Николай Чоччасов сочетает в себе мощь богатыря, говорливость олонхосута, силу кузнеца, улыбку чеширского кота и безграничное творчество. Он как якутский исполин. Высок, красив, силён. Глядя на Колю, представляешь себе древних предков, облаченных в латы, с такими же мощными, покрытыми густой шерстью и латами якутскими лошадьми. «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы», — как бы сверху вниз обращается Чоччас Уус.
Кажется, что этот молодой человек живет по соседству
Есть ли вокруг нас сейчас такие богатыри?
И образы его работ выглядывают из олонхо, но так реалистично, как будто живут по соседству. Художник всегда философ. Но каждый прочитывает философию автора по-своему. Кто-то видит двуглавого орла Өксөкү, прячущего вторую голову, кто-то — новый мир, приходящий с рождением жеребёнка Дьөһөгөй, покидающего материнскую плаценту. Одни из самых умных хищников — волки с читаемыми мистическими узорами на теле.
А я вижу безграничное чувство молодого человека, прикрывающего своим крылом хрупкую Любовь. Нежность. Заботу. Слияние. Но особенно мне близка работа, в которой чувствуется улыбка Николая. «Кентавр». Тонкий юмор самодостаточного человека. А знаете, как Коля переводит на якутский это название? Кентавр — кини таабырын. Он загадка! Это просто великолепно!
В каждой скульптуре Николая чувствуется мощь природы и мощь истории народа
Нежность. Забота. Любовь
«Скульптура уже 2000 лет практически не меняется. Да, есть какие-то новые методы изготовления, новые технологии, но они не сильно отличаются от тех, которые были 1,5-2 тысячи лет назад. Мы лепим из той же глины, из того же воска, отливаем в тот же металл». Николай Чоччасов