Мороз у солнца

Температура за бортом самолета: почему снаружи холодно, а в салоне тепло

Мороз у солнца
3 минуты
 

Пассажиры заходят в самолет Новосибирск — Москва. Скоро лайнер поднимется в небо, и капитан объявит: «Наш полет проходит на высоте 10 000 метров, температура за бортом — минус 50 градусов». Почему под солнцем такой мороз? На что влияет температура за бортом и зачем пилотам за ней внимательно следить?

Содержание

  1. Почему за бортом самолета холодно
  2. Как измеряют температуру за бортом самолета
  3. Что такое точка росы и зачем пилотам ее знать
  4. Почему самолет не замерзает, если за бортом холодно
  5. Кто включает кондиционер в самолете
  6. Какая температура в багажном отделении самолета

Почему за бортом самолета холодно

С высотой температура воздуха понижается: чем выше мы поднимаемся от земли, тем холоднее. Основная причина в том, что солнечное тепло в первую очередь нагревает поверхность земли, а уже от нее — прилегающие слои воздуха.

Но почему же тогда на высоте мороз, ведь солнце светит и там? Помимо солнечного нагрева, на температуру влияют физические процессы и явления.

Расширение и сжатие воздуха. При расширении воздух охлаждается, а при сжатии — нагревается. На высоте давление ниже, воздух становится шире, а значит, холоднее.

Разреженный воздух. С увеличением высоты количество молекул воздуха в одном и том же объеме уменьшается. Это означает, что на больших высотах воздух менее плотный и плохо удерживает тепло.

Влажность воздуха. Сухой воздух охлаждается и нагревается быстрее, чем влажный. На больших высотах воздух очень сухой, поэтому легко теряет тепло.

Температура воздуха понижается с высотой: чем выше мы поднимаемся от земли, тем холоднее

Конвекция. Воздух нагревается от поверхности земли, становится легким и поднимается вверх. Там остывает, тяжелеет и снова опускается вниз. Такой процесс называется конвекцией, это как режим в духовке, только для движения воздуху не нужен вентилятор.

Облачность. Днем облака отражают солнечное тепло, как зонтик. Это приводит к снижению температуры у поверхности земли. Зато ночью облака действуют как одеяло, не давая теплу уходить в космос. Этот эффект особенно заметен зимой, когда облачные ночи теплее, чем безоблачные. Зато когда небо чистое, воздух остывает быстрее — так бывает ночью в пустыне.

Рельеф земли. В горах перепад температуры сильнее. На больших высотах уменьшается атмосферное давление и воздух более разрежен. Кроме того, горные пики могут задерживать движение воздушных масс и тем самым создавать резкие скачки температуры, тогда как на равнине погода меняется не так выраженно.

Как измеряют температуру за бортом самолета

В авиации для расчета температуры за бортом используется «стандартная атмосфера» — математическая модель распределения температуры по вертикали. Это как «одинаковая погода» для всех самолетов.

В «стандартной атмосфере» усредненные показатели температуры и давления, они не привязаны к времени года или географии:

  • температура на земле (а если точнее, на уровне моря) всегда +15 °C;
  • каждый километр вверх температура снижается на 6,5 °C.

Например, наш самолет вылетел из Новосибирска и двигается на высоте 10 км. По модели «стандартная атмосфера» температура за бортом рассчитывается по формуле 15 °C - (10 км * 6,5 °C) = -50 °C.

Зимой и летом температура с высотой будет меняться по-разному. Например, в средних широтах на высоте 8–12 км (где в основном летают самолеты гражданской авиации) зимой температура уменьшается на 4–6 °С каждый километр вверх, а летом — на 5,5–7 °С.

Екатерина Парфенова,
старший преподаватель кафедры управления воздушным движением и навигации Ульяновского института гражданской авиации
От того, какая температура за бортом, зависит расчет режимов работы двигателей и бортовых систем

Когда производители лайнеров, будь то американский Boeing или бразильский Embraer, проектируют и испытывают самолеты, они используют параметры «стандартной атмосферы». Дело в том, что они должны проверять все расчеты — от расхода топлива до прочности крыла — в одинаковых условиях.

