест Кольского. Добраться сюда несложно — нужно проехать 115 км на машине из Мурманска. Дорога почти вся асфальтированная, последние 20 км — грунт, а реку Титовку лучше переезжать по отливу, когда воды по щиколотку (график приливов и отливов можно найти в интернете).

В устье губы Титовки и соседней губы Кислухи стоят несколько глэмпингов и баз отдыха, откуда можно отправиться гулять по тундре и заодно наесться ягоды, если это август или сентябрь. Недалеко от входа в губу лежит настоящий скелет кита, а не териберское папье-маше — подойти и посмотреть может любой желающий.

Граниты Баренцева очень древние: им сотни миллионов лет, они свидетели неимоверно большой части эволюции нашей планеты

Териберка: китовое сафари

Заехать в Териберку всё же стоит — но не ради атмосферы, а чтобы выйти из ее порта морем на китовое сафари. Это популярный вид морских экскурсий, во время которых можно понаблюдать за животными в дикой природе. Дорога из Мурманска сюда простая — 131 км по асфальту, можно ехать на неподготовленной машине.

Порт Териберки и его суда, готовые отправиться искать китов

Губа Териберка богата рыбой и планктоном — главной пищей китов, поэтому здесь их можно встретить довольно часто (однако встречу никто не гарантирует). Если повезет, вы увидите горбачей, финвалов, малых полосатиков и морских свиней. Сезон для наблюдения длится с мая по сентябрь.

Если на суше ветра нет, это не значит, что штиль будет и на воде. Одевайтесь в непродуваемую верхнюю одежду, а на ноги — эва-сапоги

Дальние Зеленцы: дайвинг и коррозионная станция

Дальние Зеленцы — это практически заброшенный поселок в губе Зеленецкой, что в 70 км к востоку от Териберки. Место по-своему аутентичное: толп народа здесь нет, зато акватория и прибрежные сопки чаруют. Сюда приезжают, чтобы посмотреть открытую еще в 1948 году Северную коррозионную станцую (ИФХЭ РАН). Там наблюдают за поведением сплавов и металлов в суровом климате — металлические пластинки висят на большом щите под солнцем, дождем и соленым ветром. Доступ на станцию свободный.

Также стоит заглянуть на Мурманскую биостанцию Академии наук — к сожалению, уже не действующую, но всё еще интересную своей архитектурой. Трехэтажное деревянное здание построили в 1935 году, и здесь до сих пор сохранились кабинеты и заставленные оборудованием лаборатории (в одной из них вы даже увидите коллекцию образцов морских гадов и планктона). Поднимитесь по лестнице на крышу — оттуда открывается хороший вид.

Но главная причина поехать на Дальние Зеленцы — дайвинг. Там работает спортивно-туристический дайверский центр, где можно остановиться пожить и понырять, чтобы узнать, а что там, на дне морском? Подводный мир Баренцева весьма богат и живописен.

В августе ягод на Баренцевом столько, что приходится вытряхивать их из кроксов и палатки. Это сахарная черника и голубика, а еще морошка, которая растет почти плантациями

«Клавдия Еланская»: круиз на ледовом судне

«Клавдия Еланская» — морской двухпалубный пассажирский теплоход улучшенного ледового класса, который построили в 1977 году. Несмотря на свой возраст, у парохода насыщенная жизнь: он трудился на пассажирских маршрутах в Баренцевом и Белом морях, возил научные экспедиции к берегам Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Антарктиды. Когда наука сменилась туризмом, «Клавдия» доставляла туристов на Соловецкие острова, в Норвегию, Данию, Финляндию, Германию, Францию. И еще возила шахтеров на Шпицберген, а советских военных специалистов — на Кубу.

«Клавдия Еланская» до сих пор при деле: судно плавает вдоль побережья Кольского полуострова и связывает Мурманск с закрытым городом Островным, а также деревнями Чапома, Чаваньга, Тетрино и Сосновкой — по земле до них никак не добраться. Обычно судно идет до Островного и обратно, но раз в месяц оно отправляется в Белое море, огибая весь Кольский, — в Чаваньгу.

Кольский залив не замерзает круглый год из-за теплого течения Гольфстрим, поэтому движение судов там происходит постоянно

Чем заманчива идея поездки до самой дальней Чаваньги, помимо цены в чуть выше 4 000 ₽? Прежде всего антуражем: вы будете жить в полноценной каюте, ходить на завтраки, обеды и ужины в столовую, а в свободное время — устраивать променад по палубе, представляя себя пассажиром первого класса «Титаника». А если «Клавдия» не выйдет из Мурманского порта из-за непогоды, то вам выпадет еще и редкий шанс пожить на корабле в закрытом порту. Кормить, естественно, тоже будут. Билет можно купить на сайте.

