Это место поражает воображение, даже если просто взглянуть на фотографии. В 2008 году эти каменные останцы, возвышающиеся на одном из отдалённых плато в северной части Уральских гор, вошли в список «Семи чудес России», и тогда про них узнали уже почти все. Хотя добраться до этого чудного места как было непросто раньше, так остаётся непростым и по сей день, но если задаться целью…
Существует два основных способа увидеть столбы выветривания Маньпупунёр. Первый — бюджетный, но физически утомительный. Добраться до города Ивдель Свердловской области, а оттуда пешком с рюкзаками, рассчитанными на недельный переход, через дремучую уральскую тайгу по сильно пересечённой местности. На этом маршруте туристы проходят печально известный перевал Дятлова. После достижения конечной цели нужно столько же времени потратить на обратный поход.
Второй способ гораздо менее энергозатратный, но дорогостоящий. Это вертолётный перелёт с посадкой на площадке, находящейся на самом плато, от которой буквально один километр несложного пешего пути до самих каменных останцев. Отправиться в такие вертолётные туры предлагают из Ухты, Троицко-Печорска, Нягани и Ныроба. Из этого Ныроба, находящегося в Пермском крае, я, собственно, и решил в один прекрасный субботний день махнуть к столбам, параллельно поставив для себя галочку ещё и на пункте «полёт на вертолёте», чего раньше не испытывал в жизни ни разу. Да, конечно это изрядно облегчило карман, но… такое неординарное событие всё же стоит понесённых затрат, так, по крайней мере, я сам себе объяснял в тот момент.
Итак, вечерний вылет в город Пермь, прибытие под утро, несколько лошадиных доз кофеина, чтобы не заснуть на какой-нибудь лавочке и не пропустить трансфер и… пять часов пути на жёстком сиденье микроавтобуса до северного Ныроба. Последняя часть пути растряхивает все остатки сна.
Ныроб встретил мрачной погодой, обилием агрессивных комаров, песчаной почвой и позабытой уже в крупных городах телефонной будкой
Вертолёт МИ-8Т стоял на своём пятачке и будто бы грустил о чём-то, хотя на самом деле грустили туристы (включая меня конечно же), собравшиеся лететь к чуду России, но услышавшие от капитана воздушного судна разочаровывающие слова: нелётная погода, ждём…
Пока погода не радовала перспективами скорого вылета, ничего не оставалось, как просто послоняться по посёлку. Зайдя в магазинчик и увидев винтажные счёты, я решил, что нужно обязательно напроситься встать за прилавок и изобразить из себя недовольного продавца
Храм Николая Чудотворца. Построен аж в 1705 году. Вроде бы в тучках наметились разрывы. Я и ещё пара самых нетерпеливых сбегали к вертолёту, но ответ был всё тем же: не летим!
Решили сходить в музей, посвящённый памяти Михаила Никитича Романова, дяди первого русского царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича. Его сюда выслал Борис Годунов, обвинив не в чём-нибудь, а в колдовстве! На самом деле он просто боялся возрастающей популярности опасного конкурента.
В итоге «ныробский мученик», как его прозвали позже, Михаил Никитич Романов, закованный в кандалы, провёл страшную зиму 1601–1602 гг. в деревянном срубе, спущенном в земляную яму. В таких жутких условиях, да к тому же в столь суровых северных краях, Романов не выдержал и умер в первую же весну 1602 года.
В этом музее нам рассказали интереснейшую лекцию про мытарства дяди первого русского Романова-царя.
Мы уже окунулись в атмосферу позднего Средневековья, почти что услышали звон кандалов «ныробского узника», как вдруг… Скорее! К вертолёту! Дали окно!
Вертолёт взлетел, мы взмыли над бескрайней уральской тайгой Печоро-Илычского заповедника. Пока мы летели примерно час до места назначения, я разговорился с другими пассажирами, многие из которых ждали вылета ещё с прошлых выходных! Мне, по сравнению с этими бедолагами, повезло просто несказанно! Хорошая погода, как выяснилось, тут большая редкость даже для летних месяцев.
И вот мы на месте. Я не верю своим глазам. Я стою на тропе, ведущей к этим совершенно удивительным каменным исполинам.
Коренные жители манси с давних пор наделяют это место сакральными свойствами и считают большим грехом вообще появляться здесь. Учёные объясняют появление таких останцев многовековым воздействием влаги, ветра и перепадов температур, разрушившим мягкие породы гор и оставившим твёрдые серицито-кварцитовые сланцы в виде этих причудливых столбов. В общем, тут можно наглядно убедиться в том, насколько древними являются Уральские горы.
Волей-неволей эти каменные глыбы заставляют всматриваться в них и пытаться найти, на что же они похожи. Вот этот, к примеру, похож на какого-то ящера с гребнем, вставшего на ноги.
Это фото помогли мне сделать туристы, которые пришли сюда пешком из Ивделя! Я представил, как это выглядело с их стороны. Неделя пешего пути через броды, перевалы, тайгу, поливаемые дождями и съедаемые комарами, а тут сытые и холёные прибыли на всё готовое.
Время пролетело незаметно. По сигналу нашего капитана мы погружаемся обратно в вертолёт и бросаем последний взгляд на это чудо.
Дальше была обратная дорога сперва на вертолёте до Ныроба, а потом эти новые пять часов до Перми. Но все пассажиры были на волне полученных впечатлений, поэтому нисколько не изнемогали. Что-то около полуночи мы прибыли в город Пермь, показавшийся просто каким-то невероятным образцом современной цивилизации после кратковременного окунания в эти дикие, но прекрасные края, находящиеся на севере нашей большой страны.