На практике средние показатели не всегда соответствуют реальным, поэтому пилотам нужно следить за тем, какая температура за бортом.

В самолете во время полета температуру воздуха показывают датчики и бортовой компьютер. Датчик на фюзеляже измеряет TAT (Total Air Temperature) — температуру с нагревом от трения воздуха о корпус самолета. Представьте, что вы едете на велосипеде. При разгоне ветер дует в лицо и кажется более теплым — это эффект трения. Похожим образом воздух скользит по самолету, который движется на куда большей скорости — 900 км/ч. Из-за трения показания датчика ТАТ всегда выше истинной температуры за бортом.

Во время полета температуру воздуха показывают датчики и бортовой компьютер. Фото из личного архива пилота S7 Airlines Карена Новицкого

Бортовой компьютер на основе TAT и скорости полета вычисляет SAT (Static Air Temperature) — истинную температуру окружающего воздуха без учета нагрева от движения. То есть 50 градусов, о которых сообщил пилот пассажирам, и есть SAT.

Температура оказывает прямое влияние на аэродинамические и летно-технические характеристики самолета. Простыми словами, от того, какая температура за бортом, зависит расчет режимов работы двигателей и бортовых систем.

Дмитрий Федотов,
ведущий инженер по техническому обслуживанию планера и двигателей S7 Technics

Что такое точка росы и зачем пилотам ее знать

Еще один ключевой для экипажа параметр — точка росы. Это температура, при которой невидимый водяной пар в воздухе превращается в видимую влагу: туман, облака или капли на холодной поверхности.

Значения точки росы по аэродрому и маршруту пилоты получают из метеосводок перед вылетом и в полете. Особенно внимательно пилоты и наземные службы отслеживают:

  • туман: если температура воздуха близка к точке росы у земли, возрастает риск густого тумана;
  • обледенение: если температура поверхности самолета (крыла, двигателя) равна или ниже 0 °C, а воздух насыщен влагой (температура воздуха близка к точке росы), на этих поверхностях может нарастать лед.
Самолет обрабатывают противообледенительной жидкостью, чтобы убрать лед, который схватился на поверхности во время стоянки

Почему самолет не замерзает, если за бортом холодно

Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать экстремальный мороз. Его фюзеляж как термос: специальные материалы внутри обшивки не пускают холод в салон и удерживают тепло.

В холодную и влажную погоду самолет обрабатывают противообледенительной жидкостью. Она защищает от снега и льда, которые могут появиться на лайнере во время стоянки на аэродроме.

В небе горячий воздух от двигателей подается на передние кромки крыла и двигателей, а лобовые стекла кабины обогреваются электричеством. Всё это тоже не позволяет образоваться ледяной корке.

Кто включает кондиционер в самолете

В самолете работает система кондиционирования. Она смешивает горячий воздух (от двигателей) и холодный воздух (снаружи или от охладителей).

Температурой в салоне самолета управляют пилоты. Для этого у них в кабине есть специальные регуляторы. Перед взлетом пилоты обычно устанавливают комфортные 25 °C. 

Над головой у второго пилота три регулятора: один — для кабины, два — для передней и задней частей салона. Это как климат-контроль в машине. Обычно держим температуру в салоне +23–25 °C — комфортно, как дома.

Михаил Агапов,
командир воздушного судна Boeing 737

Какая температура в багажном отделении самолета

В багажном отделении прохладнее, чем в салоне, но температура там не опускается ниже +10 °C, а в среднем составляет +17–18 °C. Это безопасно для большинства хвостатых и пернатых путешественников.

Хотя в багажных отсеках под салоном нет отдельного мощного кондиционера, туда попадает часть теплого воздуха из салонной системы кондиционирования. Кроме того на некоторых самолетах можно регулировать температуру в багажном отсеке — ее устанавливают с учетом особенностей перевозимого груза.

Наши письма на пользу вашим путешествиям
Откроем новые локации, расскажем про работу экипажа, напомним о грядущей распродаже
 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены