Куда может привести любимое увлечение? Страсть — это когда обнаруживаешь себя где-то на шоссе посреди Хакасии, крутя педали и обгоняя машину со съемочной группой. Читайте в нашем интервью о том, как путешествовать по России на велосипеде и снимать документальное кино.
Как ты увлекся велопутешествиями?
Я большой фанат всего, что с мотором, и особенно часто путешествовал на машине — так ты можешь ехать по своему маршруту, останавливаться, когда захочется. Но в 2006 году я получил травму и несколько лет спустя врач порекомендовал купить велосипед — для поддержания мышц в тонусе. Уже через неделю после покупки я участвовал в велогонке. Чуть позже у меня родился первый сын, и я решил завязать с фиксом (скоростной шоссейный велосипед без тормозов. — Прим. ред.), потому что это достаточно рискованно. Вернуться обратно в велоспорт я решил только четыре года назад и по привычке заболел соревновательной историей, но позже понял: мне нравится сам процесс. Когда фокусируешься на кручении педалей — это своего рода медитация.
Так я испытывал себя на длительных расстояниях. Сначала на не очень больших, допустим, километров сто. Самое классное в путешествиях на велосипеде, что скорость позволяет рассмотреть объект, который тебе интересен, во всех деталях.
Позже я встретил человека, близкого не только по духу, но и достаточно подготовленного физически и психологически для больших дистанций. Кстати, его тоже зовут Антон. Мы с ним отправились в первое крупное путешествие из Москвы в Петербург. Нарисовали маршрут на 1 000 км, разбили его на четыре дня. Останавливались в Твери, на озере Селигер и в Великом Новгороде. В итоге понял, что велопутешествия — однозначно мое, я хочу ездить по таким длительным маршрутам.
Сколько вещей ты берешь в одиночную поездку? Особенно, если нет сопровождающей машины?
Я приверженец так называемых credit card туров. Это когда ты берешь минимум вещей, но при этом спишь в гостинице, ешь в кафе, а не везешь с собой горелки, посуду и провизию. Я стараюсь преодолевать минимум 200 км в день — с учетом этого на длинных маршрутах в моем снаряжении есть тапочки (да-да, именно тапочки, чтобы ноги могли отдохнуть после девяти часов в движении), повседневная одежда, флис и ветровка на случай, если ночью прохладно, спортивное питание и минимальный набор инструментов для починки велосипеда. За день до поездки я забираю велосипед из мастерской, где механики готовят его к путешествию. Также беру с собой четыре камеры: цифровую, пленочную и две экшен-камеры.
Фото из личного архива автора
Я не фанат автономных путешествий. Не хочу быть сильно нагруженным и медленно перемещаться. Конечно, в этом есть свой шарм — когда ставишь палатку, разводишь костер, наслаждаешься тишиной и звездами. Но есть еще и непредсказуемые погодные условия, и спать на улице, когда льет дождь, а утром нужно проехать больше сотни километров, — это не для меня.
Как вы пришли к съемке фильма о велопутешествии? Это была первая проба такого проекта?
Я много лет занимаюсь продюсированием, так что организовать такое несложно. Но если говорить о том, как пришла идея… Думаю, когда у тебя есть какая-то «боль» и возможность ее выразить, найдется тот, у кого это тоже откликнется. Моя «боль» заключается в том, чтобы в отсутствие легкости перемещений по миру увидеть больше красот нашей огромной страны.
И я подумал, можно что-то снять. Точно знал, что в текущей ситуации, что внешнего финансирования не получу, поэтому рассчитывал только на себя. Тем не менее я нашел партнеров для проекта, которые поддержали путешествие по Хакасии небольшой суммой. И это было очень ценно!
По твоему опыту, велики шансы, если ты и правда придумал классный и важный проект, найти спонсоров?
Шансы нулевые, если ты не блогер-миллионник или какой-нибудь инфлюенсер. И это, конечно, очень печально. Хотелось бы иметь систему равного доступа к конкурсу финансовой поддержки проектов. Я знаю множество топ-менеджеров ведущих компаний, мало кто хочет верить красиво сверстанной презентации и продуманному описанию без понимания финального продукта. Но если предоставить им больше фактуры, а именно отснятый материал, шансы получить спонсорство выше — так вы покажете, что с бюджетом идея получится еще более качественной и полезной. Эта практика есть и в других странах, впрочем. Но для начала нужно поездить самому, на свои деньги.
Давай поговорим о фильме. Это очень редкая и честная история — опубликовать незавершенный сюжет. Ведь даже в жизни мы порой не можем остановиться, чтобы продолжить потом, с большими силами и в лучшее время. Чего вам стоило это решение?
Почему остановились, описано в фильме. Мы отсняли какое-то количество материала, и наш режиссер увидел там достаточно сцен для хорошего тизера. Получилось даже больше. Я прислушался к команде, прислушался к себе и семье. Мы проехали буквально три четверти пути, не добравшись до самых красивых мест, и грянул сентябрь 2022-го — мне не хотелось напрягать парней, когда вокруг такие события. Мы поняли, что сейчас магия кино точно не случится, и решили перенести на потом. Есть вещи, которые за деньги не купишь.
Материал всё равно получился классный, и те, кто его увидели, прислали много положительных отзывов. Уверен, мы еще вернемся на этот маршрут.
Как вы собирали людей на премьеры в разных городах?
Мы показали фильм в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске. С первыми всё просто: здесь меня знают многие из велокомьюнити, поэтому никаких проблем с площадкой и анонсами не было, а с Красноярском — именно там начинался наш маршрут, вся съемочная группа оттуда, так что мы обязательно должны были показать фильм. На просмотр пришли замечательные люди, задавали вопросы. Когда город или регион небольшой и про него делают что-то классное и искреннее, проект обязательно получит большое внимание. Теперь я действительно понимаю, что занимаюсь чем-то интересным, и есть желание продолжать!
Тебе хотелось бы вывести фильм в многосерийную историю?
Если к проекту притянется финансирование, я бы с удовольствием прокатился по Сибири. Там очень красиво, просто невероятно. Все те пейзажи, что мы увидели, были совершенными, тихими, бесконечными.
Беседовала Алина Казакова