Пока мы перебирались из Алтайского края в Республику Алтай, привал пришелся на место встречи путешественников с алтайским шаманом. Интересные древнеславянские истории мы услышали по дороге на Телецкое озеро.
О первых трех днях нашего путешествия можно почитать здесь.
День 4. Пятница
Весь день мы переезжали из Белокурихи на Телецкое озеро. С 9.00 до 20.00 в пути с остановками. Первая остановка была у шамана, которого зовут Артем Игнатенко. Говорят, на собрании шаманов его уполномочили вести переговоры с большим количеством людей, так как обычно шаманы сугубо скрытный народ и никому о себе не рассказывают. Здесь же, находясь вблизи этнографического музея в селе Полеводка, шаман играет роль просветителя и рассказчика о древних славянских обычаях и верованиях, при этом проводит славянские обряды и сам со своей семьей живет по традициям прошлого.
Это направление неоязычества носит название родноверие, т. е. это люди, которые выискивают и собирают различные верования, обряды, символы, знаки древних славян. У семьи шамана все убрано в старинном стиле, в основном домике, где проходят лекции, находится «Главный бубен России» — не поняла, почему главный, но так он был представлен. Здесь перемешаны обычая древнего Алтая и Древней Руси. Бубен вообще сакральный и неотъемлемый инструмент любого шамана, с его помощью он перемещается по мирам при совершении обряда и при этом остается в реальности.
Когда мы зашли в домик, шаман сразу же к нам «пристал» и сказал, что семья, особенно с тремя детьми — это очень круто, это значит, что люди осознанные, понимаем, к чему стремимся и можем совершенствоваться. Он сразу же нас усадили возле бубна и сделал фотографии сначала в паре, а потом в виде сердца всех нас. 2,5 часа шел разговор, при том, что вокруг было множество народу, обращение шло в основном к нам. Достаточно интересные рассказы, много чего мы узнали из странных знаний наших предков.
Вообще, я считаю, что очень важно — знать и уважать традиции прошлого, их верования. Это сильно укрепляет дух нации, когда человек осознает, из «какого он рода», понимает, что не с дерева свалился вдруг неожиданно, а имеет многовековые истоки и корни, имеет древние знания. Это генокод, от которого мы не убежим. А если будем его знать и бережно относиться, сделаем себя сильнее. Советская власть внесла большой вклад в уничтожение корней людей, это печально. Хорошо, что сейчас есть возможность по крупицам собирать свое культурное наследие. Алтайцам даже выплачивают гранты за то, что они составляют свое генеалогическое древо, находят давних родственников и восстанавливают собственную культуру.
Итак, то что касается славян: они жили по солнечному календарю, имеющему визуализацию восьмиконечной звезды. Женщину очень высоко ценили как берегиню, хранительницу, ее роль выходила далеко за пределы нашего привычного понимания «домашнего очага». Древние славяне не считали, что есть «хорошее» и «плохое», они видели, что есть свет и тень, день и ночь, дождь и жара — то и другое необходимые вещи для выживания, поэтому и религиозные воззрения опирались на дуальность нашего мира.
А откуда вы думаете пошла детская игра «ладушки-оладушки»? Оказывается, в старину на полнолуние никто не должен был ничем заниматься, кроме того, чтобы приходить в гости к бабушке, то есть почтить род. Бабушка же пекла оладушки, которые лепила руками. Оладушки символизировали луну, поэтому готовились чаще. А вот блины реже — в основном на масленицу, т. к. они символизируют солнце.
А, и еще, как исследователь счастья, не могу не написать, как оно достигается с точки зрения шаманизма. Всего 2 шага: 1. Убей в себе раба. 2. Путешествуй. Мне кажется, мы вполне подходим к этой категории.