Остров Кильдин: арктическая пустыня

Это вариант посложнее: попасть сюда просто так не получится — нужно примыкать к экскурсии или организовывать индивидуальный тур. Зато такое путешествие вы вряд ли когда-нибудь забудете. Эти места за год посещает едва ли полсотня туристов. Тем ценнее будет поездка по нетронутым ландшафтам.

Остров Кильдин в Баренцевом море смотрит прямо в Северный Ледовитый океан. Дальше — ничего, только Северный полюс. Находится остров на восточной части выхода из Кольского залива, и там есть что посмотреть. Впечатляет он с первого взгляда — это огромная скала, будто спил гигантского дерева, поднимается на 250 м вертикально вверх. Раньше здесь находились поселения Западный и Восточный Кильдин, теперь же от них остались воспоминания и разрушенные стихией постройки. Помимо бывших военных частей, тут есть несколько интересных достопримечательностей.

Озеро Могильное

В юго-восточной части острова есть озеро с многослойной, как пудинг или желе, структурой. Нижний слой насыщен сероводородом, там нет жизни, средний слой — соленая, идентичная морской, вода, а верхний — пресноводный, здесь живут рыбы и водоросли и эту воду даже можно пить. Почему у него такая структура — загадка, ведь в него не впадает ни одна река. Приехать сюда стоит хотя бы ради ощущения «инфинити пула» — озеро отделяется от океана узкой перемычкой. По ней можно пройтись, любуясь Баренцевым с одной стороны и вглядываясь в бездну озера — с другой. Озеро обрамляет зеленая тундра — на контрасте выглядит очень живописно.

Северный Кильдинский маяк выкрашен подобно карамели в бело-красную полоску, что делает его ярко-заметным на фоне каменной тундры. На него можно подняться и охватить взором всё кругом

Мертвый корабль

Британский пароход «Чизвик», трагично лежащий на берегу северной стороны острова, выбросило сюда в 1919 году. Зимой 1918-го судно должно было доставить уголь в Мурманск из Кардиффа в Уэльсе, но почти на входе в Кольский залив оно попало в сильнейший шторм и вылетело на рифы. На гальке до сих пор покоятся огромные паровые котлы и носовая часть, а другие части судна разбросаны в воде неподалеку — там лежит гигантский двигатель паровой машины с цилиндрами, поршнями и коленвалом, которые во время отлива можно детально рассмотреть. Удивительно, что построили пароход в 1904 году, а опознать смогли лишь в 2013.

Зрелище невероятно мощное и печальное: стоя рядом с внушительных размеров останками корабля, понимаешь, что даже такая техника может оказаться бессильной против суровой северной природы

Чёрные сундуки

Камни-останцы на восточном побережье острова — огромные и квадратные — действительно напоминают сундуки. В отличие от местного рельефа, они не гранитные, а известняковые — вода и ветер ежедневно вытачивают в скалах новые слои и полосы. Поморы называли их «чертовыми камнями», и не зря — волны сюда прилетают свирепые.

Мыс Святой Нос: граница двух морей

В 350 км от Кильдина находится длинный, выступающий участок суши, который проводит границу между Баренцевым и Белым морями и делит Кольский полуостров на Мурманский и Терский берега. За счет разной плотности и солености воды стык между морями заметен невооруженным глазом.

Называть мыс Носом — не уникальное явление. Поморы часто давали подобные имена выдающимся в море и сложным для преодоления в прибрежном плавании участкам суши. Кстати, мыс Святой Нос есть и на Байкале

Место манит своей постапокалиптической дикостью: здесь до сих пор работает деревянный Святоносский маяк, а вот поселок вокруг него похож больше на декорацию. В низине губы Лопское Становище — остатки военной базы с брошенной техникой, а гранитные валуны и глыбы зовут шагать по ним куда-то дальше.

Мыс еще известен легендой: она гласит, что у Святого Носа на глубине возле скал водились огромные черви, которые, словно бур, протачивали суда во время обхода мыса, поэтому корабли тянули волоком через самое узкое место на мысу. Однажды вблизи Носа проплывал святой Варлаам Керетский. И когда черви, подобно Шаи-Хулуду, набросились на его судно, преподобный чудесным образом обезвредил их. И с той поры черви перестали топить корабли и никто их больше не видел.

Святоносский маяк светит с 1868 года, а дерево для его строительства привезли из Соломбалы — пригорода Архангельска

Правда, попасть туда — задачка со звездочкой. Придется либо фрахтовать судно в порту Териберки, которое будет готово везти вас почти 300 км в одну сторону до мыса, стоять на рейде и забрать обратно. Либо прийти на «Клавдии Еланской» в Островной, предварительно получив разрешение на посещение военного города у ФСБ, и провести на Носу несколько дней, пока судно не пойдет обратно. Еще один вариант — сесть на квадроциклы, которым по силам проехать по горной тундре. А самые смелые могут рвануть в автономную экспедицию на морских каяках, как это сделали мы.

Круги Лиинахамари: следы НЛО

Представьте четыре огромных 15-метровых круга из бетона, которые зачем-то стоят в тундре посреди сопок. Выглядят они как следы инопланетных цивилизаций. По официальной версии это детали батареи тяжелой артиллерии немецко-фашистских войск, которую возводили во время оккупации Кольского во Вторую мировую войну. Закончить строительство не успели: в 1944 году советские войска отбили эти земли. По другой версии, круги — это посадочные площадки для «тарелок Шаубергера», летательных аппаратов в форме диска, которые взмывали в воздух за счет вихревого потока.

Особенно красиво они выглядят осенью: в воде отражается небо, кругом окрашенная в яркие тона тундра — от желтого до алого — и лишь гигантские круги остаются темными и безмолвными. Стоит иметь в виду, что Лиинахамари — закрытый поселок в Мурманской области (от Мурманска 152 км), для посещения которого нужно оформить пропуск в ФСБ. Сделать это можно на «Госуслугах» и не позже чем за 14 рабочих дней до поездки.

Советы для путешествия на Баренцево море

  • Одевайтесь из расчета, что погода будет холодной. Даже лето на Баренцевом — рулетка, когда всю неделю может стоять штиль при температуре в +25 °C, а могут прийти ветры, штормы и столбик термометра упадет до +6 °C. Так что не забудьте теплые флиски, баффы, шапки и непродуваемую одежду.
  • Уделите внимание обуви — это должны быть мембранные трекинговые ботинки или кроссовки либо эва-сапоги. Они теплые, и в них можно ходить по болотам с уверенностью вездехода.
  • Планируйте маршруты с учетом погоды и расстояний. На севере дороги могут быть условными и не каждый автомобиль сгодится для них, поэтому даже при поездке в туристические локации заранее продумайте логистику. Выходить в море при ухудшении прогноза погоды точно не стоит.
  • Если вы отправляетесь в поход хотя бы с одной ночевкой в палатке — выбирайте «домик» с умом: он должен выдерживать сильные ветра, дожди и крепиться на практически любой почве.
Если не знаете, какую палатку выбрать, — доверьтесь профессионалам в аутдор-центрах. На ветру лучше стоят полусферы

  • Не забывайте о правилах безопасности во время морской прогулки. Не снимайте спасательный жилет, даже вам кажется, что он не подходит к вашему образу.
  • Защищайте кожу и глаза — северное солнце только кажется слабым. На деле оно не уходит за горизонт все 24 часа в сутки, обильно заливая мир ультрафиолетом, отраженным и от воды. Используйте крем с SPF 50+ и поляризационные солнцезащитные очки.
  • Будьте готовы к комарам и мошке: в первой половине лета на побережье и в тундре летом много насекомых — запаситесь спреями или кремами от укусов.
  • Позаботьтесь о связи — купите сим-карту «Мегафона». На Кольском у этого оператора больше всего вышек и зачастую ловит только он.
  • Для посещения некоторых природных территорий необходимо оформить пропуск не только у ООПТ, но и у силового ведомства. Уточняйте эту информацию у пограничной службы.

Погода здесь меняется из крайности в крайность: от мороси 24/7 и ветра 15 м/с до жары +25 °С. Поэтому прогноз — самый важный фактор, на который стоит ориентироваться при планировании выхода на воду или пешеходного перехода. Также о ваших планах нужно уведомить МЧС. Еще неплохо иметь при себе спутниковый телефон либо треккер, и нужно ответственное лицо в цивилизации, чтобы кто-то знал, где вы и как движетесь, и, самое главное, смог присылать актуальный прогноз погоды. 

Светлана Макарова,
вице-президент Федерации альпинизма Мурманской области, коммерческий директор туристической компании «Дыхание Севера»

Фото: Полина Воронова

Наши письма на пользу вашим путешествиям
Откроем новые локации, расскажем про работу экипажа, напомним о грядущей распродаже
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены