Программа «ГЭС‑2: Города» посвящена культурной жизни в разных частях России. Кураторы изучают коллективный опыт, связи людей друг с другом и домом. Проекты создают сначала на местах, а потом продолжают исследования в Москве как часть выставки или публичной программы «ГЭС‑2».
Мы уже рассказали про творческие лаборатории Челябинска «Вспышки и пробелы». Теперь пора узнать, что такое «Ямальский хронотоп».
Что такое «Ямальский хронотоп» и как пробираться сквозь время и пространство
Кураторы выставки — Ярослав Алёшин, Сергей Бабкин, Александра Киселева — начали изучать Ямал в октябре 2023 года. И за это время побывали в этих краях множество раз: встречались с художниками, заручились поддержкой администрации региона, проводили опен-колы и даже кочевали вместе с выставкой по Салехарду.
Слово «хронотоп» (от «хронос» — время и «топос» — место) кураторы выбрали, чтобы подчеркнуть связь раскинувшегося на сотни километров пространства с жизнью, бытом, культурой населяющих его людей. По этому миру можно двигаться (не только физически) двумя способами:
- Горизонтальным, подчиняясь законам природы: вслед за течением рек, передвижением кочевых народов, направлением ветра.
- Вертикальным, проникая внутрь этого мира: оседать в городах вместе с вахтовиками, вбивать сваи в вечную мерзлоту, искать в недрах газ и нефть, насаждать цивилизацию.
У выставки три куратора, и каждый принес свою часть сборки. Ярослав в самом начале рассуждал о важности сувенира — явления культуры Ямала, которое стягивает разрывы и устанавливает связи. Сергей в Салехарде занимался проектом о вечной мерзлоте «Твердь земли», думал про проникающую динамику, освоение недр, попытку расчертить тундру. Я занималась проектом «Кочующий центр современного искусства», и мне была интересна динамика подчинения этому ландшафту. И в итоге мы поняли, что это всё складывается в единую систему: два пересекающиеся направления — вертикаль и горизонталь, в центре пересечения — сувенир как скрепляющий элемент.
По выставке можно ходить, вооружившись оптикой трех кураторов. Собирать горизонтали бегущих оленей, узорчатых лент, рядов парт и линий полярного сияния. Подмечать вертикали радиовышек, буров и свай, врезающихся в вечную мерзлоту. И объединять эти миры резными костями, рогами, шерстью мамонта, бусинами и зигзагами вышивок.
Как искали авторов для проекта и выстраивали диалог с художниками
На выставке «Ямальский хронотоп» можно встретить работы художников не только из Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), к проекту присоединились авторы со всей России и стран ближнего зарубежья.
Выставка посвящена сувениру как особой форме культурной коммуникации. Механикой стал диалог между авторами со всей страны и ближнего зарубежья, художниками и просто специалистами, которые живут и работают на Ямале. Все они размышляют о различных измерениях ямальского хронотопа, исследуя реальные и условные сувениры края.
Художники используют местные поверья и создают собственную мифологию. В этом мире Владимир Ленин был на Ямале и встречался с остяками. Антон Пырерка — автор ненецкой азбуки — оставил заметки на школьной парте. А магический народ сихиртя ушел в недра сопок татлованом — смесью котлована Платонова и башни Татлина.
В Ямале есть низовые инициативы. Мы работали с квартирной галереей, которую создали в Салехарде две учительницы — Татьяна Макарова и Агния Оводова. Благодаря им молодые люди вдруг начинают осознавать, что они могут поучаствовать в выставках и делать художественные высказывания.
Вместе с Татьяной и Агнией мы в прошлом году проводили опен-кол для одного из проектов. У нас был «Кочующий центр современного искусства» — передвижная выставка, цель которой собрать на одной маленькой площадке самых разных представителей художественной сцены Салехарда. Подружить их, установить диалог.
На участие в проекте откликнулись очень разные люди. Были совсем молодые авторы, буквально школьники, пришли художники-косторезы, живописцы, члены союза художников. Выставка проходила в вагончике, который называется на Ямале балок, — в таких живут рабочие-вахтовики. И этот балок передвигался по городу. Мы взяли образ странствующей сцены. Так мы в том числе нашли несколько авторов для проекта «Ямальский хронотоп».
Кураторов поддержал Департамент культуры ЯНАО и особенно Окружной Дом ремёсел в Салехарде. Его директор Вероника Могрицкая также помогла с поиском художников, которые занимаются народными промыслами и разными искусствами. Работы многих из них представлены на выставке.
Поездки на Ямал: открытия и зарисовки
В переводе с ненецкого языка Ямал — «край земли». Куратор выставки Александра Киселева за 2024 год побывала там семь раз. Объездила Салехард, Новый Уренгой, Муравленко, Ноябрьск. До приезда сюда у нее не было никакого внутреннего образа этого места: только то, что это очень далеко и врезается в Северный Ледовитый океан. Узнали у Александры о ее впечатлениях и открытиях.
Первым городом был Ноябрьск. Я удивилась, насколько там уютная и человечная инфраструктура. Есть понимание, что люди приезжают работать и условия тяжелые, но там сформирована поддерживающая городская среда. Архитектура достаточно функциональная, без излишеств, но они стараются делать ее яркой.
Салехард, наверно, единственный старый город в этом регионе, остальные появились в XX веке. Там почти нет исторической застройки, старой архитектуры. Но какой интересный рельеф: высокий берег реки и практически из каждой точки города можно увидеть просторы начинающейся тундры.
Я слышала от местных жителей, что зимой красивее всего, потому что полярная ночь, иллюминация и много снежного покрова, который светится в темноте. Оптика совсем другая, они обращают внимание на вещи, о которых ты сначала не задумываешься, но постепенно тоже начинаешь этим проникаться.
Приглашаем посетить выставку «Ямальский хронотоп» и посмотреть, как ремесленники вступают в диалог с современными художниками. Здесь приятно спрятаться от городской суеты и зноя. А регион, который находится в 2 500 км от Москвы, точно станет ближе.