Тыва покоряется отважным. Главные препятствия: размеры, сложный ландшафт и отсутствие дорог. Большинство туров по Тыве включают в себя водную или вертолетную переправу — это не аттракцион, а необходимость. Кажется, что Тыва сопротивляется тому, чтобы отметиться на карте привычных путешествий. Такая мнимая неприступность сформировала особый миф о Тыве: земля нетронутой природы, древней шаманско-буддийской культуры и тысяч озер, в которых отражается высокое небо. Из-за многочисленных водоемов писатель и историк Монгуш Кенин-Лопсан называл Тыву небесным зеркалом.
Содержание
- Влияние этносов и самоопределение
- Аржааны и горы
- Буддизм и мистика
- Горловое пение и тувинский панк
- Фестивали и праздники
- Народная кухня и ритуалы
Сергей Корнеев,
журналист, писатель, путешественник, основатель научно-популярного проекта «Праздник науки»
Влияние этносов и самоопределение
История Тывы — это круговорот взаимного влияния этносов, культур и государств, существовавших на территории региона. Многочисленные народы Сибири. Богатое наследие Туркестана (Центральная Азия). Монгольские и китайские империи. Уйгурский каганат: от него в Республике остался необычный памятник — развалины крепости Пор-Бажын на острове посреди озера Тере-Холь.
Поселение кочевников
В середине XVIII века Тыва стала территорией интересов России и Китая. А после Китайской революции 1911 года оказалась на перепутье между Монголией, Россией и Китаем. Не было единого мнения, к какой из государственных сил примкнуть или вовсе бороться за независимость. Однако в 1914 году тувинские нойоны (князья) добровольно вошли под протекторат Российской империи, а земли стали Урянхайским краем. Сто лет спустя этому событию посвятят монумент «Центр Азии» в Кызыле — небесные львы-арзыланы держат земной шар — работа бурятского художника Даши Намдакова.
Центр Кызыла
В 1918 году тувинцы объявили о самоопределении и провозгласили Народную Республику Танну-Тува (позже Тувинская Народная Республика). А 22 июня 1941 года стали первым государством, союзничающим с СССР во Второй мировой войне. Но в Союз Тыва вошла только в 1944 году — последней из республик. Сейчас официальное название региона — Республика Тыва, а самоназвание местных жителей — Тыва или Тывылар. Но искаженное русское произношение Тува прижилось даже среди коренного населения.
Аржааны и горы
Что вы представляете, когда слышите название Тыва? Бескрайние степи? Пустыню и дюны Цугээр-Элс? Может, наоборот, полноводный Енисей, холмистые берега которого покрыты лесом? Или горные хребты, уходящие за горизонт? Альпийские луга, подернутые синеватой дымкой высокогорного воздуха?
В массовом сознании Тыва связана со степями, наверное, из-за культуры кочевых народов, проживавших здесь. Но на деле степи — лишь малая часть региона, а большую часть территории занимают горные хребты. Увидеть всё разнообразие республики за одно путешествие сложно — через главные тувинские города проходит федеральная трасса «Енисей». Но до самых интересных мест зачастую невозможно добраться на машине. Большинство путешествий к природным достопримечательностям республики, например к горному массиву Монгун-Тайга или к каменным лабиринтам Кежеге, нужно заказывать заранее, чтобы турфирма подготовила трансфер на внедорожнике или вертолете.
Таежные воды
В 100 км от Кызыла, в живописном таежном ущелье, расположилось село Аржаан Чойган, куда приезжают на горячие источники. Слово «аржаан» означает целебную воду, а вокруг источников сложилась ритуальная культура. Водам приписывают целебные свойства, а на самых популярных и легкодоступных — проводят ежегодные обряды, во время которых шаманы обращаются к духам природы. Особенными считаются те аржааны, при которых растут отдельные заметные крупные деревья — их почитают за особый знак и именуют деревьями-шаманам. Приметы мест, где проводили обряды, вы легко заметите — частые каменные пирамидки (относятся к культу оваа). Обычно их устанавливают на горных перевалах — считается, что камни, из которых они сложены, должны быть подняты у подножия. Такие пирамидки выполняют роль алтаря и являются знаком уважения духам места.
Горное озеро
Другие популярные курорты — Уш-Белдир (работает только летом, добраться до него можно на регулярных вертолетных рейсах) и Тарыс. Известность последнего поддерживает молва об особо целебных качествах местных ключей, температура некоторых достигает 80 °С, их посещение строго контролируется работниками турбазы. Однако Тере-Хольский район, где расположены источники, труднодоступен, путь сюда может занять несколько суток.
Солёное озеро
Еще одно направление водных маршрутов — озера. Соленое Дус-Холь (220 км от Кызыла), кристально прозрачное Торе-Холь (250 км от Кызыла), Тоджа, оно же Азас, — заповедник водяных лилий (265 км от Кызыла, но дальше в селе Тоора-хем, в 50 км от озера, придется пересаживаться на внедорожники).
Буддизм и мистика
Самая интересная буддийская достопримечательность Тывы — Бурган-Даа («Гора Бога»), скальная ниша в горе Суме. На ее стене высечен образ Будды, точный возраст неизвестен, варьируется от VI до XIII века н. э. Почти весь год он скрыт под водами Енисея в Саяно-Шушенском водохранилище. Доступ открывается только в мае–июне, когда сбрасывают воду.
Буддийская ниша в Суме с видом на Саяно-Шушенское водохранилище
В Тыве исповедуют тибетский буддизм, который благополучно соседствует с древним шаманизмом. Согласно шаманским воззрениям, мы, люди, обитаем в Среднем мире, над хтоническим и зачастую враждебным к человеку Нижним миром, однако мы можем соприкасаться с божественными проявлениями Верхнего мира. Особое положение занимают шаманы: «демоны» Нижнего мира служат им «перевозчиками» в Верхний.
В апреле 2023 года в Кызыле открыли храм Тубтен Шедруб Линг (Сад изучения и практики учения Будды Шакьямуни). Когда строительство будет завершено полностью, то храм и монастырь при нем станут самой крупной буддийской обителью в России. Также в республике популярны туры по «местам силы», встречи с шаманами и «кормление духов». Чтобы узнать об этом чуть больше, рекомендуем статью Российского географического общества «Республика Тыва: Планета шаманов» и документальный фильм Александра Фёдорова о современном шаманизме в России.
Тувинский шаман
Расстрелянная сангха
В самом известном монастыре Республики Устуу-Хурээ (основан в 1905 году, находится близ города Чадан) был разработан тувинский алфавит и отчеканены первые монеты Тувинской Народной Республики. Однако в период ТНР и советской власти верующие пережили десятилетия гонений: они затронули буквально каждого жителя, ведь традиционные верования — неотъемлемая часть повседневности тувинцев. В 1930-х в Тыве прошла первая волна репрессий. В 1939 году от скачек отстранили коня по кличке Эзир-Кара (Чёрный орёл), потому что его бывший хозяин был объявлен «врагом народа». В 1940 году казнили ламу Монгуша Лопсана-Чимита, который разработал тот самый алфавит. Следующая масштабная волна репрессий пришлась на 1950-е годы. Буддийская сангха (община) официально возродилась только в 1990 году. Подробнее об этой трагической странице истории можно узнать в Музее истории политических репрессий в Кызыле.
Горловое пение и тувинский панк
Главный музыкальный бренд Тывы — хоомей, традиционное горловое пение. Считается, что в древности существовало 12 характерных стилей такого пения. Например, певец Владимир Ойдупаа исполнял сложный каргыраа, который требует сильного напряжения голосовых связок. На его основе он создал свой стиль — его теперь называют ойдупаа. Хоомей — живая традиция.
Дребезжащий тембр хоомея завораживает. В нем слышатся хтонические ритмы, словно с тобой разговаривают духи Нижнего мира. Наверное, поэтому он хорошо сочетается с музыкальными экспериментами — панком, тяжелой музыкой или нойзом. Но не только! Послушайте прошлогодний альбом Embodiments, на котором пение Бады-Доржу Ондара миксуется с битами и хип-хопом битбоксера из США Доминика Shodekeh Талиферо. А как вам танцевальная электроника Ондара Конгар-оола с альбома Tuva Future (The Adventure Continues)?
Ритмы степи над миром
Тыва вспыхнула на мировой музыкальной карте в 1990 году. Тогда в Алма-Ате состоялся первый международный конкурс «Азия Дауысы» («Голос Азии»). Премию завоевала тувинская группа «Центр Азии». В жюри оказался британский композитор и основатель жанра эмбиент Брайан Ино. Он выделил молодой коллектив «Ят-Ха» — для него на конкурсе была объявлена специальная премия. Вскоре «Ят-Ха» стали сенсацией world music. На протяжении девяностых и нулевых их проще было услышать в лондонском Royal Festival Hall или в Нью-Йорке, чем на родине. Они добавили к этно-звучанию панковскую злую неряшливость, а чуть позже и техно-эксперименты. С не меньшим успехом прошли мировые турне другой тувинской группы — «Хуун-Хуур-Ту». Их музыка более традиционная, проникнутая шаманской поэтикой и ритуальными ритмами. Звездой world music и авангардного джаза стала поэтесса Сайнхо Намчылак. И сегодня многие республиканские музыканты выпускают альбомы на ведущих западных лейблах.
Концерт «Ят-Ха». Источник: соцсети группы. Фото Adrian Michalski
Если захотите погрузиться глубже в самобытную тувинскую рок-сцену, то рекомендуем обзорный материал «Царство настоящего панка: история тувинского рока». А самым дотошным — книгу Валентины Сузукей «Как молоды мы были… ВИА Тувы 1970–90-х годов»:
«Большой проблемой была невозможность приобретения качественных электрогитар и звуковой аппаратуры. В Кызыле просто не продавались хорошие гитары. […] Тем не менее [музыканты] проявляли чудеса изобретательности, чтобы приобрести аппаратуру, скидывались сами или им помогали родители и родственники, или такие детали, как звукосниматели, „создавали“ сами. Приходилось приспосабливать мембраны с телефонных трубок, затем „сочинять“ и придумывать, как присоединить всё это к аппаратуре самим. В основном пользовались микрофонами от магнитофонов. Их прикрепляли изолентой к стойкам. Орлан Сарыглар из группы „Арбай-Хоор, например, даже сам изготовил неплохую самодельную электрогитару“.
Послушайте два знаковых альбома девяностых — Enisei-punk «Ят-Ха» и Naked Spirit Сайнхо Намчылак.
Фестивали и праздники
Хуреш — тувинская национальная борьба. Тыва ча — стрельба из лука. Аът чарыжы — конные скачки. Всё это составляет национальное троеборье. Дүк салыр («сбивание шерсти») и дүк ээрер («прядение шерсти») — традиционные массовые танцы. Все эти традиции в республике живые, а не достояние фольклористики. Они часть повседневной культуры и повод для веселых праздников.
Памятник борцу. Кызыл
Шагаа, тувинский Новый год по лунно-солнечному календарю и главный праздник республики, в 2024 году выпадет на десятые числа февраля (скорее всего, 11 февраля, но точная дата будет объявлена ламами позже). Даже среди стикеров для телеграма можно найти тот, что иллюстрирует традиционное праздничное пожелание «Амыр менди!» («Мира вам!»). Шагаа обставлен разными ритуалами и символическими действиями. Но после дани уважения традициям начинается веселье. Это и яркие костюмы, и танцы на главных площадях, и зажжение гигантского костра вечером.
Наадым в 2023-м. Источник: соцсети информагентства «ТуваМедиаГрупп»
Наадым — главный мужицкий праздник Тывы, во время которого можно и ловкость продемонстрировать, и силу, и красоту, и достаток. Загуглите «хуреш» и увидите сотни фотографий борцов с широко и как-то странно раскинутыми в стороны руками — так изображают размах крыльев орла. Перед поединком, а то и празднуя победу, борцы исполняют танец орла — хартыга девиг. Само название праздника восходит к трем мужским играм, упомянутому выше «тувинскому триатлону»: борьбе, стрельбе из лука, скачкам. Главные состязания происходят ежегодно в середине августа (дата также устанавливается каждый год, в 2023-м это было 13 августа).
Народная кухня и ритуалы
Тувинская кухня — без изысков, сытная и обильная. Кочевой образ жизни древних тыва создал ее традиции — перегоняя стада баранов с пастбища на пастбище, ими же и питаешься. А сохранить продукты в походных условиях помогает ферментация: кисломолочный хымыс и хойтпак. Легендарный курут — соленый сыр в шариках, про который рассказывают как про суперфуд, который помог Чингисхану прокормить армию в походах и завоевать полмира. К деликатесам в тувинской кухне можно отнести блюда из субпродуктов (печень, почки, легкие), приготовленные с большим количеством жира, — поэтому рассчитывайте свои силы.
Хозяйства местных пастухов
Но главный специалитет, который легко достать исключительно в буддистских регионах России, — цампа (в Тыве — далган). Муку из ячменных (иногда других) зерен поджаривают, а после смешивают по вкусу с водой или молоком, чтобы приготовить кашу. Для сладкоежек — с медом и тертыми орехами. Цампу-далган используют даже в буддистских ритуалах, развеивая по воздуху. А в аюрведе она считается лекарственной.
Традиционный печеночный суп
Попробовать тувинскую кухню можно в ресторанах Кызыла: Rosso (согажа — баранья печень, зажаренная в жире), «Юрта Субедей» (все виды жареного мяса и хуужуры — тувинские чебуреки) и «Царская охота» (в дополнение к меню — вид на Енисей).
Как добраться
Рейсы S7 Airlines летают в Кызыл из Новосибирска. Время в пути — меньше двух часов.