Под конец нашего пребывания у шамана Артем провел обряд с огнем и бубном на удачу и успех, что-то в этом роде. Но мы ужасно утомились, у меня даже разболелась голова. Не мудрено: уже 1,5 часа в дороге без завтрака и лекция на 2,5 часа. На территории стояла «Золотая баба», у которой язычники просят благополучия. Но перед тем, как что-то попросить, надо покормить рыбок. Так мы выяснили, что в деревне есть магазин, где можно купить хлеба, который в большей части достался нам, нежели рыбкам. Магазинчик маленький сельский, продавец — колоритная бабушка, которая к «шаману не ходит», в общем, пообщались и с народом. С золотой страшной бабой мы решили не общаться, а поскорее направиться на нормальный обед. Кстати, эта золотая тетушка тоже связана с интерпретацией Вселенского потопа. Это уже третья версия, которую пришлось услышать. Первую и традиционную мы читаем в Ветхом завете, вторую мы услышали в Греции, а третья по версии алтайцев звучит так:
«Давным-давно это было — давнее давнего. Давным-давно это было — позади прошлого, когда древний народ Динов жил в другой стране, жили они счастливо, на благодатной земле. Но прогневались Боги на людей и послали на землю воду, и упало небо нескончаемым дождём. И стала вода забирать земли Динов. Собрались тогда они на большой совет, чтобы решить как им жить дальше. Долго не могли Дины прийти к единому решению. Тогда мудрейшая женщина народа Динов встала и сказала: «Хватит споров! Разбирайте дома и делайте из них плоты! Пока вода не забрала все наши земли, наших детей и наш скот!». Так и поступили: разобрали дома и стали собирать плоты. Но не хватило верёвок на это. И тогда старейшая женщина взяла нож, отсекла волосы и бросила их со словами: «Делайте верёвки».* Все люди народа Динов обрезали свои длинные волосы и сплели из них веревки, но и их не хватило, чтобы доделать плоты.
Тогда старейшая женщина сняла с себя все золотые украшения, бросила их со словами: «Делайте гвозди!». Со всего золота народа наделали кузнецы гвоздей, и тогда доделали Дины свои плоты. И только забрались они на них, как забрала вода их землю, и остались они одни в бушующем море. Сорок дней и сорок ночей плыли они среди волн. Тогда слабые отчаялись и стали роптать, ругать старейшую: «Зачем ты нас сподвигла на такое? Лучше бы мы утонули в своей счастливой стране и не знали этих страшных мучений».
Но молча гребла старейшая, пока однажды на горизонте они не увидели землю. А пристав к той земле, они увидели, что почва плодородная, зверя в лесу много, а рыбы столько, что можно перейти ручей по спинам хариусов и даже ноги не намочить. И тогда разобрали они свои плоты и собрали они свои дома, а золотые гвозди повытаскивали из досок и не стали делить между собой, а в знак благодарности мудрейшей женщине со всего золота народа Динов отлили статую по образу и подобию её. А звали ту женщину Алтын-Ай, Золотая Луна. И в скором времени всю землю вокруг этой статуи стали называть от имени её коротко и ёмко — «Алтай»
Мы поехали дальше. По дороге останавливались на источнике, больше напоминающий крохотное озерцо, из которого струйками еле заметно бьют подземные ключи. Тут можно было попить вкусной воды, размяться и купить разных трав и алтайских «няшек», что мы делали чуть ли ни в каждой милой избушке с надписью «Ручная работа». Алекс и Ники познакомились с милой кошечкой и играли с ней.
Еще через час произошла остановка у неких знаменитых блинчиков. Несколько палаток, где готовят блины с домашними взбитыми сливками и добавлением свежих ягод, растущих в местных краях. Действительно вкусно.
И вот наконец мы добрались до цели — Телецкого озера! Гостиница «Артыбаш» стоит прямо у истоков реки Бия у северных границ Телецкого озера, младшего брата Байкала. Мы видели обе реки — Бию и Катунь (от их сплетения и возникла река Обь, то есть «Две»). Как говорят алтайцы, Бия мужского рода, а Катунь — женского. Действительно, характеры рек очень разные и по-своему прекрасны.
Как только мы разместились в отеле, сразу же отправились на прогулку. За исключением Алекс, которая нашла широкий подоконник с прекрасным видом, разместилась там с подушкой и принялась рисовать. Ну, а мы с мальчиками провожали рыже-розовое полотно неба, оставшееся после уплывшего за горизонт солнца, перебираясь по большим красивым таежным камням, лежащим вдоль реки Бия. Великолепные пейзажи — ромашки, зеленый луг, река и горы на горизонте — мне казалось, такое бывает только на картинках. Невероятное сочетание цветовой гаммы, растений. С любой точки открывается невероятно красивый вид.