Меня зовут Елизавета Морозова. Я — писатель и исследователь счастья. И обожаю путешествовать. Часто мы катаемся все вместе с семьей. Нас пятеро: муж — архитектор Михаил и трое детей: Александра, Георгий, Николай. Уточняю, так как в статьях они будут присутствовать. Я постоянно пишу дневники. Каждое мое перемещение по миру сопровождается огромным количеством текстов, мне так нравится записывать свои первые впечатления! Самое ценное — это то, какую эмоцию ты ощутил в самом начале. В своих статьях я бы хотела поделиться с вами, дорогие путешественники, своими эмоциями и интересными фактами, которые меня заинтересовали в поездках.
В этой статье предлагаю вашему вниманию первые два дня нашего пребывания на Алтае. Остальные — последовательно в новых статьях.
День 1. Вторник
Мы летели навстречу солнцу, это было необычно — вылетели в 1.30 ночи примерно. Через пару часов уже начался рассвет, сначала рыжей полоской света на фиолетовом пространстве, а потом все ярче и ярче за иллюминатором рассеивался золотистый свет. Но пассажиры к этому времени уже спали. Я и Ники лежали на Георгии. Миша с Алекс на соседнем ряду. Казалось, полет был таким долгим! Хотя ничем не отличался от Крита — также 4 часа. Но часовой пояс совсем другой. Прилетели в 9.30 по местному времени и в 5.30 по московскому. Возле крохотного аэропорта, где не нужны никакие автобусы и трапы — люди из самолета идут пешком к входу, — нас ждал дядечка в клетчатой рубашке с полным ртом золотых зубов. При этом аэропорт считается серьезным и большим. Конечно, если сравнить его с кусочком поля возле Белокурихи для самолетов местного сообщения, то аэропорт в Горно-Алтайске будет казаться большим.
Все сразу вырубились на задних сидениях, только мы с Мишей немного успевали слушать водителя.
….
Прибыв в Белокуриху еще в спящем состоянии, не могли понять, куда это нас занесло. Вся атмосфера казалась на первый взгляд очень допотопной, провинциально-совковой: никаких тебе красот, где-то виднеется гора с елками на верхушке, отель 4 звезды совершенно не соответствует заявленному, все постройки сильно устарели — так казалось вначале. Но всем очень хотелось спать, поэтому более углубленно думать об этом не было возможности. Как только завезли в номер вещи, рухнули без ног.
Через несколько часов я проснулась и отправилась что-то срочно делать по московским рабочим делам. Мы проспали свою первую экскурсию — встать было невозможно.
Несколько часов в сонном состоянии — дела по бизнесу, потом проснулись мальчики, они обедали, потом снова дела. Наконец-то решили прогуляться. Забрались на гору, на которой находился санаторий. Здесь организованы терренкуры для кардиопрогулок среди прекраснейших елок и сосен. Немного там походили, но Ники вдруг наткнулся на что-то и не мог идти дальше. Пришлось взвалить его на плечи и нести вниз. Возле санатория оказалась детская анимация в большом крытом пространстве, можно было поиграть в шахматы, шашки и разные игрушки. Как только село солнце, стало так холодно, что мы взяли пледы с собой в отель на время (потом вернули), так как идти в майке было просто невозможно.
Дорога в Белокуриху: большую часть пути мы проспали
День 2. Среда
Вставать надо было в 7.00 утра, чтобы успеть позавтракать и отправиться на обзорную экскурсию. Пока просыпались, собирались, выяснилось, что уже 8.30, а завтраков в гостинице нет, только ресторан с 9.00. Пришлось идти в круглосуточный магазин напротив и покупать разную сухомятку, которую мы разложили на столиках и стульях возле витрин спящего фасада домов. Приехал черный мини-автобус «Мерседес» и ждал, как оказалось, нас — последних пассажиров. Медленно и не спеша мы подошли, видимо, еще не проснувшись. Мой телефон, в отличие от остальных, так и не смог переключиться на местное время и показывал 5 утра. Только к нашему обеду начались смс из Москвы по всяким делам, так что до обеда можно было спокойно проводить время.
Экскурсоводом была женщина Надежда с огромным стажем работы. Она интересно рассказывала об Алтае, пока мы ехали в дальний путь. Ники — наш маленький биолог, любящий цветы, растения и процесс прорастания чего-либо, — с восторгом разглядывал в окошко гречишные поля и золотарник, с гордостью сообщая, что знает этот цветок.
Про Алтай, кроме слов «панты марала», «Алтайские травы» и «Алтайская косметика» на Даниловском рынке мы не знали практически ничего. И пока наш автобус ехал по кочкам дороги, в некоторых местах это был знаменитый «Чуйский нижний или верхний тракт», узнавали о том, что Алтай с 1992 года разделен на Алтайскую республику, являющуюся вотчиной коренного населения — алтайцев, которых, к сожалению осталось совсем мало, и Алтайский край — где живут в основном русские.
Вообще, история присоединения Алтая к России идет с 17 века. Сначала к ним направляли посольства для переговоров, но племена никак не поддавались на уговоры. Но когда со стороны других народов был осуществлен серьезный натиск, алтайцы не смогли самостоятельно справиться и добровольно присоединились к России, получив мощную защиту от иноплеменников. Таким образом границы нашей страны расширились до Монголии и Китая. От нашего места до Монголии примерно 400 км.
Алтайцы — это монголоидная раса, прародители всех тюркских народов мира. Алтай по-тюркски — это «алтын», т. е. «золотой». У них очень интересная религия — тоже языческое поклонение богам, как и в Древней Греции, но это не боги в целом, а конкретные — Дух перевела, Дух реки Катунь, дух Горы Белуха и т. д. Сами алтайцы не позволяют себе, например, сплавляться по реке, т. к. считают, что тем самым разгневают дух Катуни. Такое бережное отношение к природе — это то, чего не хватает современному человеку, не осознающему ценность ее даров. Возможно, Алтай еще сохраняет в себе огромные природные ресурсы в связи с тем генокодом, который заложен издревле в этой местности. 96% всех местных трав имеют целебные свойства.
Алтай — сельскохозяйственный край, все поля засеяны разными культурами — пшеница, гречиха, рожь и т. д. Здесь почти нет городов. Люди живут в селах, это образ жизни — работа в поле и с природой.
Так, за интересным рассказом, мы проехали мимо деревни Ая с запоминающейся историей названия — люди поселились в этом месте, построились, но все никак не могли придумать название для своего поселения. Собрались как-то раз и начали обсуждать, но не пришли к единому мнению. Наступила ночь, стали расходиться, и вдруг один из них споткнулся о корягу и вскрикнул «Ай!». В это время расступились облака на небе, из которых показалась полная и красивая луна. А луна по-алтайски «Ая» — так и назвали деревню. Также называется и близлежащее озеро.
Мы же остановились возле «Тавдинских пещер». Сначала было непонятно, где же пещеры, когда перед нами скалы. Но в конце похода дети единодушно сообщили, что пещера Зевса на Крите значительно скучнее. Конечно, ведь тут пришлось преодолевать препятствия! Собрались 30 человек и парень-экскурсовод, который лазает по маршруту пещер 7 раз в день, рассказывая все на автомате с грозным видом духа горы. Сначала надо было подняться по крутым ступенькам на 40 метров вверх, что мне показалось отличной физкультурой после 1,5 часового сидения в машине. Дальше стало прохладнее, так как мы зашли в пещеры. Везде по дороге были рассыпаны монеты. Паренек показал нам камень в виде гнома и сообщил, что эти пещеры охраняет именно он, поэтому если мы хотим нормально вернуться обратно, то желательно задобрить духа. Кто-то из группы спросил, принимает ли гном карту Visa. На свой страх и риск не имеющие наличных отправились дальше. Пещерам же 1 млн 200 лет и до конца не изучено, сколько их здесь точно, поэтому есть риск заблудиться.
«А теперь у кого клаустрофобия — можно вернуться назад», — грозил экскурсовод. Но все пошли. А нужно было проползти на корточках 7 метров по узкому и низкому ходу. Дети были в восторге, особенно, мальчики. Потом мы оказались в пещере первобытного человека, доказательством же служили различные археологические сведения. На следующем испытании все же два человека свернули в обратную сторону, так как теперь надо было подниматься по скалам, держась за веревку без каких-либо ступеней. Сразу невольно вспомнился эпизод, как мы лазали в горах Абхазии с двухлетним Ники на спине, как вдруг слышу крик: «Георгий упал!» А падать там было куда! Сплошные пропасти вокруг. Я очень испугалась, но оказалось все совсем не страшно, он просто споткнулся на тропе, ему было 5 лет. Сейчас 8-летний парень бежал первым вприпрыжку по скалам, Ники не отставал. Забравшись на верхнюю точку, мы увидели великолепные виды на реку Катунь, звонко бегущую вдоль сочно-зеленых высоких лесов. Не обошлось и без «арки желаний» — нужно было пройти вокруг каменной колонны, держась за нее рукой, и что-то загадать. Походив по кругу, мы спускались вниз, наблюдая чудесную природу вокруг.
Чтобы добраться до красивых видов, пришлось приструнить клаустрофобию
Но путешествие через все узкие лазы того стоило!
Следующей остановкой стало довольно странное кафе с «домашней едой», не совсем вкусной, но, так как мы не завтракали, нас это вполне устроило. Вариантов все равно не было. Во время обеда можно было наблюдать, как летает настоящий орел прямо рядом, распахнув огромные крылья, плавно маневрируя над крышей кафе.
Постепенно мы подбирались к священной реке, с каждым разом все ближе и ближе. Так, мы доехали до села Чемал, в котором в красивейшем сосновом бору есть навесной мостик на остров Патмос. На острове воссоздана церковь св. Иоанна Богослова на деньги одного фотографа, который выяснил, занимаясь фотографией, что здесь когда-то находился храм. Скалистый островок очень маленький — на нем только и умещается небольшая церквушка. Пока идешь по мостику, качающемуся в разные стороны, внизу видно зеленую, изумрудную реку. В сочетании с белесыми скалами выглядит чудесно. В 12.40 по московскому времени мы вышли из храма, помолившись за всех наших контрагентов. В это время начинался судебный процесс по очень важному для нас делу. На «материке» ходил взад и вперед юродивый алтаец, он просил милостыню и получил ее от нас, а рядом сидел странный путешественник, продающий фотографии. Произошла, по ощущениям, остановка времени на доли секунд.
Мостик на остров Патмос: небольшой островок суши, на котором разместилась церковь
Ну, а мы двинулись дальше. Место имеет несколько названий: «Зубы дракона», «Стрелы Сартакпая» и что-то еще, но все они связаны с одной захватывающей легендой, согласно которой жил-был хан Алтай, когда не было ни гор, ни рек, ни лесов, одна степь. Хан был очень богат, но больше всего любил свою дочь Кадын, которая росла без матери. Пришло время ей выходить замуж, но всем соответствующим по статусу женихам она отказывала, т. к. полюбила бедного пастуха Бия, они это тщательно и долго скрывали. Но однажды тайна была раскрыта и хан Алтай заточил дочь в пещеру, поставив стражу, а Бия велел отправить далеко на север, где полностью замуровать в самой глубокой пещере.
Но у влюбленных были друзья, одни убили стражу и освободили Кадын, а шаманы вызвали духов земли и вытащили наверх Бия. Они скакали друг к другу на лошадях. Когда хан обнаружил побег, отправил в разные стороны своих воинов, но не подумал, что дочь побежит на север, так как там очень суровый климат. Но когда воины вернулись ни с чем, он направил самый сильный отряд во главе с Бабырганом на Север. А этот Бабырган был влюблен в Кадын уже давно, и вот он почти ее нагнал, но тут, откуда ни возьмись, появился Бий. Оба влюбленных сошли с лошадей, начали обниматься и целоваться и вдруг превратились в реку. От удивления таким неожиданным поворотом событий Бабырган встал как вкопанный и превратился в гору, которая и носит сейчас такое название. От горя хан превратил всех остальных своих подчиненных тоже в камни и горы, а сам долго горевал, став озером, от которого питается Катунь — то есть река, образованная из двух влюбленных, Кадын и Бия. Мы созерцали красоту места по дороге, где «бежала Кадын», встретив дракона, «зубы» которого торчат из реки великолепными скалами, рассекая бушующую мощь воды. Мы стояли на узком однополосном автомобильном мосту, через который можно проехать только оплатив проезд, а так как особого движения по нему нет, люди спокойно могли гулять и наслаждаться видами, получая энергию природы.
Вблизи от этого места находится Камышлинский водопад, к которому путь лежит на моторафтах — надувных лодках с мотором. Это было самым ярким впечатлением за поездку. Капитан, сразу увидев в наших детях бесстрашных путешественников, так рассекал по бурлящим потокам, что мы уходили то в один, то в другой крен. Дети визжали и веселились. Скорость течения в реке 6 метров в секунду, глубина 16 метров летом, а весной поднимается еще больше, бурлит и кипит еще больше, температура воды — максимум 15 градусов, не выше. Из-за скорости течения и холода здесь не купаются.
Моторафты подходят тем, в ком силен дух авантюризма!
Проплывали мимо Медвежьего острова — на нем находится скала, абсолютно точно повторяющая голову медведя. На другой стороне реки нас встретили милые кролики, совершенно не боящиеся людей. Среди леса водопад с холодной водой, по которой я с удовольствием походила босиком. На Алтае ввели кроме стандартных видов оздоровительных процедур так называемую «ландшафтную терапию», с чем я совершенно согласна. Учеными доказано, что наблюдение за красотой и природой обладает безусловным оздоровительным эффектом. Кроме того, водопады обладают тонизирующим эффектом в связи с тем, что струи воды, падая с большой высоты, разбиваются о каменное ложе, смешиваясь с частицами воздуха, под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца, получают электрический заряд. Отрицательно заряженные ионы в смеси с фитонцидами, источаемыми окружающей растительностью, оказывают благотворное и бодрящее воздействие на организм человека. Видимо, именно этот водопад стал для нас местом силы, так как после его посещения нам поступил звонок юриста из Москвы о том, что мы выиграли суд, к которому несколько месяцев готовились. Это была огромная победа и радость! Полностью расслабившись, мы направились обратно на моторафтах с еще большей экстремальностью, чем в эту сторону. Решили по местному обычаю поблагодарить природу и реку Катунь, «задобрив» монетками.
Обратный путь был очень красивый в золотом закате. Нам включили очень интересный фильм Гарика Сукачева про Алтай «То, что во мне» — документальный с художественным подходом. Интересно, что все, что происходило во время фильма, словно дублировалось у нас в реальности. Когда мотоцикл ехал по Чуйскому тракту — мы видели ту же дорогу, когда в кадрах были закаты, то наше окно заливал свет солнца, словно затягивал рыжей ситцевой тканью. А когда в кино путешественники, ехавшие на автомобиле, остановились, по неведомым причинам наш автобус тоже остановился что-то поправить. Воистину мистические места!
Ночью становится на 10 — 15 градусов холоднее, резкий перепад температур. Прогулялись поужинать в кафе и уже ночью легли спать. Приложение по шагам показало, что мы прошли за этот день 23 653 шага!
Спросили у экскурсовода, где найти приличный ресторан, и отправились к нему. В ресторане проходил «музыкальный вечер» с неплохими песнями. Романтический ужин.