Мы, якутяне, разбираемся в холоде. По наличию тумана определяем температуру на улице. Идет снег — тепло. Туман — значит, температура ниже -40°С. По вкусу строганины различаем, была ли разморожена рыба или нет. Для нас -45°С и -40°С — разные погодные условия. Для зимы имеем несколько одежек: «На зиму», «На холода» и «Ура, скоро весна» до -30°С.
Известный археолог Юрий Алексеевич Мочанов выдвигал теорию, что жизнь зародилась на севере. Не безосновательно! Экстремальные условия подгоняют работу мозга, скорость принятия решений. Всё, что касается жизнедеятельности на холоде, мы воспринимаем чутко и заинтересованно.
Это одновременно риск и принятие ответственности. Может, по этой причине, инновации принимаются у нас в ускоренном темпе. Например, стеклопакеты в квартирах начали ставить намного раньше, чем на западе страны. Или вакуумные солнечные коллекторы для нагрева воды, а там до сих пор используют плоские солнечные коллекторы. Или двойные лобовые стекла на автомобилях. Или ПЭТ-стекла на дверных стеклах авто. Их вообще нет нигде! А автоодеяла?
ПЭТ-пленка на боковом стекле автомобиля предотвращает образования инея и обеспечивает постоянный обзор для водителя
Второе лобовое стекло значительно утепляет автомобиль
Или вот автомобильные тенты-накрывашки, так называемые портативные гаражи. Это в принципе высокотехнологичная замена отапливаемых гаражей, без которых эксплуатация автомобиля в условиях Севера была невозможна. В былые времена количество автомобилей в городе резко сокращалось. Буквально: бегали лишь коммунальные машины, автобусы, такси и автомобили госчиновников. Частники практически отсутствовали. Завгар ценился, как завмаг.
20 лет назад пришла к нам эра накрывашек. Это, по сути, тканевый тент с отражающей тепловой защитой. Машина стоит на автозапуске по температуре и водитель свободен от теплого гаража. Хозяева говорят, что машина заводится пару раз за ночь. Где накрыл, там машина и переночевала. Очень удобно.
Я помню, как насмехались над первопроходцами. Это были хозяева рабочих лошадок, без которых не отвезти детей в школу и садик, либо не добраться из пригорода на работу. Накрыть их было — как встряхнуть покрывало над кроватью. Сейчас я наблюдаю, как хозяева джипов, микроавтобусов с приставными лестницами укрывают автомобили. Офисные парковки сплошь укрыты портативными гаражами. Это ли не признание? Надо сказать, что стоимость теплого гаража доходит в Якутске до 3 млн рублей, а накрывашка — всего 15 000 рублей. Аренда теплого гаража сравнима с арендой квартиры.
Легкость гаража, правда, открывает к нему свободный доступ несознательным гражданам, и ему можно «приделать ноги», но сейчас уже многие приспосабливают автосигнализацию. Или краской наносят номер авто на тент. Или наезжают колесами на край тента. Не знаю, насколько это пугает воришек.
Обычная офисная стоянка в Якутске: пока хозяева в тепле, машины тоже укрыты от морозов
Другим городам порой не понятно, что такое «теплый гараж». Они не знают, что это у нас отдельная культура. Владельцы теплых гаражей — это другая каста. Автомобиль имеет отдельную квартиру, где порой и человек можешь отдыхать, или рукодельничать, или хранить вещи, продукты. В некоторых теплых гаражах есть теплые туалеты (это отдельная тема), кухни, бани, организованы некие клубы по интересам. Всё, как в квартире, но без жены.
Владельцы теплых гаражей объединяются в гаражные кооперативы. В советское время дежурили по ночам, охраняя свое богатство. Я знаю историю, как один мой обеспеченный друг, переехав в Москву, пытался купить теплый гараж. Гараж находил, приходил, а отопления нет. Отказ. Потребовалось время, чтобы понять смысл происходящего. Привычка и образ мышления еще долго за нас цепляются.
Как было сказано выше, плюсов у накрывашек много. Правда, владельцам необходимо уметь грамотно складывать и раскладывать портативные гаражи. Мне кажется, это сродни складыванию парусов на каком-нибудь фрегате. Только высоту мачты заменили низкими показателями температуры. Не так сложишь — и не поплывешь дальше. Подозреваю, что владельцев накрывашек со временем без конкурса будут принимать в яхтенное училище.
А теперь еще и разнообразие появилось — зимние и весенние накрывашки. Дело в том, что за зиму «гараж» набирает конденсат. Тяжелеет, увеличивается в объеме и порой даже не входит в маленький багажник маленькой машины. Северяне придумали решение: размещать тент на экспедиционном багажнике. В Якутске багажники устанавливают даже на самых не приспособленных для экспедиции автомобилях. Смотришь: табуретка на колесах, а сверху — экспедиционный багажник. Возможно, на свежем воздухе тент сохнет, испаряется накопившаяся влага и уходит неприятный запах. Вполне возможно.
Весной, как вариант, приходит на смену бурятский «брат», более легкий и тонкий. Им начинают пользоваться в марте, когда температура поднимается до -30°С. Появилась даже услуга по стирке и сушке портативного гаража. Также есть услуга по аренде накрывашки. Цены вполне приемлемые. То, что где-то называется «суровая сибирская зима», у нас называется «якутская оттепель».
У палки всегда есть два конца, так и у этой истории есть негативная сторона. Обилие портативных гаражей привело к густоте тумана. Если в 80-90-е туман накрывал город при температуре ниже -50°С, то теперь туман появляется при -35°С. И это неудивительно. В городе зарегистрировано 120 тысяч только легковых машин, значительная часть их денно и нощно работает под накрывашками. Постепенно эта проблема будет нарастать, городу надо задуматься об этом!
Другие мои статьи: